ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 501
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, задачи истории педагогики
2. Взгляды Пифагора, Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платона на проблемы воспитания и обучения
3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Организованные формы воспитания.
4. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
5. Воспитание и обучение в Древней Индии и Древнем Китае
6. Педагогическая мысль Эпохи Возраждения
7. Педагогическая мысль Эпохи Средневековья
8. Педагогические взгляды д. Локка
9. Педагогическая система ж. Ж. Руссо
10. Состояние образования в странах Западной Европы в 19 веке
11. Педагогическая деятельность и. Г. Песталоцции
12. Педагогическая деятельность и. Ф. Герберта, а. Дистервега
14. Педагогическое учение я. А. Коменского
15. Система общественного дошкольного воспитания ф. Фребеля
16. Педагогическая теория м. Монтессори
17. Древнерусская культура и народная педагогика. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках.
20. Просвещение в эпоху Екатерины Великой. Деятельность м. В. Ломоносова
21. Педагогическая мысль и. И. Бецкого.
22. Педагогическая мысль л. Н. Толстого
23. Педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
24. Развитие школьного образования в первой половине 19 века в России
25. Школьная политика в России во второй половине 19 века. Основные типы средних учебных заведений.
26. Деятельность а. С. Симонович по организации первых детских садов в России
27. Организация детских садов в России во второй половине 19 века и начале 20 столетия
28. Педагогическая деятельность л. К. Шлегер
29. Педагогическая деятельность и воспитательная система а. С. Макаренко
30. Педагогическая деятельность в. А. Сухомлинского
Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах В.А. Сухомлинского по мере развития его философско-педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.
В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих проблем, в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И потому чем богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем тоньше должна быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное состояние других людей. Без такого утонченного восприятия вряд ли достижима главная цель воспитания и развития - человеческое счастье.
Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, Но отражается его познанием, В.А. Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.
Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. "Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек".
Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.
Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. "Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье".
Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.
Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
"Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку". Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было, потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.
Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки. Научные знания и знания человеческие.
31. Школа и педагогика в России с Февральской революции до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945)
Февральская революция дала новый толчок для развития общественно-педагогического движения в России. В отличие от царского правительства, которое не решало насущных вопросов народно го образования, русская общественность активно включилась в поиски путей со здания демократической школы, что привело к объединению усилий педагогов-ученых и передового учительства. В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). На съезде обнаружились существенные противоречия в подходах к решению проблем народного образования между Министерством просвещения и участниками съезда — учителями и деятелями народного образования. При обсуждении программы деятельности Министерства просвещения, которая была в общем негативно воспринята делегатами съезда, известный деятель просвещения В.И. Чарнолуский изложил требования демократического крыла учительства. Они были направлены на ликвидацию бюрократической опеки над школой, изменение содержания образования, улучшение материального положения учителей, обеспечение условий для педагогического творчества. Глубокие противоречия наметились и в деятельности самого ВУСа — между его руководством и демократически настроенными учителями, которые стремились к перестройке школы «снизу». Отсутствие единых подходов не позволило наметить и единую программу преобразования школьного дела. По решению учительского съезда руководители ВУСа совместно с Министерством просвещения создали общую комиссию по реформе народного образования, которая на первом же заседании по предложению В.