ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Апрель 1990 г,

Òîì 160, âûï. 4

УСПЕХИ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК

ФИЗИКА НАШИХ ДНЕЙ

551.594.2

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО СОЗДАНИЮ ШАРОВОЙ МОЛНИИ ПРИ ПОМОЩИ ВЫСОКОЧАСТОТНОГО РАЗРЯДА

И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ФРАКТАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ

К. Л. Корум, Дж. Ф. Корум

(«Corum and Associates, Inc.», Уиндзор, шт. Огайо, «Battelle Columbus Division», Колумбус, шт. Огайо, США)

(Доклад, присланный на 3-й Всесоюзный семинар по шаровой молнии. Москва, ноябрь — декабрь 1989 г.)

«Не только глубокие размышления и интуиция требуются ученому, но также смелое воображение».

П. Л. Капица (17 мая 1966 г.)

Мы сообщаем об успешном экспериментальном создании шаровой молнии в открытом воздухе. Описание этого процесса было обнаружено в недавно опубликованных лабораторных тетрадях Н. Теслы за 1899 г. Представлен фотографический материал и проводится обсуждение экспериментальной техники. На основе анализа работ Б. М. Смирнова по аэрогельной (фрактальной) модели шаровой молнии сделан вывод, что его теоретическая модель дает описание, согласующееся с видом огненных шаров, которые создавал Тесла и которые мы наблюдали.

Введение. Точно следуя высокочастотной методике Николы Теслы, описание которой было обнаружено в его записях, мы в августе 1988 г. начали создавать в воздухе электрические огненные шары диаметром ~2 см [1—5]. Работа Теслы была выполнена 89 годами ранее, летом 1899 г. и, как следует из открытой литературы, никогда не была повторена или проверена. Хотя создание огненных шаров повторялось в лаборатории, зафиксировано большим числом фотографий [6] и видеозаписями, скрытая за их образованием и развитием физика была для нас в то время недостаточно ясна. Имея высоковольтную высокочастотную методику создания этого явления по желанию, мы не могли четко объяснить природу образования и эволюции огненных шаров, полученных этим способом.

В детальных, замечательных наблюдениях Теслы в 1899 г. [7] было выдвинуто несколько гипотез о природе огненных шаров, но мы ощущали, что нужно нечто большее для ясного понимания явления, чем представления физики столетней давности. Любой прогресс в технике получения огненных шаров требует понимания, выраженного на языке самой современной физики. Несмотря на то, что мы были хорошо зна-

© К. L. Corum, J. F. Corum, Ph. D., 1989 © Перевод на русский язык, Академия наук СССР,

«Успехи физических наук», 1990


48

К. Л. КОРУМ, Дж.Ф. КОРУМ

комы с трудами Капицы и большим числом публикаций по шаровой молнии западных ученых за последние 150 лет, тем не менее мы не использовали возможность проанализировать последние достижения советских исследователей.

Последние успехи советских ученых. В июне этого года нам стало известно о значительных успехах в создании теории шаровой молнии, результаты которой были опубликованы в советской научной печати. Большая часть последних советских работ содержит такое же число неудовлетворительных и странных абстрактных теоретизирований по шаровой молнии, как и работы, появляющиеся в западной научной литературе. Однако среди них есть ряд интересных публикаций, которые, как мы думаем, описывают метод Теслы для создания шаровой молнии с достаточной определенностью. Мы поместили их в список литературы под номерами [8—28]. Этот прогресс был достигнут в первую очередь благодаря усилиям Б. М. Смирнова и его коллег из Института теплосЬизики СО АН СССР в Новосибирске. С самого начала Смирнов осознал тщетность всех моделей шаровой молнии, которые не включали в себя внутренний источник химической энергии. Он также ясно представлял какую роль могут играть аэрозоли, аэрогели, нитевидные структуры, плазмохимия и горение частиц пыли. С появлением понятия фрактала и физики агрегации, ограниченной диффузией [29—36], Смирнов смог с конца 70-х и до середины 80-х годов сильно развить аэрогельную теоретическую модель, в которой активное вещество шаровой молнии представляет собой электрически заряженную структуру, состоящую из переплетенных субмикронных нитей, т. е. пористый фрактальный кластер с большой химической емкостью. Почти весь каркас такой аэрогельной структуры занят свободными порами.

