ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
Согласование подлежащего и сказуемого Согласование причастий с определяемым словом.
Правило.
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом. Подсказка.
Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).
Согласование приложения с определяемым словом.
Правило.
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие. В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Построение предложения с однородными членами.
Правило
-
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога
-
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи
-
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции
-
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И
распространенные ошибки:
-
НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами
-
НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
-
НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
-
НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.
.
Нормы управления.
Различай!
воплощение во что-либо - претворение в чем-либо; идентичный чему-либо - сходный с чем-либо; обидеться на что-либо - обижен чем-либо; обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо; обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо; опираться на что-либо- базироваться на чем-либо; отзыв о чем-либо - рецензия на что-либо; полный чего-либо - наполненный чем-либо; превосходство над чем-либо- преимущество перед чем-либо; предостеречь от чего-либо- предупредить о чем-либо; различать что и что -отличать что от чего; рассердиться на что-либо- рассержен чем-либо; уверенность в чем-либо- вера во что-либо; удивляться чему-либо- удивлен чем-либо; уплатить за что-либо- оплатить что-либо.
Построение сложноподчиненного предложения.
Правило.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.
Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
Алгоритм действий.
1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.
2) Проверь: - все слова стоят в правильном падеже; - согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое; - согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят; - правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.
Разбор задания.
Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы). 1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. 2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. 3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать. 4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах. Вариант № 1. В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие. Вариант № 2. Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а Вариант № 3. Предложение построено с учетом всех грамматических правил. Вариант №4. Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи. Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.
Потренируйся.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке. 2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями. 3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре». 4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. 2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей. 3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский». 4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче. 2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта. 3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене. 4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
Ответы: 3, 1, 2.
А6-7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Чтобы справиться с этим заданием, необходимо знать способы изложения материала, другими словами, видеть способы связи мыслей.
Примеры способов изложения материала:
Индуктивный метод.
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другими как чудачества. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения. Дедуктивный метод.
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда челны одно этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров тому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д. Метод аналогии. По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет. быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.
Ступенчатый способ.
В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что, безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом. Исторический метод.
Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге.
Концентрический способ.
Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой.
Особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста. Средствами выражения логических связей прежде всего являются лексические средства, указывающие на:
-
последовательность мыслей вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых,
-
иногда одновременность существования нескольких явлений или фактов вместе с тем, все равно, само собой, только
-
факты, заслуживающие меньшего внимания всего лишь, так сказать
-
факты, подтверждающие точку зрения же, именно, только, конечно, очевидно, разумеется, естественно
-
неуверенность в достоверности или убедительности приводимых фактов наверное, видимо, возможно, пожалуй, по-видимому, надо полагать
-
иллюстрация к рассуждениям, примеры к примеру, например, иногда, так
-
мнение автора к сожалению, надеемся
-
на противоречивые отношения между тем, однако, тем не менее, вопреки этому, наоборот, напротив
-
на причинно-следственные отношения поэтому, кроме того, следовательно, ведь
-
условие, вопреки которому совершается действие ведь, хотя, несмотря на (то что) итог, вывод, законченность перечисления фактов таким образом, итак, значит, в заключение, отметим, наконец, одним словом, иными словами, так сказать