И. Чарнолуского была переименована в Государственный комитет по народному образованию (май 1917 г.). Временное правительство не узаконило статус Государственного комитета, и вся его деятельность свелась к разработке много численных проектов и заседаниям комиссий. Проекты Государственного комитета не отвечали требованиям, которые выдвигало общественно-педагогическое движение страны. Так, проект организации общеобразовательной школы оставлял почти без изменения старую школьную структуру, не предусматривал реализацию принципа единой школы, сохранял платность на некоторых ступенях обучения, предполагал замену первых четырех классов гимназии и реального училища четырехклассными высшими начальными училищами, допускал возможным преподавание на родном языке учащихся только в начальных классах, расплывчато решались вопросы религиозного воспитания и т.д. Проблема коренной перестройки всей системы народного образования была выдвинута в качестве первоочередной с первых же дней после Октябрьского переворота. В стратегии и тактике политики большевиков школа занимала важное место как средство пропаганды и распространения коммунистической идеологии. Учителям, перешедшим на сторону советской власти, предписывалось обязательное участие в распространении и пропаганде партийной литературы, политической и экономической линии партии большевиков. Первые же мероприятия советской власти по преобразованию системы образования и воспитания вызвали сопротивление многих учителей. Руководство ВУСа призывало чиновников Министерства просвещения и учительство бойкотировать советскую школу. В воззвании ВУСа к учителям страны подчеркивалось, что русское учительство не может молчать, не может делать свое учительское дело в таких условиях, Находясь подчинении, в рабстве перед незаконной властью. В таких условиях учителя смогут воспитывать только рабов. Началась забастовка учителей, продолжавшаяся с 13 декабря 1917 г. по 11 марта 1918 г. Забастовка учителей была объявлена Совнаркомом незаконной, а деятельность ВУСа запрещена. Одновременно, стремясь реализовать программу партии в области народного образования, привлечь на свою сторону учительство и специалистов высокого класса, без которых невозможно было развивать новую педагогику и школу, новым государством были изданы документы, в которых законодательно утверждались цели, задачи и программа школьного образования. В «Обращении народного комиссара по просвещению» (1917), «Основных принципах Единой Трудовой школы» (1918), «Положении о Единой Трудовой школе РСФСР» (1918) и других документах были использованы многие педагогические идеи, соответствующие мыслям прогрессивных педагогов России и всего мира, но достаточно переосмысленные. Наблюдавшие за деятельностью советского правительства в области народного образования педагоги всего мира высказывали по поводу первых документов о школе прямо противоположные точки зрения, особенно на возможности их реализации. Так, видный американский педагог Д. Дьюи отмечал, что ни одно правительство мира не выдвигало такой новаторской по своей сути программы в области народного образования. Документы о единой трудовой школе были оценены им как первая в истории последовательная программа создания подлинно народной школы. С другой стороны, высказывались сомнения в возможности воплощения данной программы в жизнь в условиях однопартийной системы, поскольку все идеи программы — это обычные пропагандистские трюки, имевшие своей целью сбить волну недовольства Октябрьским переворотом, расколоть интеллигенцию и, репрессировав непримиримых, запугав центристов, побудить к сотрудничеству заманчивыми идеями большую часть учителей. Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания максимально благоприятных условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшей задачей но вой правительственной политики в области просвещения. Дети — будущее отечества, и от того, какие идеалы и ценности будут ими усвоены, зависит судьба революции, утверждалось во всех документах Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), созданного в 1918 г. Школа должна была исходить из интересов, потребностей и социальных инстинктов школьника, организуя и направляя их в общественное русло и тем самым способствуя воспитанию человека нового типа. Совместное обучение детей обоего пола — требование прогрессивной демократической педагогики, о котором так много говорилось до революции, должно было быть реализовано в практике советской школы. Авторы первых документов о школе полагали, что совместное обучение якобы позволяет лучше учитывать специфику умственных и физических