Высвобождение энергии из химически заряженного фрактального кластера может быть описано многоступенчатым процессом горения. В качестве примера такого процесса Смирнов предлагает многоступенча- тое горение фрактального кластера из древесно-угольной пыли в озоне, поглощенном самим кластером, как модельный процесс в шаровой молнии:

где α и β — константы скоростей наиболее медленных стадий процесса зависят от температуры, при которой происходит насыщение угля озоном и, согласно его расчетам, характерные значения времени достаточно велики. Горение древесного угля в адсорбированном озоне одновременно — интенсивный и медленный процесс тепловыделения. Предсказанные температуры и времена жизни согласуются с наблюдениями шаровой молнии. В этой модели цвет и свечение шаровой молнии создаются путем, подобным тому, как это происходит в пиротехнике благодаря присутствию светящихся компонентов состава. Указанная теоретическая модель Смирнова способна удовлетворительно объяснить разные свойства шаровой молнии.

Фрактальные явления и первопричина шаровой молнии. «Химиче- ская история свечи» была источником удивления и восхищения с того времени, когда в середине XIX в. Фарадей выступил с Рождественскими лекциями в Королевском институте. Его известные беседы являются великолепным введением в основные принципы горения и доступны в современных изданиях [37]. Именно Фарадей указал на главную роль частиц сажи и углерода в свечении пламени.

Современное развитие науки о кластерах углубило наше понимание процессов образования пыли, сажи, коллоидов и конденсированных


ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО СОЗДАНИЮ ШАРОВОЙ МОЛНИИ

49

аэрозолей. Изучение роста фракталов позволило по новому взглянуть на рост сажи при добавлении частиц углерода в процессе хаотической коагуляции.

Интересной во многих отношениях и, может быть, даже положившей начало новому направлению, связывающему фракталы и дым, была публикация результатов замечательного экспериментального исследования, проделанного Форрестом и Уиттеном [30]. Они наблюдали сверхвысокодисперсные частицы дыма (диаметром порядка 80 Е) и обнаружили, что частицы прилипают друг к другу и образуют цепочечные агрегаты. Их лабораторные эксперименты показали, что фрактальные структуры действительно образуются в течение нескольких десятков миллисекунд после теплового взрыва материалов.

Установка Форреста и Уиттена состояла из вольфрамовой нити с нанесенным на нее гальваническим способом железом или цинком. Нить быстро нагревалась при прохождении по ней короткого сильноточного импульса, нанесенный материал испарялся с нити и образовывал плотный газ (металлический пар), распространение которого в окружающую атмосферу было ограничено диффузией. Плотный газ состоял из более— менее однородных сферических частиц. Горячие частицы, быстро двигавшиеся от нагретой нити, останавливались из-за столкновений в окружающей среде и формировали сферический ореол на расстоянии порядка 1 см от нити. На этом расстоянии частицы начинали конденсироваться и слипаться, формируя агрегаты типа цепочек, которые затем оседали на предметном стекле электронного микроскопа. Последующее изучение конденсированной фазы показало, что она обладает фрактальными свойствами. (Анализируя это направление исследования, необходимо отметить и раннюю работу Бейшера, который показал, что дым окиси магния в дуговом разряде содержит цепочечные агрегаты, в то время как в дыме при отсутствии дуги из сверхвысокодисперсных частиц образуется просто плотный аэрозоль [38].)

