ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 503
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, задачи истории педагогики
2. Взгляды Пифагора, Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платона на проблемы воспитания и обучения
3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Организованные формы воспитания.
4. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
5. Воспитание и обучение в Древней Индии и Древнем Китае
6. Педагогическая мысль Эпохи Возраждения
7. Педагогическая мысль Эпохи Средневековья
8. Педагогические взгляды д. Локка
9. Педагогическая система ж. Ж. Руссо
10. Состояние образования в странах Западной Европы в 19 веке
11. Педагогическая деятельность и. Г. Песталоцции
12. Педагогическая деятельность и. Ф. Герберта, а. Дистервега
14. Педагогическое учение я. А. Коменского
15. Система общественного дошкольного воспитания ф. Фребеля
16. Педагогическая теория м. Монтессори
17. Древнерусская культура и народная педагогика. Воспитание у восточных славян в 6-9 веках.
20. Просвещение в эпоху Екатерины Великой. Деятельность м. В. Ломоносова
21. Педагогическая мысль и. И. Бецкого.
22. Педагогическая мысль л. Н. Толстого
23. Педагогическая деятельность к. Д. Ушинского
24. Развитие школьного образования в первой половине 19 века в России
25. Школьная политика в России во второй половине 19 века. Основные типы средних учебных заведений.
26. Деятельность а. С. Симонович по организации первых детских садов в России
27. Организация детских садов в России во второй половине 19 века и начале 20 столетия
28. Педагогическая деятельность л. К. Шлегер
29. Педагогическая деятельность и воспитательная система а. С. Макаренко
30. Педагогическая деятельность в. А. Сухомлинского
19. Школьные реформы первой половины 18 века в России. Развитие светской госудрственной школы. Деятельность в. В. Татищева, л. Ф. Магницкого по развитию образования.
В конце XVII – началеXVIII века Россия пересматривает курс развития, в том числе в сфере школьного образования, равняясь на западный опыт. По сути, происходил поворот в школе и педагогике Нового времени. В начале XVIII века в России появились государственные школы различных типов. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра I. В этих школах давали общее образование (родной и иностранные языки, арифметика, философия, политика и пр.). По преимуществу создавались дворянские учебные заведения (для “знатных особо детей”). Но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители других социальных слоев. Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве, на Покровке было учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк (умер в 1705 г.). Там детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, немецкому и другим языкам. Глюк разработал учебные пособия: русскую грамматику, пособие по географии, лютеранский катехизис, молитвенник в стихах. Школа действовала 10 лет (1705 – 1715). После закрытия школы Глюка единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716г. училось до 400 студентов. Указами 1714г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской Академии. Созданные как заведения для дворян и служилых людей, цифирные школы постепенно пришли в упадок. В 1744г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам. Остальные слились с архиерейскими школами академий Деятельность архиерейских школ определялась “Духовым регламентом” (1721), который составил Феофан Прокопович. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной архейских школ было сочетание светской программы с религиозной. В них готовили священнослужителей. Обучали начаткам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. В “Духовном Регламенте” предусматривалось создание академий с семинариумами восьмилетними средними духовными учебными заведениями. Последние были закрытыми учреждениями: семинаристов не отпускали домой, “пока не обвыкнут в семинариуме”. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучали на русском языке. Учили по “Букварю” Ф. Поликарпова (1701), по книгам Ф. Прокоповича, “Юности честное зерцало” и “Первое поучение отрокам”. Популярностью пользовалось “Арифметика” Л.Ф. Магницкого – учебник, который в России был главным пособием по математике до середины XVIII века. Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах. В конце 1725 года в Петербурге был создан важный научно-просветительский центр- Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. В 1731 году в Петербурге было учреждено заведение закрытого типа для знати – Корпус кадет. Предназначался он не просто для дворянства, а для дворянства высшего, благородного. Размещался он в царском дворце. Корпус пользовался особым вниманием государственных учреждений и правительства, был прекрасно оборудован. Учебные планы складывались из многих предметов, большинство которых было не обязательными, изучение их предоставлялось кадету на выбор, по его личному желанию. Из этого корпуса вышло много деятелей, составивших предмет гордости для России. Достаточно назвать имена таких воспитанников, как П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Аналогичные принципы лежали в другом привилегированном дворянском учебном заведении, который был основан в 1759 году при императрице Елизавете – Пажеский корпус в Петербурге. К середине XVIII века наиболее приятным событием в развитии школьного дела стало открытие в 1755 году в Москве университета и университетских гимназий. Университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Во второй четверти XVIII века в основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. В 1737 году был издан закон, предоставляющий им право на домашнее обучение. Один из первых представителей русского просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ, изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в “Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ” (1733). “Главной наукой” Татищев считал такую, “чтоб человек мог себя познать”. Он выдвинул план открытия академий, университетов, гимназий и академий ремесел. Татищев обосновал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать. На позициях критического, рационалистического видения мира стоял известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681-1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, европейски образованный, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт: преподавание западноевропейского круга наук, педагогику иезуитов. В книге-букваре “Первое учение отрокам” Прокопович давал педагогические рекомендации и советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека (“каков, кто отрок есть, таков и муж будет”).