способностей детей, индивидуализировать подход к ним в зависимости от анатомо-физиологических и психических особенностей мальчиков и девочек. В документах Наркомпроса говорилось, что воспитать человека-гуманиста сможет только учитель, сознательно принявший социалистическую идею. Поэтому особенно большое внимание начали уделять подготовке новых учителей, привлечению к работе в школе новых людей. Руководители Наркомпроса — А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский — в те годы постоянно говорили о том, что воспитание молодого поколения в духе коммунизма приведет к утверждению гуманистических отношений между людьми, что воспитание человека в духе гуманизма связано с формированием именно коммунистической убежденности, непримиримым отношением к врагам социализма. Трактуя таким образом задачи социального воспитания, А.В. Луначарский, например, утверждал, что в социалистической школе индивидуализм и общественность якобы гармонически сочетаются. Коллективизм подразумевал, по его мнению, добровольную дисциплину учащихся, дух взаимоподдержки, объединенную работу на пользу всех трудящихся мира, «хоровое начало жизни». Коллективизм призван обеспечить превращение детей в членов социалистического общества «при максимально радостных и прочных товарищеских отношениях». Капиталистическим отношениям, как бы формирующим индивидуалистов и конформистов с помощью казарменного однообразия и искусственной дрессировки, противопоставлялись идеальные социалистические общественные отношения, которые должны были стать живительной почвой, питающей природные способности ребенка, и создать благоприятные условия для его всестороннего развития. Несоответствие этих «теоретических» высказывании практике воспитательно-образовательной политике и практической деятельности Наркомпроса были совершенно очевидны разумно мыслящим педагогам всех уровней. Именно поэтому в среде наиболее здравомыслящих педагогов, имевших огромный опыт участия в общественно-педагогическом движении до революции (И.И. Горбунов-Посадов П.Ф. Каптерев и др.), раздавались голоса, призывавшие различать декларативные заявления о гуманистической направленности, создаваемой якобы демократической школы и реальной практикой Наркомпроса в области образования и воспитания. Они утверждали, что главное учебное ведомство только прокламирует гуманистические идеалы, но используемые средства таковыми не являются. Объявляя себя защитниками всех детей, представители новой власти в результате классового подхода к организации школы сеют между ними вражду. Так, И.И. Горбунов-Посадов заявлял, что он отрицательно относится к борьбе классов, что для него нет пролетариев и буржуев, так же как нет детей ни красных, ни белых и все дети нуждаются только в заботе об их развитии. На деле же, утверждали педагоги этого направления, любовь к человечеству подменена служением классу, национальное интернациональным, духовное — материальным. Сквозь декларации о новой школе ясно ощущается реальность, наполненная ненавистью и жестокостью. Однако первые документы советской власти о школе своей фразеологией в известной мере заинтересовали ту часть педагогов, которая в условиях дореволюционной России стремилась к демократическим преобразованиям школы. С.Т. Шацкому, П.П. Блонскому, Н.Н. Иорданскому и многим другим казалось, что новая власть сможет реализовать педагогические идеи, которые встречали противодействие со стороны официальных кругов до революционных потрясений. Именно данное обстоятельство и побудило эту часть педагогов активно сотрудничать с Наркомпросом. Построение Единой Трудовой школы, провозглашенной Наркомпросом, рассматривалось как важнейшее условие демократизации всей системы народного образования. На смену народным школам, гимназиям, училищам, лицеям, отражавшим многообразие социально-культурного уклада старой России, должна была прийти школа, которая по замыслам советской власти при звана стать мощным фактором формирования свободной, демократически ориентированной личности нового человека. Построить новую демократическую школу, полагали руководители Наркомпроса, можно было только путем объединения сил всех заинтересованных сторон — учащихся, учителей, родителей и представителей общественности. В документах о школе того времени много внимания уделялось развитию в ней самоуправления как важному средству демократизации всего учебно-воспитательного процесса. Так, постановление Наркомпроса от 27 февраля 1918 г. в целях углубления демократизации обязывало проводить в шкале выборы учителей и административно-управленческого персонала. Принципиальное отличие Единой Трудовой школы от традиционной школы усматривалось в обращенности к жизни, к миру труда, природы