Файл: Ответы на вопросы по физиологии_экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- дифференцированное;

- условный тормоз;

- торможение запаздывания

Угасательное торможение возникает в том случае, когда длительное время условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Например, если при выработанном условном слюноотделительном рефлексе на включение лампочки животному длительное время не подкреплять действие условного раздражителя предъявлением пищи, то с каждым разом количество слюны будет все меньше и меньше и затем слюна вообще перестанет выделяться. Однако, это не означает исчезновение условного рефлекса, т.к. если дать животному несколько дней отдохнуть от экспериментов и вновь включить лампочку то условный рефлекс проявится в полной мере.

Дифференцировочное торможение. Отсутствие условно-рефлекторной реакции на раздражители, похожие на условный раздражитель, и будет примером проявлением дифференцировочного торможения.

Условный тормоз. Добавить звонок в качестве условного тормоза. Причем он будет тормозить не только этот слюноотделительный рефлекс, но и другие условные рефлексы, имеющиеся у этого животного

Торможение запаздывания. Смысл его заключается в том, что после появления условного раздражителя (лампочки) слюноотделение появляется не сразу, а через определенный промежуток времени. Чтобы этого добиться следует после выработки у словного рефлекса постепенно удлинять интервал времени между условным и безусловным раздражителем. Этот вид торможения (как и условный тормоз) вырабатываются с большим трудом, чем другие виды условного торможения.


  1. Анализ — это процесс разделения (расчленения, разложенцу целого на составные более простые части (элементы целого).

Синтез - зто процесс объединения (соединения) отдельных простых частей в единое более сложное целое.

Процесс анализа происходит в анализаторах (сенсорных системах). Анализ начинается в периферическом звене анализаторов - в рецепторах. Здесь происходит анализ модальности, валентности раздражителя, его силы, длительности воздействия. Продолжается анализ в проводниковом отделе анализатора и завершается в центральном (корковом) отделе анализатора, в его первичной сенсорной зоне. Здесь сосредоточены мономодальные, моновалентные нейроны, которые осуществляют окончательный (высший) анализ действующих раздражителей.

Процесс синтеза начинается на вставочных нейронах спинного мозга и ствола мозга. На этих нейронах происходит конвергенция информации, поступающей с различных по модальности и валентности рецепторов, что обеспечивает процесс взаимодействия анализаторов. Процесс синтеза усложняется по мере приближения к коре больших полушарий и завершается во вторичной сенсорной зоне (частично) и в ассоциативной коре, где располагаются полимодальные нейроны.

Проявлением синтетической деятельности мозга являются многочисленные функции целостного организма, из которых, прежде всего, следует выделить следу ющие:

- безусловные рефлексы

- инстинкты

- мотивации

- эмоции

- сон

Также:

- импринтинг - мгновенная форма приобретения опыта необходимого в последующей жизни:

- условные рефлексы разной степени сложности, имеющие выраженное приспособительное значение, как для животных, гак и для человека;

- торможение условных рефлексов, иллюстрирующее гибкость условных рефлексов, их зависимость от целого ряда обстоятельств:

- условно-рефлекторное переключение - демонстрирующее привязанность условного раздражителя к конкретным условиям окружающей среды;

- условно-рефлекторную реакцию на комплекс раздражителей - демонстрирующую сложность синтетической деятельности коры в ситуации, когда на организм действует не один, а комплекс раздражителей;

- динамический стереотип - это еще более сложная системная реакция нейронов коры больших полушарий, обеспечивающая стереотипную деятельность организма.


К проявлениям синтетической деятельности мозга, безусловно, относятся

- вторая сигнальная система;

- речь;

- психические функции;

- целенаправленное поведение.

Динамический стереотип - это системная реакция организма, обеспечиваемая работой коры больших полушарий и ближайших подкорковых образований, на комплекс условных раздражителей, следующих друг за другом ее в строго определенной последовательности

Чтобы понять сущность этого явления рассмотрим в качестве примера классический эксперимент, проведенный в Павловской лаборатории и изложенный в некоторых учебниках по нормальной физиологии. Для лучшего понимания этого эксперимента мы намеренно упростим его и представим в виде самостоятельного «виртуального» эксперимента. Суть этого эксперимента заключается в том, что у собаки вырабатывалось несколько условных рефлексов на разные раздражители. Условные раздражители всегда предъявлялись в строго определенной последовательности с соблюдением постоянных интервалов между ними. В качестве условных раздражителей использовали звук метронома, звонок, включение света, тон генератора звука.

