ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
Открытые интерфейсы. «Облако» как правило, имеет стандартные открытые API (интерфейсы прикладного программирования) для связи с существующими приложениями и разработки новых – специально для облачной архитектуры.
Гибкость и масштабируемость - неограниченность вычислительных ресурсов (память, процессор, диски). «Облако» масштабируемо и эластично – ресурсы выделяются и освобождаются по мере надобности;
Производительные вычисления. По сравнению с персональным компьютером вычислительная мощь, доступная пользователю "облачных" компьютеров, практически ограничена лишь размером "облака", то есть общим количеством удаленных серверов. Пользователи могут запускать более сложные задачи, с большим количеством необходимой памяти, места для хранения данных, тогда, когда это необходимо. Иными словами, пользователи могут при желании легко и дешево поработать с суперкомпьютером без каких-либо фактических приобретений. Возможность запуска множество копий приложения на многих виртуальных машинах представляет преимущества масштабируемости: количество экземпляров приложения способно практически мгновенно увеличиваться по требованию, в зависимости от нагрузок.
Хранение данных. По сравнению с доступным местом для хранения информации на персональных компьютерах объем хранилища в "облаке" может гибко и автоматически подстраиваться под нужды пользователя. При хранении информации в "облаке" пользователи могут забыть об ограничениях, накладываемых обычными дисками, - "облачные" размеры исчисляются миллиардами гигабайт доступного места.
Инструмент для стартапов. В глазах таких потребителей сервиса облачных вычислений как компании, начинающие свой бизнес основным преимуществом данной технологии является, отсутствие необходимости закупать все соответствующее оборудование и ПО, а затем поддерживать их работу.
Недостатки и проблемы облачных вычислений
Есть ли минусы у «облачных» вычислений? Почему «облачные» технологии в России только набирают обороты, а директора некоторых крупных компаний не спешат переводить ИТ-инфраструктуру своих предприятий в «облака»? Итак, отметим основные недостатки и трудности использования cloud computing:
Постоянное соединение с сетью. Cloud Computing всегда почти всегда требует соединения с сетью (Интернет). Если нет доступа в сеть - нет работы, программ, документов. Многие "облачные" программы требуют хорошего Интернет-соединения с большой пропускной способностью. Соответственно программы могут работать медленнее чем на локальном компьютере. По мнению ведущих российских ИТ-компаний, основным препятствием широкому развитию облаков, является отсутствие широкополосного доступа в Интернет (ШПД) – прежде всего в регионах.
Безопасность.
Безопасность данных теоретически может быть под угрозой. Не все данные можно доверить стороннему провайдеру в интернете, тем более, не только для хранения, но ещё и для обработки. Все зависит от того, кто предоставляет "облачные" услуги. Если этот кто-то надежно шифрует Ваши данные, постоянно делает их резервные копии, уже не один год работает на рынке подобных услуг и имеет хорошую репутацию, то угрозы безопасности данных может никогда не случиться. У пользователя «облачных» бизнес приложений могут также возникнуть и юридические проблемы, например связанные с выполнением требований защиты персональных данных.
Государство, на территории которого размещен датацентр, может получить доступ к любой информации, которая в нем хранится. Например, по законам США, где находится
47
самое большое количество датацентров, в этом случае компания-провайдер даже не имеет права разглашать факт передачи конфиденциальной информации кому-либо, кроме своих адвокатов.
Эта проблема является, наверное, одной из самых существенных в вопросе вывода конфиденциальной информации в облако. Путей ее решения может быть несколько. Вопервых, можно шифровать всю информацию, помещаемую на облако. Во-вторых, можно просто ее туда не помещать. Однако, во всяком случае, у компаний, пользующихся облачными вычислениями, это должно быть определенным пунктом в списке вопросов информационной безопасности. Кроме того, сами провайдеры должны улучшать свои технологии, предоставляя некоторые услуги по шифрованию.
Функциональность «облачных» приложений. Не все программы или их свойства доступны удаленно. Если сравнивать программы для локального использования и их "облачные" аналоги, последние пока проигрывают в функциональности. Например, таблицы Google Docs или приложения Office web application имеют гораздо меньше функций и возможностей, чем Microsoft Excel.
Зависимость от «облачного» провайдера.
Всегда остаётся риск, что провайдер онлайновых сервисов однажды не сделает резервную копию данных – как раз перед крушением сервера. Риск этот, впрочем, вряд ли превышает опасность того, что пользователь сам упустит свои данные – потеряв или разбив мобильник или ноутбук, не создав на домашнем ПК резервную копию. Кроме того, привязавшись к той или иной услуге, мы в какой-то степени также ограничиваем свою свободу – свободу перехода на старую версию софта, выбора способов обработки информации и так далее.
