ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Ю. Жерноклеева
М. С. Штейман
(Елец)
ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОЦЕНКЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Отечественные и зарубежные современные исследователи испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с возрастанием ее роли в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией мировых экономических и социальных процессов. Особое место в исследованиях молодежи занимают работы научной школы Московского гуманитарного университета. Среди зарубежных ученых можно выделить подходы в молодежной политике — К. Кеннистона, П. Митева, Л. Фойера, Ш. Эйзенштадта и др.
По мнению ряда ученых, молодому поколению не просто развиваться в изменившихся социально-исторических обстоятельствах, сталкиваясь с проблемами трудоустройства, получения качественного образования, жилья. Ценностная динамика в сознании молодежи отражает следующие тенденции: снижение значения коллективистских ориентаций и возвышение индивидуализма, повышение значимости материальной обеспеченности при вытеснении ценностей труда, угасание патерналистских ориентаций. Но, тем не менее, дальнейший прогресс этих тенденций ослабевает. Отстаивается тезис, что индивидуализм - необходимый компонент становления целостного мировоззрения молодого человека.
Современная молодежь - это треть всей российской молодежи, ее самая образованная часть. Соответственно, те идеологические ценности, которые в процессе идеологической социализации усвоит молодежь, и будут положены в основу будущего России.
Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.
Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодёжи. Средства массовой информации, будь-то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться.
В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь. В. Е. Семенов отмечает, что ценностные ориентации молодежи за последние 30—40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е — первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирали не менее 2/3 респондентов; теперь она находится на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания[9]. Анализ ситуации в России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов в массовом сознании преобладала либерально-демократическая идеология, обещавшая полное процветание и благополучие в случае перехода на «западную» модель общественного устройства и энергично добивавшаяся разрушения системы традиционных ценностей, ориентиров, замены их другими - «общечеловеческими», «цивилизованными», а по сути - проамериканскими.
В современных СМИ практически исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты и т. п.)[10]. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Ряд современных исследователей приходит к выводу, что для сегодняшней молодежи характерна крайне низкая готовность к общественно - политической жизни (некоторые авторы даже называют это состояние «политической апатией»).
Какой же жители области видят свою молодежь на страницах региональной периодической печати?
Когда заходит разговор о современной молодежи, то некоторые представители нашего общества моментально меняются в лице и принимаются с жаром ругать подрастающее поколение, обвиняя его во всех бедах страны — от грязных подъездов до неудач на мировой арене. Такое отношение встречается в изданиях всех уровней. В том числе и региональных. Приведем несколько примеров: "Как приструнить молодежь, которая безобразничает и шумит в чужих подъездах?" <...> "...молодежь, которой идти было лень в поселковый Дом культуры, где надо либо танцевать, либо плечом поддерживать стенку. Куда проще набрать в ларьках пива, сигарет сечек, пригласить пяток девчат и отправиться в любой подъезд..." ("Поселите в подъезде русалку", "Липецкие известия", №12 (1063) от 23.03.2011). Автор - Антон Петров- явно неприязненно относится к молодому поколению, незатейлево проводящему досуг в подъездах жилых домов. Он не стесняется в выражениях: непрошенная "саранча", юнцы обоего пола - так он называет подростков. Автор материала "Смех без причины - первый признак дурачины" Ульяна Виноградова ("На вырост" от 12.05.2009) также оппозиционно настроена к молодежи, своим сверстникам. Девушка стала свидетелем выходки одного из старшеклассников 1 марта: "...очень "остроумный" юноша подошел к доске, стер всего одно слово - и Всемирный день борьбы...превратился во Всемирный день наркомании. Какой была реакция ребят? Старшеклассники захлебнулись от восторга..." Далее, в ходе собственных рассуждений, девушка приводит печальную статистику: доля начинающих наркоманов среди подростков и молодежи составляет почти 45 процентов...
Евгений Зеленев, постоянный автор областной независимой газеты «Липецкие известия» в публикации «Лебедянская застава» («ЛИ», №3 (1106) от 18.01.2012) также добавил красок при создании портрета молодежи: «Разве этим шалопаям можно доверить судьбу Отечества? <...> И вот мы видим на переменах у каждой школы сосущих пиво сопливых мальчишек, а в чистое небо над ними поднимаются клубы табачного дыма. А потом главной задачей для них будет всеми мыслимыми и немыслимыми способами «откосить» от армии». Журналист не ограничивается описанием деградирующих школьников, он обозначил и пути выхода из критической ситуации: «воспитывать чувство патриотизма, любви к родине, стремление и желание ее защитить». Если работа в сфере молодежной политики ограничится «лекциями, беседами, увещеваниями, к которым подростки глухи», то очень скоро Россию ждут «радужные» перспективы: «потеряем свою страну».
