ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
А. Тихонова. Зачем нужны программы? // Как преподавать музыкальную литературу. – М., 2007
В отличие от многих зарубежных стран преподавание музыкальной литературы в России и даже слушание музыки издавна не является стихийным творчеством, и все педагоги так или иначе вынуждены сверяться с существующими учебными программами.
Сейчас на ступени начального музыкального образования действуют по меньшей мере две программы по предмету «Музыкальная литература» под грифом Министерства культуры РФ. Кроме того, многие пользуются вышедшей в 1988 году и также узаконенной Министерством программой Е. Лисянской. Современное состояние предмета и его перспективы не могут оцениваться вне беглого обзора этих программ.
Лагутин А. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. М., 2002.
Основной формой домашней работы автор считает работу с учебником, прослушивание аудиокассет – упоминается лишь вскользь, используемая в последнее время». Контроль за работой учащихся сводится к проверке усвоения знаний. В целом, главной задачей предмета автор видит умение говорить о музыке: «Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведений и объяснить его устройство». В то время как «формирование слухового внимания, что лежит в основе умения слушать серьезную музыку, - осуществляется непроизвольно, без видимых усилий. Управлением этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя, так как он не может показать, как именно нужно слушать музыку, а также проверить, насколько учащиеся овладели слушательским навыком». В программе отсутствует музыка второй половины 19 и 20 столетий (программа подразумевает обязательное продолжение музыкального образования).
Вывод: Конечно, представление об эпохе, в которой жил композитор, особенно об искусстве, а также о «контексте» жизни автора, запечатленном в его письмах печатных выступлениях и воспоминаниях современников, в целом способствует пониманию музыки. Но, всякого рода знания о музыке не могут заменить знания музыки как таковой.
В центре работы должно быть звучащее музыкальное произведение. Эта мысль становится все более популярной среди преподавателей. Показателем этого являются две другие программы:
Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы. – М., 1990.; Музыкальная литература: Методическое пособие. – М., 2001. Есть второй вариант – по стандартам.
Хорошо разработана методика анализа – «слушаем и анализируем», а не «изучаем, а затем слушаем».
Главное достоинство программы – разрушение пиетета перед словесной формой преподавания предмета и проверки знаний, перенесение акцента на музыку. Метод преподавания – проблемный (вопросы перед прослушиванием – от опыта Добровецкой, Гивенталь, Токарской). Большой объем музыкального материала, не тратится время на пересказ биографии композитора. Музыкальные формы и терминология усваиваются постепенно, вырабатываются навыки самостоятельного получения знаний.
Неудачное построение курса – практически отсутствует хронологическая последовательность, личность композитора исчезает вовсе. Систематика по жанровым признакам не всегда удачна (сначала камерно-вокальная, затем камерно-инструментальная, лишь потом опера).
Историческая часть предмета оставлена на последний год обучения, изучается вне хронологического и географического принципов. Традиционный для старых программ перекос в пользу отечественной музыки (Лагутин 2:1) доведен до предела (4:1).
Иофис Б. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации. Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. – М., 2004.
Программа во многом противоположна программе Лагутина: «Не рекомендуется до прослушивания рассказывать учащимся о содержании, особенностях композиции и драматургии – все это они могут узнать непосредственно из музыки», «Нецелесообразно требовать от учащихся развернутых, литературно оформленных ответов, стройности и последовательности в мыслях» и т.п.
Критерий оценки – «степень готовности ученика в качестве слушателя: уровень потребности в общении с музыкой, выраженный в отношении к ней».
Основная часть программы сосредоточена в списке произведений, рекомендуемых для освоения, и примерными тематическими планами. Список сочинений разделен на три группы – А, Б и В – по степени необходимости изучения.