и общества. В процессе всестороннего и комплексного изучения действительности дети должны были получать сведения о физических и химических свойствах объектов, о характеристиках социальных институтов, знакомиться с их происхождением и развитием, получить представление об используемых современной промышленностью научных данных для создания новой технологической среды и новых социальных отношений, что позволит полнее и глубже, чем раньше, удовлетворять нужды промышленности и сельского хозяйства в новом типе работника. Человек завтрашнего дня виделся физически здоровым, поэтому школе необходимо было позаботиться и об этом. Хорошо усваивающий школьный курс, но больной близорукостью, сколиозом, нервно переутомленньий ребенок — порок традиционной школы. Главное направление новой школы — развитие здорового ребенка для этого вводились массовая ритмическая гимнастика, спортивные занятия под наблюдением врача, игра. Сохранению здоровья должна была способствовать и гигиеническая обстановка школы, отвечающая медицинским стандартам. На основе идей и документов Наркомпроса осенью 1918 г. вместо разрушенной системы школ, существовавших в дореволюционной России, была предпринята попытка реализации концепции Единой Трудовой школы, делившейся на две ступени: 1 ступень для детей от 8 до 13 лет (пятилетний срок обучения) и II ступень для подростков и юношей 14—17 лет (четырехлетний курс обучения). Школьному обучению должен был предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет. Идеи гуманизации и демократизации образования и соответствующее им содержание требовали новых форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Единая Трудовая школа должна была стать центром организации детской жизни, процесс обучения и воспитания планировался как круглогодичный. Зимой дети должны были учиться в школах, посещать заводы и фабрики, а летом участвовать в производительном труде в городе и деревне, применяя на практике полученные в школе знания, умения и навыки. В школах поощрялись самостоятельные занятия и выполнение творческих заданий: сочинения, рефераты, конкурсы на лучшую работу, самостоятельные опыты в лабораториях, работа в читальнях, подготовка вечеров, утренников и т.д. Школа для ребенка, что отражало тенденции мировой педагогической мысли, а не дети для школы. Несмотря на внешнюю прогрессивную направленность программы развития новой школы, предложенной Наркомпросом, поддержки она у многих учителей страны не получила. Наиболее мыслящие философы и педагоги видели в ней явные и скрытые противоречия и пытались обратить на них внимание в процессе обсуждений и дискуссий. Так, справедливо отмечался «перекос» школы в сферу трудовой деятельности, во многом утилитарный характер планировавшегося образования. Сам по себе физический труд, отмечал, например, И.М. Гревс, не может быть поставлен во главу угла. Задача школы — дать знания, развить мышление. Физический труд должен иметь место в общеобразовательной школе, но играя не самостоятельную, а служебную роль. Находившиеся в эмиграции В.В. Зеньковский, С.И. Гессен упрекали советскую школу и педагогику того времени за противопоставление материализма идеализму. Яркий и сильный, независимый и самостоятельный человек может быть воспитан только благодаря пробуждению и поощрению его внутренней духовности. Всякое навязывание одной «единственно правильной», «наиболее жизненной» идеологии уродует человека и отвращает его от духовности истины, справедливо говорили они. Критики новой концепции школы справедливо полагали, что нельзя построить подлинно демократическую школу, отбрасывая культуру прошлого, идеалы и традиции, накопленные мировой и русской педагогической мыслью, или отбирал из них только подходящее для решения политических задач. Общепедагогическую теорию необходимо разрабатывать, пользуясь данными и выводами истории отечества, результатами экспериментальной педагогики и философскими идеями предшествующего периода. Игнорирование традиций — реальная угроза бесплодности всего создающегося якобы заново. Школьное дело может совершенствоваться постепенно, в не прерывном взаимодействии настоящего с прошлым. демократизацию и обновление образования можно и должно проводить с учетом данных российской и мировой науки, искусства, достижений педагогического творчества. Эта позиция не была принята правительством и не была учтена в концпции Единой Трудовой школы и диалог не состоялся. Однако уже в 1919 г. Наркомпрос пришел к выводу о необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе ступени Единой Трудовой школы. Утвержденная в сентябре 1919 г. Наркомпросом сеть общего и профессионального образования представляла собой следующую систему: Единая Трудовая