Глубокая проницательность Смирнова состояла в том, чтобы осознать, что этот фрактальный кластер можно привлечь для объяснения структуры и свойств шаровой молнии. Ошеломляющим подтверждением представлений Смирнова и его коллег являются слова из его недавней работы [21]: «Мы будем исходить из того, что шаровая молния имеет структуру фрактального кластера». Нет сомнений в том, что глубокие исследования Смирнова и его анализ дают наилучшее физическое объяснение шаровой молнии из имеющихся в современной науке.

Высокочастотная установка для создания шаровых молний. Существует много работ, посвященных описанию и анализу генератора Теслы» начиная с классической работы Обербека, вышедшей в 1895 г. [39]. Однако, по нашему мнению, все из этих описаний основаны на ошибочной теоретической модели и оставляют желать лучшего с технической точки зрения. (Так, они рассматривают установку как сосредоточенную цепь и упускают из вида тот факт, что распределение тока на стадии резонатора является четвертьволновой синусоидой с Imax(Vmin) внизу и Imin(Vmax) наверху.) До тех пор, пока мы не воспользовались концепцией «усредненного характеристического сопротивления» Шелкунова и не применили к резонаторам Теслы линейную теорию распространения медленных волн, мы не могли точно предсказать действие высоковольтного, высокочастотного генератора и, соответственно, создавать огненные шары. Наша модель достаточно надежна при использовании ее для анализа данных лабораторных тетрадей Теслы за 1899 г.

Основная часть установки Теслы для создания огненных шаров состоит из четвертьволнового спирального резонатора замедляющей волны, расположенного над проводящей, заземленной плоскостью. Наш ре-


50

К. Л. КОРУМ, Дж.Ф. КОРУМ

зонатор магнитно связан с искровым разрядным генератором высокой пиковой мощности (примерно 70 кВт), работающим с частотой 67 кГц. Фактическая средняя мощность, поступающая на высоковольтный электрод, была порядка 3,2 кВт (при этом создавался 7,5-м ВЧ разряд). Используемая Теслой мощность была, конечно, в 100 раз больше той, которую потребляли мы на нашем достаточно скромном оборудовании.

Действие установки. Искровой разрядный генератор производил 800 импульсов в секунду, а продолжительность искры составляла 100 мкс. Вторичная обмотка высокочастотного резонатора имела измеренное время когерентности 72 мкс. Это означает, что индуцированные некогерентные полихроматические колебания занимают 72 мкс для того, чтобы создать стоячую волну и образовать высокое напряжение в верхней части резонатора:

где S—коэффициент замедления спирального резонатора. Схема Смита может быть использована для удобной демонстрации работы высоковольтной секции установки. (Теория работы установки детально развита в [40—42]. Работа [43] представляет собой руководство с использованием компьютера.)

Установки Теслы имеют несколько важных преимуществ перед другими высоковольтными устройствами (такими, как генераторы ван де Графа и Маркса). В них не только достигается высокая энергия, но также разрешены циклы в напряженных режимах, т. е. высокие частоты повторения и работа с высокой средней мощностью. Согласно инструкциям Теслы короткий кусок толстого медного провода или угольный электрод выходит из боковой части высоковольтного электрода. Когда указанный электрод разряжается, ВЧ резонатор выделяет энергию быстро, импульсом. (Тесла отмечал во многих местах заяисей, что для появления огненных шаров требуется создание «быстрых и мощных» разрядов.) Всплеск выделенной энергии проявляется в виде сферического шара или того образования, которое может быть фрактальным «пузырем». Этот метод создания огненных шаров определяется релаксацией испаренного металла или частиц угля, причем образуемые кластеры не отличаются от появляющихся в результате агрегации, ограниченной диффузией Форреста и Уиттена. Полезными являются указания Теслы по использованию покрытого резиной кончика кабеля или медного провода для того, чтобы «облегчить зажигание искры» [7]. Мы предполагаем, что диффузионно-ограниченная агрегация проходила либо в парах меди, либо в парах угля (в результате испарения либо провода, либо его изоляции). Как и в случае с SiO2, при таких условиях конденсированный СuО2 тоже может образовывать аэрогель. Образование фрактального шара не сильно отличается от того, что наблюдали Форрест и Уиттен (за исключением того, что он заряжался высоковольтным электродом). Между прочим, резиновая изоляция старого образца покрывалась сажей.