К XVIII веку Россия стала обширным многонациональным государством. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. Преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни, содействовали укреплению Российской государственности, развитию торговли и производств. Крупные реформы были проведены в области культуры и просвещения. При Петре впервые в России появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование, появился первый русский общедоступный театр, возник первый музей (кунсткамера) с публичной библиотекой. В стране издавалось много книг, особенно букварей, чтобы как можно больше людей могли обучаться грамоте. В 1700 году был введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летоисчисление «от рождества Христова». Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита, возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), выпуск оригинальной светской и переводной литературы, открытие Академии наук и др. Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая открылась в Москве в 1701г. Школа являлась профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля. Это было первое реальное училище в Европе. В нем обучались дети дворян (иногда и по принуждению). Но основным контингентом обучающихся (их было большинство) были дети тех, кто принадлежал к "низшим" сословиям (ремесленники, солдаты, священники, торговцы и др.). Разночинцы были заинтересованы в образовании своих детей по технической специальности, ведь в 1722 году царь Петр ввел «Табель о рангах», установив порядок чинопроизводства не по знатности, а по личным способностям и заслугам. Образованность являлась основанием получить чин и «выйти в люди» детям из небогатых и незнатных семей. В навигационной школе преподавали в основном профессора из Англии (морской державы), но были и свои талантливые педагоги. Наиболее известным среди них являлся Леонтий Филиппович Магницкий (1669 –1739), известный математик, прекрасный педагог, автор знаменитой «Арифметики», которая до середины XVIII века была основным учебником математики в России. Книга Л.Ф. Магницкого скорее являлась энциклопедией математических знаний, чем учебником арифметики. М.В. Ломоносов называл эту книгу «вратами учености». В 1715 году навигационная школа была переведена в Петербург и на ее основе открывается Морская академия. В период царствования Петра I (правил с 1689 – 1725; годы жизни: 1672 – 1725) были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных портовых городах – навигационные. В Москве появились хирургическая, инженерная и "разноязычная" школы. На Урале - горнозаводская и математическая школы. В начале XVIII века были организованы так называемые «цифирные школы» (в 1718 году их было 42), где учили грамоте, письму и арифметике, а также давали элементарные сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии. В такие школы зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу. В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии существовали университет и гимназия, в которых ученые-иностранцы готовили русских ученых и специалистов.