Некоторые эксперты, например Г. Маклеод (Hugh Macleod) в статье «Самый хорошо охраняемый секрет Облаков», утверждают, что облачные вычисления ведут к созданию огромной, невиданной ранее монополии. Возможно ли это? Конечно, на рынке облачных вычислений для помещения в облако какой-либо информации, в отношении которой существуют правила информационной безопасности, компании будут скорее использовать таких вендоров, чье имя «на слуху» и кому они доверяют. Таким образом, существует определенная опасность того, что все вычисления и данные будут агрегированы в руках одной сверхмонополии. Однако на данный момент на рынке уже существуют несколько компаний с примерно одинаковым высоким уровнем доверия со стороны клиентов (Microsoft, Google, Amazon), и нет никаких фактов, которые бы указывали на возможность доминирования одной компанией всех остальных. Поэтому в ближайшем будущем появление глобальной сверхкомпании, которая будет координировать и контролировать все вычисления в мире, очень маловероятно, хотя одна лишь возможность такого события отпугивает некоторых клиентов.
Препятствия развитию облачных технологий в России.
Недостаточное доверие потребителей облачных услуг. Нередко бизнес относится к облачным услугам несколько настороженно. «Причин же недоверчивого отношения малого и среднего бизнеса к облачным дата-центрам может быть несколько. Скорее всего, это боязнь лишиться контроля над ИТ-ресурсами, опасения насчет гарантии сохранности и защиты переданной информации и представление дата-центра лишь как площадки для размещения оборудования».
Каналы связи в большинстве регионов страны характеризуются отсутствием SLA по качеству предоставляемого сервиса (QoS), что особенно относится к последним милям. Что толку от того, что ваш основной трафик идет по магистрали с гарантированным QoS (со своими ограничениями), если конечные условия подключены к ней через местного
48
оператора, даже не слышавшего о такой проблеме. При этом стоимость связи для крупных организаций может составлять до 50% от ИТ-бюджета. Соответственно переход к облачной модели существенно влияет на сетевую топологию ваших потоков данных и, скорее всего, QoS будет хуже чем во внутренней сети. Или что бы получить качество обслуживания на приемлемом уровне придется заплатить столько денег, что вся экономия от централизации инфраструктуры или приложений будет перечеркнута ростом коммуникационных затрат.
Безопасность. Проблема безопасности является серьезным сдерживающим фактором. Нередко Службы Безопасности создают довольно высокий заградительный барьер для идеи вынести какие-либо данные за периметр своей сети. Часто без какой-либо вменяемой аргументации.
Отсутствие надежных ЦОДов. По поводу центров обработки данных (ЦОД) достаточно вспомнить, что в стране, кажется, еще нет ни одного Tier III ЦОДа по классификации Uptime Institute. Совершенно понятно, что их появление – это вопрос времени. Из-за кризиса большинство строек было заморожено или отложено. Тем не менее, пока достаточной инфраструктуры в стране просто нет.
Распределенные вычисления (grid computing)
Отметим в заключение еще одну технологию, которая с одной стороны также оказала влияние на появление концепции облачных вычислений, а с другой стороны имеет ряд существенных отличий. Речь идет о коллективных, или распределённых
вычислениях (grid computing) – когда большая ресурсоёмкая вычислительная задача распределяется для выполнения между множеством компьютеров, объединённых в мощный вычислительный кластер сетью в общем случае или интернетом в частности.
Установление общего протокола в сети Интернет непосредственно привело к быстрому росту онлайн пользователей. Это привело к необходимости выполнять больше изменений в текущих протоколах и к созданию новых. На текущий момент обширно используется протокол Ipv4 (четвёртая версия IP протокола), но ограничение адресного пространства, заданного ipv4, неизбежно приведет к использованию протокола ipv6. В течение долгого времени усовершенствовалось аппаратное и программное обеспечение, в результате чего удалось построить общий интерфейс в Интернет. Использование веббраузеров привело к использованию модели «Облака», взамен традиционной модели информационного центра.
В начале 1990-ых, Иэн Фостер и Карл Кесселмен представили их понятие Грид вычислений. Они использовали аналогию с электрической сетью, где пользователи могли подключаться и использовать услугу. Грид вычисления во многом опираются на методах, используемых в кластерных вычислительных моделях, где многократные независимые группы, действуют, как сеть просто потому, что они не все расположены в пределах той же области.
В частности, развитие Грид технологий позволило создать так называемые GRIDсети, в которых группа участников могла общими усилиями решать сложные задачи. Так, сотрудники IBM создали интернациональную команду grid-вычислений, позволившую существенно продвинуться в области борьбы с вирусом иммунного дефицита. Целые команды из разных стран присоединяли свои вычислительные мощности и помогли «обсчитать» и смоделировать наиболее перспективные формы для создания лекарства от СПИДа...»