Но, как указывает Смирнов, простое образование пористого фрактального кластера еще не будет достаточным условием для появления шаровой молнии с временем жизни большим нескольких миллисекунд. Фрактальное образование получалось из сажи еще в свечах Фарадея, но для образования шаровой молнии, живущей несколько секунд и более, необходимы и другие составляющие. Подчеркнем, что установка Теслы является источником озона и других химически активных частиц. Мы полагаем, что эти, а может, и другие частицы быстро поглощаются заряженным пористым фрактальным кластером. Температура плазмы в


Рис. 1. Установка Теслы, использованная при получе- нии фотографий. На рисунке представлена схема действия открытого спирального резонатора замедляю-
щей волны

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО СОЗДАНИЮ ШАРОВОЙ МОЛНИИ

51

районе разряда, где формируется структура, достаточна для того, чтобы вызвать многоступенчатый процесс горения.

Экспериментальные наблюдения. Используя установку, схема которой представлена на рис. 1, мы наблюдали большое число огненных шаров диаметром от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Времена жизни огненных шаров типично продолжались от половины до нескольких секунд, их цвет изменялся от темно-красного до ярко-бело- го. Исчезновение некоторых из огненных шаров сопровождалось громким звуком, в то время как другие появлялись и затухали.

Иногда производить запись явления на фотопленку на доступной нам технике было сложно. В некоторых случаях видеозапись оказывалась прекрасной. Продолжительность могла быть оценена по скорости кадров видеоаппаратуры. Но для стандартных фильмов как скорость кадров, так и выдержка, были слишком медленными. Однако фотографии часто получались адекватными изображению. В замечательной последовательности фотографий можно наблюдать появление огненных шаров с противоположной стороны оконного стекла [2, 5].

На фотографии-рис. 2 видно, как огненный шар плавно скользит справа налево и вверх. (На самом деле, огненный шар сначала сформировался, а затем в него ударил стример. В результате .появилось изображение, на котором огненный шар пронизан стримером.) Белый огненный шар имел диаметр порядка 2 см. Электрод изготовлен из медного провода, при съемке использована выдержка 1/125 с. Длина стримера превышала 1,5 м. Другие светящиеся области и яркие точки видны слабо.

При съемке фотографии рис. 3 было видно невооруженным глазом много огненных шаров, но лишь один из них был пойман фотокамерой. Видно, как он поднимается слева направо по отношению к центральной части стримера. Обратите внимание на яркие и темные

области стримера. Диаметр огненного шара был около 2 см, а длина стримера, справа, превышала 2 м. Электродом служил медный провод» использована выдержка 1/125 с. На фотографии рис. 4 находятся два огненных шара, образовавшиеся близко друг от друга. Скользя вправо,. они столкнулись с разными стримерами. Использована выдержка 1/4 с.

На фотографии рис. 5 видно пять больших огненных шаров (около 2 или 3 см в диаметре), несколько светящихся точек и ярко светящийся участок стримера длиной около 30 см. Использована выдержка 1/4 с. (Красное свечение в нижнем левом углу фотографии возникло благодаря интенсивному нагреву у основания дуги.)

В наших лабораторных экспериментах огненные шары обычно формировались около высоковольтного резонатора и проносились снаружи от стримера либо выше, либо ниже его. Это представляется удовлетворяющим названию «Kugelblitz»—шаровая молния. (В противоположность ему четочная молния или «Perlschnurblitz» представляет собой такое явление, когда разрядный канал разрывается на несколько коротких светящихся фрагментов, не связанных между собой, которые продолжают существовать дольше, чем разрядный канал. Ясно, что четочная молния не то явление, которое мы наблюдали.)