ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
____________________________________________________________
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
Вдовюк В.И., Фильков С.М.
Основы педагогики высшей школы
в структурно-логических схемах
Учебное пособие
Москва МГИМО(У) МИД России
2004
Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Регионоведение»
Рецензенты
кандидат педагогических наук профессор Г.И. Гладков доктор социологических наук профессор Г.А. Кабакович
Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. –
М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. – 67 с.
Учебное пособие предназначено для студентов, осваивающих программу дополнительного профессионального образования педагогического профиля, прежде всего студентов-магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Регионоведение». Оно также адресовано студентам других специальностей и направлений подготовки, аспирантам, начинающим преподавателям, овладевающим педагогической специальностью, и может представлять определенный интерес и для опытных педагогов, представителей других специальностей, самостоятельно изучающих вопросы обучения и воспитания в вузах.
В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы педагогики высшей школы. Издание выполнено в форме структурно-логических схем, раскрывающих научно-теоретические основы, сущность, содержание, пути совершенствования и развития педагогических явлений и процессов в системе высшего образования.
Вдовюк В.И., Фильков С.М. МГИМО(У) МИД России, 2004
2
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
Стр.: |
Предисловие ........................................................................................... |
4 |
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ |
|
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ................................................................... |
7 |
Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ................................. |
17 |
Раздел 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ |
.......................................27 |
Раздел 4. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ......52
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Система высшего образования России проходит новые и новые эта-
пы модернизации. Пересматриваются и обновляются учебные планы и программы подготовки специалистов, идет поиск новых подходов и тех-
нологий осуществления учебно-воспитательного процесса в высшей шко-
ле. Высокие требования в современных условиях предъявляются к уровню профессионально-педагогической подготовки преподавательского состава.
Высшая школа перешла на государственные образовательные стандарты,
основные и дополнительные профессиональные образовательные про-
граммы, единые требования к подготовке выпускников вузов.
Развиваются программы дополнительного профессионального обра-
зования педагогического профиля, в частности, программы подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в рамках образовательных программ подготовки магистров и ас-
пирантов. Такая подготовка соответствует широкому профилю подготовки студентов-магистрантов, обучающихся в магистратуре по направлениям
«Международные отношения» и «Регионоведение», а также по другим на-
правлениям подготовки магистров.
В связи с этим, как показывают специальные исследования и анализ практической деятельности вузов, в последнее время существенно возрас-
тает интерес студентов, аспирантов, преподавателей, руководства факуль-
тетов, учебных институтов и университетов к изучению наиболее острых вопросов обучения, воспитания, развития и психологической подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в высшей школе.
Подготовленное учебное пособие - результат нового осмысления и обобщения опыта преподавания педагогики высшей школы. При его под-
готовке были учтены уже сложившиеся и оправдавшие себя в теории и
4
практике педагогики основные идеи и подходы, которые в настоящее вре-
мя не потеряли своей жизненной актуальности. Вместе с тем, насущные проблемы вузовской практики, развития педагогической науки обуслови-
ли необходимость по-иному подойти к рассмотрению ряда актуальных проблем педагогики высшей школы. Прежде всего, это относится к рас-
смотрению и изложению современного понимания процесса воспитания,
инновационных теорий и технологий подготовки кадров, анализу соци-
ально-педагогических, нормативно-содержательных, функционально-
психологических аспектов педагогической деятельности и др.
В настоящем пособии в виде структурно-логических схем наиболее полно, на наш взгляд, отражены те проблемы педагогики высшей школы,
которые в значительной мере влияют на уровень профессиональной под-
готовки педагогических кадров.
В основу содержания учебного пособия были положены авторский курс профессора В.В.Вдовюка “Основы педагогики высшей школы”, а
также результаты специальных педагогических исследований, идеи, взгля-
ды, выводы, рекомендации, изложенные в работах Архангельского С.И.,
Бабанского Ю.К., Барабанщикова А.В., Беспалько В.П., Быкова А.К., Во-
робьева А.М., Головни А.И., Городова П.Н., Герасимова В.Н., Давыдова В.П., Давыдова Н.А., Дьяченко М.И., Звягинцева В.Г., Короткова Э.Н.,
Кравчуна Н.С., Липского И.А., Логинова И.П., Солоницына В.А., Талызи-
ной Н.Ф., Уварова Л.Н., Феденко Н.Ф., Чумичева Н.Г., Шабанова Г.А. и
др.
Структура и содержание пособия соответствуют требованиям про-
грамм дополнительного профессионального образования педагогического профиля, в том числе для студентов-магистрантов, а также программе дисциплины “Педагогика высшей школы”, изучаемой на педагогических факультетах ряда вузов и на курсах подготовки и переподготовки кадров по педагогической специальности. Оно также может использоваться при
5
изучении курсов педагогики и психологии, введенных для студентов всех высших учебных заведений Российской Федерации в качестве дисципли-
ны федерального компонента государственного образовательного стан-
дарта.
Учебное пособие «Основы педагогики высшей школы» дополняет и развивает содержание федерального компонента профессиональных обра-
зовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также программ подготовки дипломированных специалистов.
