ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Метод литературно-художественного чтения.
Цель методики – формирование эстетического вкуса детей, активизация интереса к литературе как искусству слова. Учебная книга «Наш мир» (1916) строилась сообразно с литературоведческими понятиями. Тщательно отбирались произведения для чтения – лучшие образцы русской классики. Считалось недопустимым вмешательство в процесс восприятия художественных образов детьми.
Метод творческого чтения.
В основу методики творческого чтения была положена детская потребность выражать действием собственное отношение к окружающему миру. В рамках этой методики дети вовлекались в систему творческих работ в связи с чтением художественного текста (лепка, рисование, шитьё, аппликации). Использовались и словесные методы: рассказы по аналогии, словесный рисунок, драматизация и др.
Формирование методики чтения в 30 – 70-е годы ХХ века проходило по пути развития лучших традиций. Методика использовала комбинацию различных приёмов. Большинство учителей отказалось от системы объяснительного чтения и стремились раскрыть перед детьми литературное произведение с точки зрения его смысла и воспитательного потенциала. К началу 70-х годов двадцатого века термин объяснительное чтение исчезает из массовой методики чтения и становится термином олигофренопедагогики. Во всех остальных типах школ используется метод литературного чтения.
Современная методика чтения решает комплекс взаимосвязанных задач:
§ формирование полноценного навыка чтения;
§ литературное образование и развитие школьников;
§ развитие кругозора и речи детей на уроках чтения;
§ воспитание детей в процессе работы с художественным произведением.
2.Содержание чтения. Основные принципы расположения материалов в программах и учебных книгах по чтению.
В школах I-YII активно используются комплекты учебно-методических пособий для обучения литературному чтению в массовой школе.
Особенности учебно-методического комплекса по литературному чтению Л.Ф. Климановой и В.Г.Горецкого. Учебно-методический комплект предполагает акцент на художественно-эстетическом содержании уроков чтения, их направленности на развитие творческой активности учащихся. Эта программа реализуется с помощью учебников тех же авторов. Она позволяет раскрыть перед детьми богатые художественно-познавательные возможности литературы: человек может познавать через литературу не только окружающий мир, но и самого себя, может получать от чтения глубокое эстетическое наслаждение. Книги оказывают на читателя огромное воспитательное воздействие, формируют его нравственно. Содержание учебных книг, их структура и технология обучения строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого. Отличительной особенностью этой программы литературного чтения является введение раздела «Опыт творческой деятельности», который ориентирует учащихся на собственную литературную деятельность: дописывание и «досказывание» известного сюжета или его изменение с включением новых героев, необычных предметов, сюжетных линий, а также использование литературных игр и драматизации прочитанных произведений. Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтения в форме самостоятельного домашнего чтения.
Особенности учебно-методического комплекта «Гармония».
Учебно-методический комплект «Гармония» создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Авторы: проф.д.п.н.Н.Б.Истомина, проф.,к.п.н. М.С.Соловейчик, к.п.н. О.В.Кубасава. Концептуальными положениями курса «Литературное чтение» являются следующие положения.
§ Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебнике после текстов.
§ Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному) выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).
§ Обогащение умственного потенциала детей, путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающейся в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе чтения и после него. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское умение антиципации), творчески интерпретировать полученную в процессе чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.
§ Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется специальными заданиями учебников (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям и др.).
§ Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Внимание учеников акцентируется на личности писателя. Комплексный подход к процессу формирования умений, обеспечивающих ребёнку способность быть читателем.
Особенности учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой). Обновление школы означает усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творческих способностей авторы данной образовательной системы связывают с совершенствованием детского воссоздающего воображения. Развитию воссоздающего воображения должна способствовать система ролевых игр. Учебники содержат материал, который позволяет учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребёнка. Предусматривается дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив снятия обязательного усвоения всех предъявляемых знаний.