В процессе воспитания подрастающего поколения и самореализации современной молодежи ведущую роль играет русский язык, который закономерно является одним из основных средств общения, социализации, обучения и познания окружающего мира молодыми гражданами. Многие исследователи, педагоги, журналисты обеспокоены современным состоянием культурного уровня молодых людей, а особенно состоянием национального языка в их устах. Журналист газеты "Липецкие известия" Галина Колесниченко в №46 (993) от 18.11.2009 года посвятила обсуждению выступлений на одном из заседаний комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Липецкой области. Среди россиян ужасающе снизилось число россиян, владеющих литературным русским языком. "в среде молодежи и вовсе преобладают жаргонные и иностранные слова, нередко перемежаемые нецензурными выражениями. <...>молодежь читает мало и, как следствие, плохо излагает мысли. А многие студенты высших учебных заведений не умеют грамотно писать".
В тексте находится и причина негативных явлений - массовая культура: "...тиражируемые "ценности": культ денег, распущенность, цинизм <...>не оставляют равнодушными самую уязвимую и внушаемую категорию страны - молодежь", "рекламный язык они воспринимают как реальный - так говорят с экранов телевизоров, так пишут в газетах".
Подобный образ молодежи - только одна сторона медали. При мониторинге СМИ, мы обнаружили, что большую часть публикаций в периодике, посвященной молодежной тематике, составляют систематические повествования о достижениях в науке, учебе, спорте или личных победах. Итак, какая же она "другая" молодежь Липецкой области? Наша молодежь имеет активную гражданскую позицию, принимает участие в создании гражданского общества (серия публикаций в «ЛИ» о членах Общественной палаты Липецкой области), занимаются волонтерством, получают поддержку своей деятельности на федеральном уровне («Признание на федеральном уровне», «ЛИ» №51 (1102) от 21.12.2011), устраивают ежегодные акции поддержки ветеранов Великой Отечественной войны: «Ребята берут шефство над пожилыми людьми и в свободное от учебы время помогают по хозяйству. Ходят в магазин, убирают в квартире. Таким образом мы как бы возрождаем тимуровское движение» («Включайся в здоровую жизнь», «ЛИ», №26 (1077) от 29.06.2011), интересуется искусством и посещает киноклуб: «…основные посетители – студенты, недавние выпускники» («Клуб настоящего кино», «ЛИ», №3 (1054 от 19.01.2011). Вопреки всем стереотипам наша молодежь пишет иконы («Иконописец XXI века», «ЛИ» №19 (1070) от 11.05.2011): «Каково же было мое изумление, когда передо мной предстал улыбающийся молодой человек – в процессе разговора выяснилось, что ему 21 год, - общительный и вполне современный. Но еще больше меня поразил тот факт, что лики святых, написанные Георгием, экспонируются на выставках…уже в течение четырнадцати лет!». Героиня публикации «Я спою про Родину. Не модно, ну и пусть» («ЛИ», №23 (1074) от 8. 06.2011) – исполнительница авторских песен, также ломает сложившиеся привычные стереотипы «потерянности» молодежи: « «Модно», «гламурно», «престижно» - это слова не из лексикона Ольги Иванчиновой-Мариинской. У нее совсем другие ценности в жизни – Родина, Семья, Дети, Вера: именно так, с главных букв».
В области существует газета «Молодежный вестник». На ее страницах можно встретить практически всё о жизни представителей молодого поколения Липецкой области. Разработан целый спектр тематических страниц и рубрик, покрывающих основную массу интересов молодежи. Частыми гостями издания становятся не только ребята, достигшие высот в спорте, творчестве, учебе, но и обычные подростки и молодые люди со своим внутренним миром, заботами, проблемами, интересами. В издании активно поддерживается положительный образ молодежи, на достойном уровне журналисты поддерживают рабочие профессии.
Читая такие материалы, становится ясно, что современная молодежь еще не потеряна — более того, молодые люди возмущены тем, как их образ представляют старшему поколению и обществу в целом. Молодежь не согласна с тем вульгарным и звериным обликом, который ей зачастую приписывается. К счастью, региональная пресса не имеет журналов подобных «BRAVO», «COOL» и пр., поэтому читатели лишены натиска агрессивных тестов, иллюстраций и нелитературного языка.
Наша молодежь готова воспринять все самое светлое и полезное, что существует в родной культуре, истории, религии, языке, литературном наследии, проявить почтение к традициям предков. Сегодня молодые люди амбициозны, решительны, социально активны. Зачастую это воспринимается обществом, педагогами и родителями как проявление самоуверенности, гордости, даже неуважения к старшим. Но справедливы ли такие оценки? Очевидно, что пора отходить от таких ничем не мотивированных штампов и навязанных стереотипов в отношении нашей молодежи. Нужно удовлетворять здоровые амбиции молодого человека, правильно развивать в нем качества лидера, поощрять за достижения, не подавляя в нем свободу личности и творческого самовыражения, направляя горячую энергию молодости в правильном, созидательном русле.
Таким образом, мы можем сделать такой вывод: современная молодежь - не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур во многом зависят от средств массовой информации. Поэтому необходима четкая позиция со стороны государства как в отношении контроля над СМИ, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания такого молодого поколения, которое могло бы достойно встретить вызов будущего.