ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
В равнинной части заповедника отмечаются постоянные осенне-зимние (на юго-запад) и весенние (на северо-восток) миграции лося; на территории заповедника регулярно, хотя и в небольшом количестве, встречается северный олень. Кроме того, Печоро-Илычский заповедник является местом совместного обитания соболя и куницы, и здесь часто встречается их гибрид - кидус.
Из редких видов на территории заповедника встречаются:
Растения :
• Калипсо луковичная - Calypso bulbosa (L.) Oares;
• Венерин башмачок настоящий - Cupripedium caluolus L.;
Пальцекорник Траунштейнера - Daktilorhiza Traunsteineri (Saut.) Soo S.l.; Калипсо луковичная - Calypso bulbosa (L.) Oares;
Шиверекия подольская - Schivereckia podolica Andrz.
Рыбы:
Обыкновенный подкаменщик - Cottus gobio L.;
Птицы:
Краснозобая казарка - Rufibrenta rufficollis Pall.;
Скопа - Pandion haliaetus L.;
Беркут- Aquila chrysaetus L.;
Орлан-белохвост - Haliaeetus albicilla L.;
Сапсан - Falko peregrinus Tunst.
Государственный природный Заповедник "Малая Сосьва"
В феврале 1998 года миновало 22 года после основания государственного природного заповедника "Малая Сосьва". Своим созданием он во многом обязан Кондо-Сосьвинскому заповеднику, история организации которого связана с охраной речного бобра и соболя в Северном Зауралье - так раньше называли территорию Кондинского, Советского и Березовского районов Ханты-Мансийского автономного округа.
Из-за обилия непроходимых болот этот таежный край в прошлом был глухим и труднодоступным. До организации заповедника у местных жителей - манси и ханты - здесь существовали особые запретные территории, "святые места", которые возникли под влиянием древних ритуалов и обычаев, где запрещалось охотиться, ловить рыбу, рубить деревья, ломать ветки, собирать ягоды... Это были довольно значительные участки тайги. Запреты, строго соблюдаемые хозяевами родовых угодий, способствовали размножению в святых местах различных животных, которые затем расселялись по окрестным лесам. Эти древние "заповедники" сохранили к началу XX века наиболее ценного из пушных животных в Кондо-Сосьвинском крае - речного бобра. К тому времени по всей Сибири бобры были почти истреблены.
Долгое время о зауральских бобрах мало кому было известно. Первые точные сведения об их количестве собрал тобольский охотовед В.Васильев, совершивший несколько тяжелых и рискованных экспедиций по Кондо-Сосьвинскому краю в двадцатых годах. В конце 1927 года В.Васильев опубликовал первые результаты своего обследования, сообщив, что на притоках Конды, Малой Сосьвы и Тапсуя сохранилось более трехсот бобров. Призыв В.Васильева о необходимости охраны бобров и создании на кондо-сосьвинском водоразделе особо охраняемой территории поддержала научная общественность и местные органы власти.
Первое постановление об организации государственного заповедника вынес президиум Тобольского окрисполкома 15 июня 1928 года. Затем последовали постановления Уральского областного комитета по охране памятников природы (17 сентября 1928 г.), президиума Уральского облисполкома (25 февраля 1929 г.) и коллегии Наркомзема РСФСР (26 апреля 1929 г.).
Последняя дата и является днем основания СУГОЗа - Северо-Уральского государственного боброво-соболиного охотничьего заповедника. Окончательные границы его были определены в 1931 году.
Общая площадь составила около 800 тыс.га. Заповедник был организован с целью сохранения и восстановления типичного промыслового комплекса западно-сибирской тайги. Особое внимание уделялось изучению биологии соболя и бобра, разработке комплексных мероприятий по восстановлению их численности и расселению в другие районы Сибири. В ноябре 1934 года постановлением Президиума ВЦИК заповедник был признан имеющим государственное значение и стал называться Кондо-Сосьвинским. В 1938 году по решению СНК РСФСР он был включен в систему государственных заповедников, объединяемых Главным управлением по заповедникам, зоопаркам и зоосадам при СНК РСФСР.
В 1951 году в стране произошла "реорганизация заповедников", в результате которой их число сократилось со 128 до 40. Наряду с Алтайским, Кроноцким, Саянским, Лапландским и многими другими известными заповедниками был ликвидирован и Кондо-Сосьвинский.
После ликвидации Кондо-Сосьвинского заповедника появились многочисленные призывы ученых, общественности о его восстановлении. Комиссия АН СССР и Главохота РСФСР в 1955-1959 годах вели длительную переписку с тюменскими организациями о восстановлении Кондо-Сосьвинского заповедника. В 1960 году с публикацией в пользу его восстановления выступил ученый-охотовед Н.Чесноков. В 60-х годах зоологи Г.Пономарев из Иркутска, Л.Лавров из Воронежа и Ф.Шапошников из Тюмени обследовали территорию бывшего Кондо-Сосьвинского заповедника. Тревога звучала в их отчетах и публикациях, призывы о срочной необходимости возрождения заповедника.