Пособие выполнено в форме структурно-логических схем, что по-
зволяет обобщенно, достаточно кратко и наглядно изложить некоторые сущностные, содержательные, методические и специфические аспекты рассматриваемых педагогических явлений и процессов. Методика работы с учебным пособием предполагает его использование в качестве иллюст-
рационно-наглядного дидактического материала при проведении различ-
ных видов учебных занятий, при доработке лекций, при повторении со-
держания учебной дисциплины во время подготовки к зачетам и экзаме-
нам по педагогике высшей школы.
Содержащийся в пособии материал, разработанные схемы могут служить ориентировочной основой для углубленного, самостоятельного изучения рассматриваемых педагогических проблем.
Авторы
6
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отрасль |
педагогиче- |
|
Практическая деятельность |
|
Учебная |
дисциплина, |
||||||
ской |
науки, |
изучающая |
|
государственных органов, ру- |
|
которую |
изучают сту- |
|||||
деятельность |
|
учебных |
|
ководства, отделов, служб, де- |
|
денты, слушатели, аспи- |
||||||
заведений по подготовке |
|
канатов, кафедр, преподава- |
|
ранты высших учебных |
||||||||
специалистов, |
способ- |
|
тельского состава вузов по обу- |
|
заведений, получающие |
|||||||
ных |
успешно |
решать |
|
чению, воспитанию и психоло- |
|
педагогическую специ- |
||||||
профессиональные зада- |
|
гической подготовке студентов, |
|
альность |
|
|||||||
чи |
|
|
|
|
|
слушателей к будущей профес- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сиональной деятельности |
|
|
|
|
|
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Специальная профессиональная педагогика
Специальная профессиональная психология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психология |
|
|
ПЕДАГОГИКА |
|
Психология педагоги- |
||||||
высшей школы |
|
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ |
|
ческой деятельности |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая педагогика |
Общая психология |
7
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ВШ)
Педагогика ВШ как отрасль педагогической науки
ПРЕДМЕТ
Сущность, содержание и педагогические закономерности функционирования процесса подготовки специалистов с высшим образованием.
ЗАДАЧИ
1.Разработка теоретических, методологических основ педагогического процесса в вузах.
2.Исследование сущности, содержания обучения, воспитания, развития и психологической подготовки кадров.
3.Разработка современных технологий и теоретических концепций подготовки кадров.
4.Изучение, анализ и оценка вузовской практики, определение перспективных направлений ее развития и др.
Педагогика ВШ как практическая деятельность
ПРЕДМЕТ
Процесс обучения, воспитания, развития и психологической подготовки студентов, слушателей в условиях учебных заведений.
ЗАДАЧИ
1.Совершенствование системы образования в России.
2.Непосредственное осуществление процессов обучения и воспитания студентов и слушателей в вузах.
3.Совершенствование форм и методов педагогической деятельности в вузе.
4.Педагогизация и гуманизация условий жизни и деятельности студентов, слушателей.
5.Повышение педагогической культуры и мастерства преподавательского состава и др.
Педагогика ВШ как учебная дисциплина
ПРЕДМЕТ
Содержание учебного материала, технология его преподавания и изучения.
ЗАДАЧИ
а) для преподавательского состава:
1.Определение оптимального содержания, технологии и методики преподавания.
2.Качественное и эффективное проведение учебных занятий.
3.Подготовка учебников, учебных, методических пособий и материалов и др.
б) для студентов и аспирантов:
1.Полное и качественное усвоение учебной программы.
2.Выработка индивидуального стиля учебной и педагогической деятельности.
3.Самообразование в области педагогики и др.
8
|
МЕТОДОЛОГИЯ |
учение о методах познания и преобразования педагогической тео- |
|
|
ПЕДАГОГИКИ |
рии и практики, распространении принципов мировоззренческого |
|
|
ВЫСШЕЙ |
характера на духовную и практическую деятельность всех участ- |
|
|
ШКОЛЫ |
ников педагогического процесса. |
|
СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
5. Научно-методический уровень
Содержание данного уровня составляют:
-знания о методах обучения и воспитания, методах педагогического исследования;
-требования и условия эффективности применяемых методов в исследовательской, теоретической и практической деятельности преподавателя и др.
4. Логико-гносеологический уровень
Содержанием данного уровня являются наиболее общие проблемы педагогики ВШ как науки:
-анализ объекта и предмета педагогики ВШ;
-определение и развитие категориального аппарата;
-анализ соотношения теории педагогики ВШ и практики обучения и воспитания студентов;
-выявление тенденций развития педагогики ВШ;
-исследование связи педагогики ВШ с другими науками и др.
3.Научно-содержательный уровень
Содержание составляют выявленные педагогикой ВШ:
-закономерности и принципы педагогического процесса в учебных заведениях;
-их характер, содержание и др.
2. Мировоззренческий уровень
Содержание данного уровня составляют:
-учение о факторах формирования личности человека;
-учение о воспитании как общественном явлении;
-положения о значении системообразования в развитии общества;
-положения об активной, творческой деятельности человека и др.
1. Гносеологический уровень
Его содержание составляют:
-основные законы диалектики;
-положение о взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений;
-учение о развитии;
-основные категории диалектики: форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие и др.
9