В развитие педагогической мысли до 30-х гг. XVIII в. значительный вклад внесли Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович и др. Выдающийся математик и педагог Леонтий Филиппович Магницкий(1669–1739) разрабатывал основы методики светского профессионального и общеобразовательного обучения. Его несо
мненной заслугой явилось создание первого русского учебника нового типа, который он опубликовал в 1703 г. после серьезной проверки его на практике. В «Арифметике» Л.Ф. Магницкого лучшие европейские традиции преподавания математики соединялись с отечественным опытом. Материал пособия выстраивался в логике принципа систематичности обучения от простого к сложному, с позиции принципа доступности подбиралось содержание заданий. Л.Ф. Магницкий был сторонником широкого применения наглядности в обучении, будучи руководителем Навигацкой школы, способствовал использованию в преподавании таблиц, макетов, моделей, чертежей, приборов, рисунков и т. д. Философ, историк, общественный деятель Василий Никитич Татищев(1686–1750) известен своими педагогическими сочинениями и просветительской деятельностью. Под его руководством была открыта первая горно-заводская школа в г. Екатеринбурге, а затем возникла целая сеть подобных училищ. По мнению В.Н. Татищева, в процессе развития ребенка образование не должно быть узко специальным: профессиональные умения и навыки должны выстраиваться на ранее заложенной базе общего образования. В 1733 г. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» В.Н. Татищев высоко оценил значение просвещения для Российского государства. Определяя содержание обучения, один из первых русских мыслителей настаивал на исключительно светском характере обучения, вынося духовный компонент за рамки государственного образования. Главными школьными дисциплинами, по мысли Татищева, должны были стать письмо, грамматика родного языка, риторика, иностранные языки, математика, физика, биологические науки, история, право, медицинские и военные знания. В произведении «О порядке преподавания в школах при уральских заводах» (1736) В.Н. Татищев высказывал мысль о том, что педагогический процесс в школе не должен замыкаться в рамках обучения, а должен иметь целью нравственное воспитание и духовное становление учащихся. Впервые им было оценено значение личности учителя в процессе становления и развития ребенка. В 1734 г. Татищев написал «Духовную моему сыну», в которой, рассматривая вопросы содержания и организации дворянского воспитания, он высказал требования использования в обучении дворянских детей самого широкого круга дисциплин и после совершеннолетия обязательной государственной службы. В целом педагогические взгляды В.Н. Татищева оказали огромное влияние на формирование традиций светского образования в России. Второй период в развитии практики образования в России продолжался с 1730 г. по начало 1760-х гг. и связан с царствованием императриц Анны Иоанновны (1693–1740) и Елизаветы Петровны (1741–1761). В это время возникают закрытые сословные дворянские учебные заведения, формируется система дворянского образования, создается первый русский университет (1755), приходят в упадок школы, созданные при Петре I. Для подготовки дворянства к военной службе в офицерском звании в 1731 г. в Петербурге был открыт первый кадетский корпус. Здесь обучались дети «шляхты» – благородного дворянства (поэтому часто кадетские корпуса назывались шляхетскими) в возрасте от 13 до 18 лет, от поступающих требовалось умение читать и писать по-русски. Несмотря на военный уклон, корпус готовил и чиновников для государственной службы. В организации обучения выделялось четыре класса, которые означали совокупность предметов, необходимых для изучения. Так, в iV классе обучали русскому языку, чистописанию, латыни, арифметике; в III классе – грамматике, геометрии, географии; во II классе к общеобразовательным предметам добавлялись специальные: фортификация, артиллерия, история, риторика, право, мораль, геральдика, политические и военные науки; в I классе в зависимости от способностей и прилежания выбиралась военная или гражданская профессия и в соответствии с этим строилось обучение кадетов. В каждом из классов обучение было индивидуальным и продолжалось столько времени, сколько было необходимо для овладения юношами учебных дисциплин, поэтому в классах могли учиться разновозрастные молодые люди. Кроме того, все кадеты занимались предметами эстетической направленности, иностранными языками, фехтованием, строевой выучкой и т. п. Позднее по образцу Сухопутного шляхетского корпуса возник Морской кадетский корпус. Военная подготовка юношей для несения солдатской службы осуществлялась в пехотных гарнизонных школах и артиллерийских арифметических школах. Значительные изменения в отечественном образовании происходили во время правления Елизаветы Петровны. В это время претерпевают реорганизацию некоторые учебные заведения, открытые при Петре I. Так, с целью улучшения подготовки специалистов Артиллерийская школа соединяется с Инженерной, цифирные школы сливаются с гарнизонными и обеспечивают начальное образование для выходцев из простых слоев. В конце 1750-х – начале 1760-х гг. были открыты новые гимназии, создана Академия художеств и при ней – Архитектурное училище. Самой значительной вехой в развитии образования в это время стало открытие в 1755 г. при непосредственном участии М.В. Ломоносова первого русского учреждения высшего образования – университета в Москве. Университет состоял из трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Для подготовки студентов при университете были открыты две гимназии, в программу обучения которых входили родной язык, латынь, иностранные языки, словесность, математика, история. Благодаря этому удалось создать преемственную систему высшего и среднего образования. Университет стал центром светского образования, а его выпускники составили цвет российской науки и культуры. В этот период открываются, в основном иностранными гражданами, частные «благородные пансионы», дающие основы общего образования и этикета. Государство стремится установить контроль за качеством воспитания в сфере семейного и частного образования. Императрица Елизавета Петровна указом, изданным в 1755 г., запретила иностранцам обучать и воспитывать детей на дому, если те не выдержали экзамена в Академии наук и не представили свидетельства о личности, что позволило упорядочить деятельность иностранных гувернеров и отдалить от воспитания непрофессиональных учителей.