школа I ступени с пятилетним сроком обучения, которая являлась основной базой для II ступени с четырехлетним сроком обучения, и профессиональные школы с четырехлетним сроком обучения на базе школы пер вой ступени. После окончания школы I ступени обучение предполагалось в течение 4—5 лет в институтах, а после окончания профшколы — трехгодичное обучение в техникумах. Летом 1919 г. началась дискуссия о том, какой должна быть школа I ступени. Против средней общеобразовательной школы резко выступил ЦК РКСМ, мотивируя тем, что школа I ступени оторвана от жизни, в ней учится очень мало детей рабочих и крестьян. Вместо этого ЦК РКСМ рекомендовал школы-клубы для рабочих-подростков. Иную позицию занимали работники системы профессионального образования. Они предлагали создавать учебно-показательные мастерские, профессионально-технические и сельскохозяйственные школы (на базе школы 1 ступени) и техникумы (на базе двухлетнего обучения в школе I ступени). Каждая школа I ступени, по мнению, например, О.Ю. Шмидта, должна была иметь определенный уклон — педагогический, социально-экономический, сельскохозяйственный, индустриально-технический, чтобы после ее окончания и прохождения кратко - срочных курсов и практики по узкой специализации учащиеся могли стать квалифицированными работниками. Линию на сохранение школы II ступени заняли А.В. Луначарский и в целом Наркомпрос, полагая, что обязательной общеобразовательной базой для профессионального обучения должна стать школа II ступени. В конце 1919 — начале 1920 г. состоялось традиционное для того времени совещание по вопросам народного образования, на котором базой всех типов образования было предложено считать вместо девятилетней школы семилетнюю школу с двумя концентрами: первый — четыре года, второй — три года. На этой базе предполагалось создание профессиональных школ-техникумов с З—4-летним сроком обучения, а затем и обучение в высшей школе. При этом можно было создавать и профессиональные школы на базе начальной общеобразовательной подготовки. Справедливость требует заметить, что глава большевизма, В.И. Ленин такую позицию подверг критике, и в итоге только половина школ II ступени была преобразована в техникумы вместо имевшей ранее место тенденции к их полной профессионализации. В 1922г. Наркомпрос опубликовал новое постановление, согласно которому основным типом общеобразовательной школы становилась девятилетняя школа, состоявшая из двух ступеней: школа 1 ступени с пятилетним сроком обучения и школа 2 ступени с четырехлетним сроком обучения. Школы 2 ступени могли быть связаны организационно со школами 1 ступени или существовать отдельно. Начиная с 1927 г. Для школ 2 ступени были приняты обязательные учебные планы и программы. В учебном плане выделялось два цикла: общественные дисциплины – обществоведение в 8 классе(5 часов в неделю, в 9 классе- 4 часа) и естественно-научные дисциплины (физика, химия, математика и естествознание в 8 классе -12 часов в неделю, в 9 классе- 12 часов). Предполагалось, что девятилетка должна была заложить у учащихся фундамент материалистического мировоззрения, а также готовить работников для таких отраслей производства, где необходимо предварительное общее среднее образование. Особое внимание в школах 2 ступени уделялось политехническому обучению и трудовому воспитанию. Помощь им должны были оказывать школы, ФЗУ, профшколы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные станции, заводы, фабрики, колхозы, помогая оборудовать школьные мастерские, предоставляя выпускникам рабочие места, посылая своих специалистов для обучения школьников трудовым профессиям. В 1926-1934 г.г. существовало как бы раздельно два типа школ 1 ступени: в городах и рабочих поселках фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1930г.- колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие эти школы могли поступать в 8 класс, т.е в школу 2 ступени, или в средние профессиональные учебные заведения. В ФЗС учащимся давались некоторые навыки промышленного труда, а в ШКМ – сельскохозяйственного. Уже к началу 30-х годов стала очевидной необходимость унификации типов школ, и 15 мая 1934г. Было издано постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», согласно которому на всей территории СССР были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная с четырехлетним сроком обучения, неполная средняя (семилетняя, включавшая и начальную) и средняя с общим сроком обучения десять лет. ФЗС и ШКМ были преобразованы в неполные средние школы. Такая структура общеобразовательной школы с некоторыми модификациями, вызывавшимися политической конъюктурой, сохранялись вплоть до 80-х годов, заслужив мировое признание с точки