В ответ на каждый из этих раздражителей проявлялась условно-рефлекторная реакция разной степени выраженности (например, выделялось строго определенное количество слюны, желудочного, поджелудочного сока и др.). Если подобный эксперимент проводить достаточно длительное время, то у животного постепенно вырабатывается стереотипная системная реакция центральной нервной системы на комплекс условных раздражителей.

Навыки, сформировавшиеся на основе динамического стереотипа, позволяют осуществлять действия:

- значительно быстрее;

- с наименьшими затратами энергии, то есть более экономно;

- более точно с наименьшим количеством ошибок;

- автоматически, не задумываясь над их реализацией, что

позволяет человеку в это время думать о других делах, вести разговоры и др.

Сущность условно-рефлекторного переключения удобно рассмотреть в следующем эксперименте. Собаке в утренние часы на включение лампочки предлагали пищу, то есть вырабатывали условный слюноотделительный рефлекс. Той же самой собаке в вечернее время на включение лампочки наносили болевое раздражение на заднюю конечность, то есть вырабатывали условную защитно-оборонительную реакцию. В результате на один и тот же раздражитель собака в разное время суток реагировала по-разному. Утром у собаки выделялась слюна, а вечером возникало сгибание конечности.


Биологический смысл условно-рефлекторного переключения заключается в том, что условный раздражитель вызывает соответствующую положительную или отрицательную реакцию только в определенных условиях.


  1. Особенности внд

Наличие:

-социальных мотиваций

-условных рефлексов высших порядков

-второй сигнальной системы

- речи

- высших психических функций

Представление о первой и второй сигнальных системах было разработано в начале прошлого столетия в лаборатории И ЛЛавлова. Под первой сигнальной системой понимается система, обеспечивающая работу мозга в ответ на действие конкретных (реально действующих на наши анализаторы) раздражителей, которые фиксируются центральной нервной системой человека и животных. Эти всевозможные зрительные образы, звуки, запахи и многие другие раздражители, которые постоянно или периодически оказывают на нас то или иное воздействие.

Вместе с тем, для человека характерно наличие кроме первой сигнальной системы еще и второй сигнальной системы, то есть, системы, обеспечивающей работу мозга не на конкретные раздражители, а на абстрактное обобщение окружающей действительности в виде понятий, содержание которых может быть заключено в смысле слова, знаков, символов, художественных произведений и др. В качестве иллюстрации сказанного

можно провести следующий эксперимент. Понятно, что и у человека и у собаки можно выработать условный мигательный рефлекс на звук звонка. Однако, если после этого в присутствии собаки произнести слово «звонок», то у нее на это не будет отмечено никакой реакции. В то же время у человека в подобной ситуации на слово «звонок» проявится условный мигательный рефлекс.

Представления о функциональной асимметрии мозга возникли еще в поза­прошлом столетии. Особенно отчетливо они проявляются по отношению к функ­циям коры больших полушарий. Так как выделяют три функциональных зоны ко­ры, то различают три вида функциональной асимметрии мозга:

- асимметрия сенсорной коры;

- асимметрия моторной коры;

- асимметрия ассоциативной коры.

Асимметрия сенсорной коры проявляется в том, что ее симметричные уча­стки по-разному оценивают различную сенсорную информацию. Например, из­вестно, что около 60% людей имеют разную остроту слуха на левое и правое ухо. Однако подавляющее большинство их лучше слышат левым ухом (информация обрабатывается правым полушарием), однако локализация звука лучше определя­ется правым ухом (информация обрабатывается левым полушарием). Левое по­лушарие отвечает на понимание смысла сказанных слов (центр Вернике). Причем сенсорный центр речи как у праворуких (это люди, у которых основной рабочей рукой является правая), так и у большинства леворуких людей (у них главной ра­бочей рукой является левая) находится в левом полушарии.