Особенности учебно-методического комплекса «Школа 2100» .Курс «Чтение и начальное литературное образование» (к.п.н. Р.Н.Бунеев, к.п.н. Е.В.Бунеева) представляет собой систему литературного чтения: 1-й классдетская литература; 2-й классфольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс – литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класссистематический курс русской детской литературы от первых детских писателей до наших дней. Авторы формируют интерес к чтению на основе самого процесса чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты, мотивированную компоновку материала и предложенную технологию работы с текстом, формирующую правильный тип читательской деятельностью. Ряд произведений включен в отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов. При работе с учебниками по чтению «Школы 2100» рекомендуется использовать технологию формирования правильного типа читательской деятельности. Методический аппарат учебников направлен на развитие умений читать и понимать текст, размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, слушать и принимать мнения других; творческих способностей детей. Разработаны тетради по чтению, справочник «Детские писатели» и методические рекомендации с подробными разработками уроков для каждого класса.
Особенности учебно-методического комплекса по «Образовательной системе Л.В.Занкова». Учебники «Живое слово» З.И.Романовской. Особенностью курса литературного чтения является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками последовательно: в первом классе литература рассматривается как искусство слова; во втором классе ещё и как один из видов искусства в контексте других его видов; в третьем и четвёртом классахлитература раскрывается перед школьниками ещё и как явление художественной культуры. Основной обучающий приём, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, - это сравнение (научного и художественного текста, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического, сказки и басни и т.п.). Последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую начиная со второго класса включаются не только литературные, но и живописные произведения. Учебники для третьего и четвёртого классов отличает особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику собственно литературного чтения. Читая литературный текст, ученики вынуждены обращаться за дополнительной информацией к различным рубрикам учебника (к «Комментариям», «Консультантам», «Исторической справке», «Ленте времени», «Картинной галерее»), выходить за рамки учебника, обращаясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии. Смысл творческого чтения в программе Л.В.Занкова заключается в том, что «переработка» прочитанного носит в сознании ученика индивидуальный характер. Богатство жизненного опыта, характер личных ассоциаций позволят ученику воспринять художественное произведение на доступном уровне.
Особенности учебно-методического комплекса образовательной системе Д.Б Эльконина, В.В.Давыдова. Литературное чтение ставит своей целью воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нём жизненных явлениях. Формирование литературного творчества школьников начинается с первого класса, дети готовятся к работе в позициях «читателя» и «автора». Во втором классе вводятся понятия «точка зрения», «рассказчик-герой», «точка зрения героя», В третьем классе начинается освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на «малых» жанрах. В четвёртом классе дети изучают основные роды литературы. Основные методические приёмы обучения литературному чтению: становление позиции читателя и акцентное вычитывание ( при работе с лирическим стихотворениемвычитывание развития настроения лирического героя, при работе с эпическими и драматическими текстамивоссоздание картины мира, различение точек зрения автора и героев).
Особенности программы по начальному литературному образованию В.А.Левина. Программа основана на методике воспитания творчеством и направлена на то, чтобы сохранить у школьника свойственную дошкольникам непосредственность, индивидуальное своеобразие восприятия художественного произведения, эмоциональность. Назначение литературного образования В.А.Левин видит в том, чтобы предоставить каждому ученику возможность приобщиться к искусству, к участию в процессе создания и восприятия художественных ценностей в качестве автора, исполнителя, критика читателя, зрителя, слушателя или в нескольких ролях одновременно. Чтобы школьник смог занять художественно-коммуникативную позицию, он должен обладать живым опытом непосредственных читательских переживаний и представлением о художественных средствах. Набор и последовательность художественных средств, о которых узнаёт младший школьник, определяется логикой художественного развития ребёнка.
На первой ступени дети включаются в игровое творчество и общение. На второй ступени дети узнают элементы художественной формы в качестве материала игры. Они знакомятся с рифмами, стихотворными размерами, интонацией, тропами. Восприятие литературного произведения организуется следующим образом:- чтение-слушание произведений, выбранных учителем при участии класса или по просьбе детей. Чтение текста учителем не актёрское, а «материнское» (по терминологии В.Шереметевского), активизирующее внимание паузами и вопросами;