Файл: 41 ТОП (лекции по психологии управления).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет, задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии

Основные понятия психологии управления.

Психология управления - ее синонимами являются понятия "менеджмент", "организационная психология", "психология организаций".

Американцы дают такое определение сущности управления: "Делать что-то руками других".

Менеджмент — это управление, руководство, дирекция, администрация. В основе понятия менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять".

Менеджер — это субъект, осуществляющий управленческие функции. Слово "менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубежного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение: "Кто управляет — не производит, кто производит — не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг).

Управление — совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: "Управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".

Известный американский ученый П. Друкер также дает определение понятию "управление". С его точки зрения "управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".

Организация:

1. Структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей.

2. Одна из функций управления.

Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие, по меньшей мере, двух людей, которые считают себя членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели.

Приведенные требования были высказаны одним из классиков зарубежного менеджмента Ч. Барнардом в 30—40 гг., который первым дал определение организации.

Отправным пунктом управления является постановка организационных целей. Применительно к организации Цель — это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.


Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

Содержание психологии управления - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

Разумное использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат.

Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом.

Психологию управления называют "междисциплинарной" отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.

Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления.


Методы психологии управления.

Социально-психологический эксперимент.

Целенаправленное моделирование ситуации, позволяющее выявить и исследовать социально-психологические явления. Основные виды:

  1. Лабораторный. Осознает свое участие в эксперименте. Используется упрощенная модель реальной ситуации. Широко применяется аппаратура.

  2. Естественный. Проводиться в полевых условиях. Могут не осознавать участия в эксперименте. Модель приближена к реальности.

  3. Индивидуальный и групповой эксперимент.

Достоинства:

  1. Объективность.

  2. Возможность регулировать ход эксперимента.

Недостатки:

  1. Проблема экологической валидности.

  2. Проблема влияния экспериментатора.

  3. Проблема обработки и интерпретации данных.

Требования к осуществлению:

  1. Добровольность.

  2. Ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные.

  3. Наличие контрольной группы.

  4. Надежные средства фиксации результатов.

  5. Программа эксперимента.

  6. Статистическая достоверность результатов.

Тесты.

Стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы.

Виды:

  1. Классификационные

  2. Обучающие

  3. Проективные

  4. Диагностические

Ситуативный тест распространен с целью диагностике личностных особенностей. Кандидату на должность создают стрессовую ситуацию, выясняя профессионально важные качества.

Достоинства:

  1. Стандартизация условия результатов

  2. Простота применения

  3. Оперативность

  4. Дифференцированный характер оценки

  5. Надежность

  6. Объективность (защищенность от экспериментатора)

Недостатки:

  1. Опасность случайных ошибок

  2. Потери индивидуального подхода

  3. Формализация общения и процедуры

  4. Опасность профанации


Требования к осуществлению:

  1. Наличие официальных полномочий

  2. Стандартные бланки

  3. Анонимность

  4. Ограничение времени

  5. Четкая инструкция

  6. Контроль тестируемого

  7. Удобное время суток

  8. Удобное помещение

Методы опроса.

Анкетирование, интервью, беседа.

Методы сбора широкой статистически значимой информации или сбора предварительной информации.

Достоинства:

  1. Широта охвата

Недостатки:

  1. Субъективность

Требования:

  1. Вопросы должны содержать 3 категории: о субъекте, об источнике, на выявление мнения.

  2. Предпочтительны короткие формулировки вопросов.

  3. Понятность.

  4. Конкретность.

  5. Избегать социально одобряемых или отвергаемых формулировок.

  6. Вопросы не должны быть внушающие.

  7. Вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных.

  8. Рекомендуется вводить смягчающие формулировки.

  9. Адекватный выбор формы вопроса.

Методы анализа документов и продуктов деятельности.

Анализируется магнитофонные записи, протоколы, дневники, письма. Основная проблема метода: надежность документов в зависимости от источника.

Требования и рекомендации:

  1. Различать информацию событийную и оценочную.

  2. Анализ целей автора.

  3. Особое внимание документам личного плана.

  4. Выявление образа получения автором информации.

  5. Использование контент-анализа.

  6. Использование интент-анализа (анализ цели).

  7. Выяснить наличие концепции.

  8. Проверка статистической достоверности.

Контент-анализ позволяет выявить отношение к реальности, чувства, установки. Этапы:

  1. Выбор качественных и количественных единиц анализа. Единицы контекста.

  2. Составление кодировочной инструкции.

  3. Пилотажные исследования.

  4. Проведение кодировок всего массива исследуемых тестов.

  5. Статистическая обработка и интерпретация.


Интент-анализ позволяет вывить истинные цели.

Метод самоаттестации.

Оценивается самооценка работника с интегральной экспертной оценкой.

Метод групповой оценки личности.

Члены группы констатируют у человека наличие того или иного качества. Требования:

  1. Ограничение оцениваемых качеств.

  2. Качества должны касаться ведущих для данной группы сфер деятельности.

  3. Размерность шкалы.

Методы исследования групп.

Социометрия, реферетнометрия, методы исследования социально-психологического климата.

Реферетнометрия предложена Щедриной Е.Г. Направлена на выявление круга лиц значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности. Основные этапы:

Все члены группы оценивают каждого по предложенным качествам. Чаще всего используется шкалирование. Данные заносятся на карточки. Основная серия исследования проводится в условиях ограниченного выбора. Испытуемый имеет возможность ознакомиться с мнением ограниченного круга лиц. Анализируется чье мнение относительно каких качеств значимо для испытуемого.

Психобиографический метод. Состоит в анализе жизненного пути человека. По данным беседы, анкеты, биографических описаний. Цель: выявление влияния личностных характеристик лидера на конкретные события. Выявление механизмов социализации и становления организационной культуры. Скрытые мотивы деятельности.

Первые работы были проведены с участием Фрейда. Современный психобиографический метод строится на когнитивистской методологии и методологии деятельностного подхода.

Эвристические методы. Осборн. Главная идея метода: коллективное мышление эффективнее, чем индивидуальное. Этапы генерации идеи и критики должны быть разведены во времени. Этапы:

  1. Формирование оптимальных по численности и совместимости групп.

  2. Генерация идей. Запрещается любая критика, поощряется любая идея.

  3. Критическая оценка идей.

Метод свободных ассоциаций. Цель: снятие эффекта конформизма в процессе творчества.

  1. Формулирование проблемы.

  2. Пусковая ассоциация руководителя.

  3. Формулирование предложений.