20. Просвещение в эпоху Екатерины Великой. Деятельность м. В. Ломоносова
Развитие педагогической мысли и образования в 1740– 1760-е гг. связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова(1711–1765) – ученого-энциклопедиста, художника, поэта. Во время работы в Академии наук, университете и гимназии он занимался активной педагогической деятельностью, был сторонником классно-урочной системы обучения, читал лекции, создавал учебные пособия. Ученый настаивал на необходимости широкого народного образования в России. Его педагогические воззрения базировались на теориях Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, в частности на этой основе им были сформулированы принципы обучения, разработаны основные методики преподавания в высшей школе, выделены и обоснованы некоторые научные категории педагогики и психологии. Главной целью гармоничного развития личности М.В. Ломоносов считал воспитание «сынов Отечества», основанное на учете психологических особенностей ребенка. Ученый полагал, что душа ребенка состоит из «нижней» – чувственной, эгоистической и «высшей» – духовной, патриотической составляющей, отсюда он выводил цель просвещения, заключавшуюся в научном образовании человека, которое должно привести отрока к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Ломоносов выступал за создание национальной системы образования, против засилья учителей-иностранцев. Третий период в развитии отечественного образования был сопряжен с политикой Екатерины II в области реформирования учебных заведений и развития просветительских идей. Первый этап екатерининских преобразований в области просвещения длился с 1766 по 1782 г., когда окончательно оформилась идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения с педагогической, а не с профессиональной или сословной целью воспитания. В 1779 г. при Московском университете открывается первая Учительская семинария. Позднее, в 1786 г. по ее образу была создана учительская семинария в Петербурге, которая стала первым в России высшим учебным педагогическим заведением и готовила учителей к работе в различных учебных заведениях. В учительских семинариях обучались основам наук и методике преподавания. В период правления Екатерины II появляются новые типы учебно-воспитательных учреждений. В 1763 г. по инициативе И.И. Бецкого в Москве открылся воспитательный дом, а позже такие же дома начали создаваться по всей России. В этих заведениях воспитывались дети от 5 до 20 лет. Предполагалось, что там будет создана особая воспитательная среда, позволяющая защитить ребенка от негативных влияний общества. В 1764–1765 гг. открываются воспитательные учреждения для мальчиков при Академии художеств и Академии наук, в 1864 г. – учебно-воспитательное учреждение повышенного типа для образования женщин – Институт благородных девиц в Петербурге при Смольном монастыре, в 1772 г. – Коммерческое училище для подготовки специалистов в области торговли и промышленности. Общими для всех этих учебных заведений были запрещение телесных наказаний, запугивания детей, индивидуальный подход в оценке каждого учащегося, ориентация на развитие личности воспитанника. Сама Екатерина II со вниманием относилась к вопросам обучения и воспитания, изучила трактат Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», восприняв идею воспитания ребенка в изоляции от общества, была автором педагогических сочинений «Выбранные российские пословицы» и «Продолжение начального учения». Таким образом, в 1760-1780-е гг. в России сложились объективные предпосылки к созданию единообразной, стройной государственной системы образования на основе всеобщего просвещения.