На практике границы между этими (grid и cloud) типами вычислений достаточно размыты. Сегодня с успехом можно встретить "облачные" системы на базе модели распределённых вычислений, и наоборот. Однако будущее облачных вычислений всё же значительно масштабнее распределённых систем, к тому же не каждый "облачный сервис"
49
требует больших вычислительных мощностей с единой управляющей инфраструктурой или централизованным пунктом обработки платежей.
Ключевые термины:
Облачные вычисления – технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Инфраструктура как сервис - это предоставление компьютерной инфраструктуры как услуги на основе концепции облачных вычислений.
Платформа как сервис - это предоставление интегрированной платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки веб-приложений как услуги.
Программное обеспечение как сервис - модель развертывания приложения, которая подразумевает предоставление приложения конечному пользователю как услуги по требованию. Доступ к такому приложению осуществляется посредством сети, а чаще всего посредством Интернет-браузера.
Частное облако - это вариант локальной реализации «облачной концепции», когда компания создает ее для себя самой, в рамках одной организации.
Публичное облако – используется облачными провайдерами для предоставления сервисов внешним заказчикам.
Распределенные вычисления – Технология когда большая ресурсоёмкая вычислительная задача распределяется для выполнения между множеством компьютеров, объединённых в мощный вычислительный кластер сетью или интернетом.
Литература:
1.John W. Rittinghouse, James F. Ransome – «Cloud Computing: Implementation, Management, and Security»
2.Tim O'Reilly «Web 2.0 and Cloud Computing» radar.oreilly.com/2008/10/web-20-and-cloud- computing.html
3.Г. Маклеод (Hugh Macleod) «Самый хорошо охраняемый секрет Облаков» technorati.com/posts/lv3vwaZ9hbuGSZx_jQseIqaVSlj29LQGjWyRkNoZ4b0%3D?reactions
4.cloudcomputingexpo.com/
5.http://habrahabr.ru/blogs/Azure/60100/
50
Лекция 4. Веб-службы в Облаке.
Инфраструктура как Сервис (IaaS)
Инфраструктура как Сервис (Infrastructure-as-a-Service, IaaS) - предоставление компьютерной инфраструктуры (как правило, это платформы виртуализации) как сервиса. IaaS существено усиливает технологию, услуги и вложения в центры обработки данных, чтобы предоставить это как услугу клиентам. В отличие от традиционного аутсорсинга, который требует должного усердия, бесконечных переговоров и сложных, длинных контрактов, IaaS сосредоточенна вокруг модели предоставления услуг, которая обеспечивает предопределенную, стандартизированную инфраструктуру, определенно оптимизированную под потребности клиента. Упрощенные предложения работы и выбор уровня сервисного обслуживания облегчает клиенту выбор решения с определенным набором основных эксплуатационных характеристик. Как правило, поставщики предоставляют компоненты следующих уровней:
Аппаратное обеспечение (как правило, Грид с массивной горизонтальной масштабируемостью);
Компьютерная сеть (включая маршрутизаторы, брандмауэры, балансировку нагрузки и т.д.);
Подключение Интернет;
Платформа виртуализации для того, чтобы запускать виртуальные машины;
Соглашения сервисного обслуживания;
Инструменты учета вычислений.
Вместо покупки пространства в центрах обработки данных, серверов, программного обеспечения, сетевого оборудования, и т.д., клиенты IaaS по существу арендуют, которые находятся на стороне обслуживающих поставщиков услуг IaaS. Оплата за предоставление услуг обычно производится ежемесячно. Клиент платит только за потребленные ресурсы. Основные преимущества данного типа услуг включает:
Свободный доступ к предварительно сконфигурированной окружающей среде;
Использование инфраструктуру последнего поколения;
Защищенные и изолированные вычислительные платформы;
Уменьшение риска, используя сторонние ресурсы, поддерживаемые третьими лицами;
Способность управлять пиковыми нагрузками;
Более низкие затраты;
Меньшее время, стоимость и сложность при добавлении или расширении функциональности.
Вычисления по требованию приобретают все большую популярность среди
предприятий. Вычислительные ресурсы, которые обслуживают пользовательские веб сайты, становятся все меньше и меньше, в то время, как доступные ресурсы поставщиков услуг постоянно возрастают. Модель по требованию развилась, чтобы преодолеть проблему того, как эффективно удовлетворить колеблющимся требованиям системы к ресурсам. Спрос на вычислительные ресурсы может существенно меняться за достаточно короткие промежутки времени, и поддержка ресурсов достаточных, чтобы удовлетворить пиковым требованиям может быть дорогостоящей. Технически переусложненное решение может быть столь же неблагоприятной, как ситуация, когда предприятие сокращает издержки, поддерживая только минимальные вычислительные ресурсы. Такие понятия как кластерные вычисления, Грид вычисления и т.д., могут казаться очень подобными понятию вычислений по требованию, но лучше их понять можно, если думать о них, как стандартных блоках, которые развивались в течение долгого времени, чтобы достигнуть современной модели облачных вычислений, которую мы используем сегодня.
51