ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1 Общие представления о психологии как науке

  1. Предмет, задачи психологии.

  2. Отрасли психологии.

  3. Методы психологии.

  4. Характеристика основных эмпирических методов психологии.

I. Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии на современном этапе её развития является изучение сущности и закономерностей развития психики.

Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе поведение и деятельность.

Психология изучает следующие психические явления:

психические процессы – познание, чувства, воля;

психические состояния – бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности;

психические свойства личности - общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п;

психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Основные задачи психологии:

  • Качественное изучение психической реальности

  • Анализ формирования и развития психических явлений

  • Изучение физиологических механизмов психических явлений

  • Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

II. Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях.

Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли.


Отрасли психологии

По характеру

деятельности

По принципу

отношения личности и общества

По развитию

Психология труда

Педагогическая психология

Медицинская психология

Юридическая психология

Военная психология

Психология спорта

Психология торговли

Психология искусст

Социальная психология

Психология личности

Возрастная психология

Сравнительная психология

Специальная психология

Рассмотрим отдельные отрасли психологии.

По характеру деятельности

Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.

Авиационная психология исследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.

Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.

Психология обучения изучает психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.


Психология воспитания исследует психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Нейропсихология изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.

Психофармакология исследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

Психотерапия изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного.

Психопрофилактика и психогигиена разрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике.

Судебная психология изучает психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых и т.д.).

Криминальная психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.

Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.

Военная психология исследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах.

Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности.

Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.

Психология искусства изучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

По развитию


Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.

Патопсихология исследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Сурдопсихология исследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.

Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.

Зоопсихология изучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Этология исследует врожденные механизмы поведения животных.

По принципу отношения личности и общества

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.

Психология личности изучает психологические особенности личности.

III. Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов.

Классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева


1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

2. Эмпирические методы. Это прежде всего наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

Житейское

Включенное

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

IV. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: