Файл: Лекция 1-Лошкарева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Психологические особенности восприятия художественного произведения детьми с нарушениями речи.

Литературное образование школьников коррекционных школ требует учёта психологических особенностей восприятия ими художественного произведения.

При чтении литературных произведений большую роль играет развитое воссоздающее воображение. Литературное воссоздающее воображение определяется как «процесс воссоздания образов литературно-художественных произведений». Этот процесс играет основную роль в восприятии литературного произведения, так как писатель выражает свои идеи через систему образов, выявляет в них эстетическую сторону действительности и передаёт своё отношение к ней.

Развитию воссоздающего воображения благоприятствуют следующие факторы:

§   овладение языком и процессом чтения;

§   выработка потребности в правильном, соответствующем особенностям художественного текста способе чтения, в точном воссоздании его образов;

§   контролирование на основе анализа текста возникающих представлений;

§   применение приёмов, приводящих к активизации и регулированию процесса анализа текста.

Особенности восприятия литературного героя.

Правильная оценка литературных героев предполагает выделение присущих им качеств и проникновение в мотивы их поступков.

Существует два основных вида отношения учеников коррекционных школ к литературным героям:

1.        эмоционально-образное отношение (уровень: нравится – не нравится);

2.        интеллектуально-оценочное отношение (хороший – плохой на уровне доказательств).

Часто, обосновывая свою оценку героя, ученики называют поступки второстепенные, малосущественные с точки зрения того, как герой обрисован в рассказе. Отношение к герою, выражаемое словами «нравится – не нравится», не всегда совпадает с тем отношением, которое непроизвольно проявляется в деятельности.

В отношении к литературному герою дети исходят, главным образом, из оценки наиболее впечатляющего их поступка и не учитывают мотивы и причины, его вызвавшие. В результате дети одинаково относятся к героям, поступки которых обусловлены разными причинами и имеют в своей основе неравнозначные мотивы.

У школьников нет ещё чётких представлений относительно содержания определенных качеств (например: далеко не все дети видят проявление смелости и честности в умении осудить себя за неправедный поступок).


Наиболее трудны для осознания детьми качества, проявляющиеся в переживаниях и мыслях литературных героев. Те же из них, которые просто названы автором, часто вообще не запоминаются учащимися. Богатство и сложность внутреннего мира героя, качества его личности не вызывают интереса детей.

В оценке литературного героя младшими школьниками не только не учитываются внутренние стороны его поведения, но, как правило, имеется ссылка на поступки малосущественные для характеристики морального облика героя и занимающие в произведении второстепенное место.

На непосредственное отношение детей к героям, проявляющим и положительные и отрицательные качества и поступки, большое влияние оказывают положительные качества и поступки.

Особенности восприятия мыслей и переживаний литературных героев школьниками.

Дети обнаруживают интерес к доступным их пониманию переживаниям и мыслям. Реже всего учащиеся называют переживания прямо указанные в тексте, не выраженные в описании каких-либо проявлений самого героя. В этих случаях переживания вызывают у детей наименьший интерес, а часто и не замечаются ими.. Детям трудно разобраться в причинах, вызывающих определённые мысли и переживания литературных героев.

Особенности понимания приёмов литературного изображения отдельных характерных черт образа.

Прямое и наглядное изображение героя через развёрнутое описание его поступков, в котором даны все основные его элементы легко, без затруднений, понимается детьми.

Легко понимается детьми характеристика героя через описание его отношения к поступкам, совершённым другими персонажами.

Наглядное описание внешности героя и его поведения воздействует на чувства детей.

Раскрытие характера литературного персонажа через общий характер его мыслей и переживаний – менее наглядный и трудный приём.

Трудными для восприятия являются приёмы, связанные с изображениями литературного образа только посредством особенностей его речи. Дети обращают внимание лишь на содержание речи героя и не замечают особенностей подбора слов в его речи, а также их интонации.

Наименее наглядным приёмом изображения является простое сообщение о поступке литературного героя. Чаще всего оно просто не замечается детьми.

Совсем ненаглядный и отвлеченный приём – простое название черт характера литературного персонажа.


Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. ( Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников. // Методические основы языкового и литературного образования младших школьников /Под ред. Т.Г.Рамзаевой.).

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного обобщения.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия.

1 Фрагментарный уровень.

У детей, находящихся на фрагментарном уровне отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связь между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении и слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажей, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героев, поэтому их мнение о персонаже часто бывает неверным с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

2 Констатирующий уровень.

Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроений, однако выразить свои ощущения им ещё трудно: они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенки чувств, ограничиваясь обычно словом «грустно» или «весело». Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в тексте, и не чувствуют потребности в перечитывании произведения, в специальных размышлениях над ним. Хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются непонятыми, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.


3 Уровень «героя».

Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют прежде всего герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки героя. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

4 Уровень «идеи».

Читателя, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на его художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Ученики любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Они способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки ответов могут быть наивными, важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении.

По уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика. Фрагментарный уровень восприятия нормален для трёх-пятилетних детей, но для учащихся начальной школы нахождение на фрагментарном уровне - свидетельство отставания в литературном развитии. К тому моменту, когда дети сталкиваются с чтением как с учебным предметом, большинство из них находится на констатирующем уровне восприятия и лишь один-два ученика в классе способны воспринять прочитанное на уровне «героя», что свидетельствует о высоком уровне их литературного развития. К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это времяпоказатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».

Очень интересно, на наш взгляд, особенности восприятия литературы детьми учитываются в программе В. А. Левина «Начальное литературное образование».


Цель курса автор видит в том, чтобы обеспечить переход младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством. Содержание художественного развития в начальной школе состоит в изменении внутренней позиции ребёнка по отношению к искусству. Начав учиться в дошкольной художественно-игровой позиции, ребёнок на протяжении младшего возраста открывает для себя и осваивает возможности общения искусством, то есть, к завершению начальной школы занимает художественно-коммуникативную позицию читателя, автора, исполнителя.

Для того, чтобы школьник смог занять художественно-коммуникативную позицию, он должен обладать живым опытом непосредственных читательских переживаний и представлением о художественных средствах, от которых зависят эти переживания.

В. А. Левин определяет 4 ступени курса художественного развития младшего школьника.

Первая ступень (возраст 5 – 7 лет): включение в творчество и общение через игру в детской группе с участием взрослого; накопление опыта читательских переживаний и игры с некоторыми элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением).

Вторая ступень (2 и начало 3-го классов) - осознание сказок, потешек и т.п. в качестве литературных текстов; выделение элементов художественной формы, в играх с ними «открытие» художественной речи: произведения строятся не так, как обычная речь, имеют свои «секреты» (художественные средства).

Третья ступень (конец 3-го класса). Ребёнок в своей художественной деятельности начинает ориентироваться на восприятие слушателей: «Будет ли им интересно то, что я написал?» Ребёнок открывает в себе «автора», а в художественных средствах - их способность воздействовать на слушателя. Художественно-игровая позиция сменяется художественно-коммуникативной.

Четвёртая ступень: формирование оценочного художественно-коммуникативного отношения к искусству, перенос художественно-коммуникативной позиции школьника, которая сложилась у него по отношению к собственному творчеству, на восприятие произведений других авторов.

Открытие ребёнком авторской позиции, которую он обнаруживает в своём творческом опыте, порождает потребность в систематических знаниях о литературе. Возникает устойчивый интерес к теории и истории искусства, закладывается база для развития художественного вкуса.