зрения логичности ее построения и уровня даваемой ею общеобразовательной подготовки, правда, отягощенной жесткими идейно-политическими рамками. Вся работа по замене традиционной отечественной школы, складывавшейся в течении столетий, новой, Единой Трудовой школой, организовывалась и возглавлялась Народным комиссариатом просвещения (Наркомпросом), созданным в 1917г. Первым наркомом просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), широко образованный человек, писатель, искусствовед, литературный критик. Он получил высшее образование в Цюрихском университете, где изучал философию. Здесь он сблизился с русскими социал-демократами и стал членом РСДРП с момента ее появления(1898), позже примкнув к большевикам. До 1917г. Он жил в эмиграции, где заинтересовался, в частности, вопросами школы и педагогики. Все его многочисленные публикации по вопросам просвещения и школы за время пребывания в Наркомпросе (до 1929г.) были посвящены пропаганде коммунистических идей в области воспитания и обоснованию с позиций большевизма проводимых школьных реформ. Может быть, наиболее ярко это проявилось в статье А.В.Луначарского «О социальном воспитании»(1918), в котором он заострил вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек – для себя или для общества. Ответ: ребенок, человек воспитывается в интересах социалистического общества. Этим должны определяться и формы, и содержание, и методы работы школы. Свои мысли в этом духе А.В.Луначарский развивал и конкретизировал на протяжении всех 20-х годов. В частности, в статье «Воспитание «нового» человека» (1928) и в докладе на совещании преподавателей обществоведения в 1928г. «Воспитательные задачи советской школы» он рассматривал опять тот же теоретический вопрос того времени – о цели воспитания: для себя или для общества. Решал он этот вопрос по-прежнему вполне однозначно – для социалистического общества. Эта установка, обусловленная идеями большевизма, определяла все направление и предыдущего и последующего строительства советской школы. Однако, быть может, не будет преувеличением назвать главным теоретиком Наркомпроса Надежду Константиновну Крупскую (1869—1939), как бы представительницу ВИ. Ленина, ее мужа. Серьезного образования она не получила: окончила гимназию кн. А.А. Оболенской, включая педагогический класс, недолго проучившись на Петербургских высших женских курсах (Бестужевские курсы), она увлеклась идеями марксизма. Несколько лет Н.К. Крупская работала учительницей в Смольной воскресной школе для рабочих в С.-Петербурге, а в 1895 г. вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Через год она была арестована и отбывала наказание в ссылке, некоторое время вместе с В.И. Лениным, а в 1900 г. уехала к нему за границу. В течение ряда лет она занималась организационно-партийной и журналистской деятельностью за рубежом. Здесь она, как и А.В. Луначарский, заинтересовалась проблемами школы и педагогики. Сходство развития политических убеждений А.В. Луначарского и Н.К. Крупской, близость их представлений о путях перестройки школы сделали их идеальными соратниками по руководству Наркомпросом и в деле построения новой, советской школы в России. С первых дней пребывания в Наркомпросе Н.К. Крупская, реализуя большевистскую идею, делала все возможное для практической реализации установки на идеологизацию и политизацию молодежи, в первую очередь школьников. За время пребывания в Наркомпросе Н.К. Крупская, развивая и отстаивая коммунистический подход к воспитанию, опубликовала много статей и брошюр по вопросам трудового обучения и политехнического образования, содержания и методов обучения в советской школе, об учителе и его подготовке, об образовании взрослых, дошкольном воспитании, о деятельности пионерских организаций и т.д. Собрание ее сочинений в 11 томах было издано в 1957—1963 гг. Пожалуй, наиболее интересной следует признать работу Н.К. Крупской «Народное образование и демократия» (1918), в которой она предложила марксистскую трактовку истории европейской школы и педагогики. Трактовка и оценка фактов истории, теории и практики образования, данные в этой работе, при всей их очевидной односторонности на долгие годы стали аксиоматичными для советских ученых в области педагогики, что нанесло несомненный вред всей отечественной педагогической науке. В общем, можно утверждать, что идейно-политическая направленность всего многотрудного процесса обоснования Единой Трудовой школы, разработка содержания и методов обучения в ней инициировались Наркомпросом и его руководителями, в первую очередь А.В. Луначарским и Н.К. Крупской. В конечном счете такая политика на ряд десятилетий задержала развитие отечественной школы и педагогической мысли.