Энтузиастом второго рождения заповедника стал Ф.Штильмарк, охотовед и писатель, доктор биологических наук. Он побывал в Хангокурте, центральной усадьбе бывшего заповедника, собрал ходатайства и докладные записки от научной общественности Свердловска и Тюмени, опубликовал статьи в газете "Советская Россия" и журнале "Охота и охотничье хозяйство", подал материалы в Главохоту РСФСР. Вскоре было принято решение - поручить Центральной проектно-изыскательской экспедиции Главохоты РСФСР разработку проекта нового заповедника в Зауралье.
В июне 1970 года изыскательская партия в составе - начальник Б.Иващенко, научный руководитель Ф.Штильмарк, инженер-охотовед А.Панов, биолог Н.Носкова и другие - начала проектные работы в Советском районе. После детального биолого-экономического обследования и экспедиционных работ было решено на реке Малая Сосьва создать заповедник, а на реке Конде - республиканский заказник. Тюменский облисполком ходатайствовал перед Советом Министров РСФСР об организации заповедника "Малая Сосьва" площадью 296 тыс.га и республиканского бобрового заказника "Верхне-Кондинский" площадью 250 тыс.га. Распоряжением Совета Министров РСФСР заказник был создан в 1971 году, а проект создания заповедника был заблокирован мощным барьером ведомственных интересов лесной промышленности.
Но научная общественность Москвы, Урала, Сибири продолжала выступать с новыми доводами в пользу создания заповедника в Западной Сибири, и Совет Министров РСФСР направил материалы на новое обсуждение.
К работе по организации заповедника активно подключился зам.начальника управления охотничье-промыслового хозяйства при Тюменском облисполкоме В.Азаров. Он предложил новый проект создания заповедника площадью 180 тыс.га, который, как и все предыдущие, вызвал категорические возражения со стороны Министерства лесной промышленности СССР.
О необходимости восстановления заповедника писали академики С.Шварц, А.Жуков, В.Сочава, профессора В.Гептнер, Г.Новиков, А.Воронов, А.Формозов и многие другие. Статьи о "Малой Сосьве" печатались в газетах "Советская Россия", "Комсомольская правда", журнале "Охота и охотничье хозяйство". Решающую роль сыграло письмо депутата поселкового совета и рабкора из поселка Пионерский М.Яковлева в журнал "Советы депутатов трудящихся", в котором была опубликована острая статья, снабженная наглядными рисунками, где бобры преграждают путь людям с топорами. Журнал задавал резонный вопрос: "Почему было принято столько звучных решений, а заповедника до сих пор нет?".
В 1974 году Б.Иващенко и Ф.Штильмарк вновь приехали в поселок Советский, чтобы получить новое заключение районных инстанций. Появились новые обоснования и доводы - бобры на Малой Сосьве уже под реальной угрозой истребления. В правительство республики обратились с ходатайством академик С.Шварц и бывший зам.директора по научной части Кондо-Сосьвинского заповедника профессор В.Скалон, серию публикаций на эти темы поместил Ф.Штильмарк. Наконец 17 февраля 1976 года Совет Министров РСФСР вынес постановление об организации заповедника, но на значительно сокращенной площади - лишь 92 тысячи гектар. Сюда вошли преимущественно водоохранные леса по долине Малой Сосьвы и несколько десятков тысяч гектаров леса, сравнительно малоценного для лесопромышленников. Основные места обитания бобров в заповедную территорию не попали.
С первых лет работы нового заповедника стало ясно, что в условиях стремительно нарастающего хозяйственного освоения природных ресурсов вокруг его территории из-за своих малых размеров заповедник очень скоро утратит значение надежного резервата для многих животных. Это соболь, лось, северный олень, медведь, выдра, бобр, многие птицы, в том числе занесенные в Красную книгу - скопа, орлан-белохвост и другие, у которых жизненно важные угодья не вмещаются в границы заповедника.По инициативе сотрудников заповедника, Советский райисполком и Тюменский облисполком в 1983 году внесли предложение в Главохоту РСФСР о расширении заповедника "Малая Сосьва". Проектные работы по расширению заповедной территории были включены в генеральную схему рационального размещения на территории РСФСР госзаповедников, заказников, лесоохотничьих, охотничьих и промысловых хозяйств на период до 1990 года. По указанию Главохоты РСФСР заповедник в 1986 году самостоятельно приступил к проектно-изыскательским работам и составлению землеустроительного дела.
До 1991 года работа по проектированию и отводу земель под расширение заповедника сопровождалась серьезным противостоянием лесопромышленных предприятий и их ведомств, традиционно являющихся безраздельными хозяевами закрепленных за ними лесосырьевых баз. Но после преобразования большинства леспромхозов в акционерные общества и принятия закона о местном самоуправлении ведомственные барьеры удалось преодолеть, и к концу 1992 года местные и региональные власти приняли все необходимые решения и постановления по расширению заповедника.
В 1993 году распоряжением Правительства Российской Федерации территория заповедника "Малая Сосьва" была увеличена до 225562 гектаров.
Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. Таким образом охрана природы с экономической точки зрения есть управление природными ресурсами, обеспечивающее их расширенное производство.