Файл: Мусоргский_биография.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

(1839 - 1881)

 

Модест Петрович Мусоргский родился в селе Карево, ныне Куньинского района Псковской области. Музыкой начал заниматься с шести лет под руководством матери. К этому же времени относятся первые опыты музыкальных импровизаций, навеянные сказками няни – крепостной крестьянки. Картины деревенской жизни оставили глубокий след в сознании Мусоргского. По свидетельству его брата Филарета, он уже с отроческих лет «относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью».

В 1849 году Модест поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852-56 учился в школе гвардейских подпрапорщиков и был зачислен в гвардейский Преображенский полк. Одновременно с этим он обучался игре на фортепиано у пианиста Ант. А. Герке. По окончанию школы был произведен в офицеры, но уже через два года добровольно вышел в отставку, чтобы всецело заняться музыкой. Мусоргский понимал, что не получил систематического музыкального образования и всеми силами пытался наверстать упущенное, он хотел заниматься музыкой «как мне надо». Но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить чиновником сначала в Главном Инженерном Управлении, потом Лесном Департаменте Министерства государственного имущества и Государственном контроле.

 

Решающее воздействие на его общее музыкальное развитие оказало знакомство с А.С. Даргомыжским, а позже с М.А. Балакиревым и другими членами его кружка («Могучей кучки»). Мусоргский стал изучать музыкальную литературу и заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева.

 

На рубеже  60-х годов Мусоргский пережил глубокий идейный перелом, в результате которого он стал убежденным сторонником антикрепостнической идеологии. Он даже отказался от своей части наследства в пользу брата, чтобы не быть владельцем крепостных душ. Он разделял многие из взглядов русских революционных просветителей – Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В это время композитор создал несколько реалистических вокальных сценок из крестьянской жизни, в которых острая бытовая характерность соединяется с социально-обличительной направленностью: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Забытый», Полководец", "Семинарист""Раёк", "На Днепре", "Классик", "Блоха" и др. Все они являются миниатюрными предшественниками будущих оперных полотен. Всего в наследии Мусоргского 67 романсов и песен.


 

Наряду с правдивым воспроизведением духовного мира человеческой личности Мусоргский стремился постигнуть и передать коллективную психологию народных масс. «...В человеческих массах,  - писал он, - как в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые...»

Основным средством характеристики образа служила для Мусоргского живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл «великим учителем правды». Синтез песенности и речитативности характерен для зрелых произведений Мусоргского. Народная песня в «чистом виде» нередко используется композитором как самостоятельное законченное целое, в качестве средства «обобщения через жанр». С помощью различных песенных жанров ему удалось создать необычайно яркие, рельефные, жизненно убедительные образы отдельных людей из народа или народных масс, охваченных единым порывом.

 

Центральное место в творчестве композитора занимает оперный жанр. После неоконченных опер «Саламбо» (по роману Г. Флобера) и «Женитьба» (на неизменный текст Н. В. Гоголя) в 1868-69 годах он создал одно из своих величайших по масштабу и замыслу произведений «Борис Годунов» (по трагедии Пушкина) - историческую оперу, в которой народ выступает в качестве активно действующей силы. Обратившись к трагедии Пушкина, Мусоргский во многом переосмыслил ее, приблизил к эпохе назревавшей крестьянской революции.

 

Первоначально опера была отклонена дирекцией императорских театров, но по настоянию певицы Ю. Ф. Платоновой опера была поставлена со значительными сокращениями в 1874 году в Мариинском театре в Петербурге.

Реакция публики на спектакль была неоднозначной. Мнения разделились не только среди консервативно настроенной публики, но даже и среди музыкантов-профессионалов. В частности, двусмысленную по тону и содержанию была рецензия Ц. А. Кюи, одного из членов Балакиревского кружка. Непонимание и неразделенные взгляды  нанесли Мусоргскому глубокую моральную травму. Но несмотря на это в 71-72 годах вместе с Н. А. Римским-Корсаковым он сделал вторую редакцию оперы.

 

В 70-е годы – в период интенсивной работы вершиной творческих исканий стала опера «Хованщина» (либретто автора на исторический сюжет, предложенный В. В. Стасовым). Композитор назвал ее «народной музыкальной драмой», подчеркнув главенствующую роль народа. Одновременно с этим он работал над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя). Опера осталась неоконченной, но в ней ярко проявился юмористический талант композитора.


В это время были созданы и камерные вокальные циклы: «Детская» (1868-72), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-77). По поводу «Детской» К. Дебюсси заметил, что «никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной». В «Песнях и плясках смерти» тема человеческого страдания выражена в музыкальных образах, достигающих трагедийной силы звучания.

 

Инструментальное творчество Мусоргского сравнительно невелико по объему, но и в этой области им были созданы яркие, глубоко оригинальные произведения. К выдающимся образцам программного симфонизма принадлежит оркестровая картина «Ночь на Лысой горе», сюжетом которой послужили старинные народные поверья. С народными истоками связан и характер ее музыкальных образов. «Форма и характер моего сочинения российски и самобытны», - писал композитор, указывая, в частности, на используемый им типично русский прием свободных «разбросанных вариаций». При жизни автора картина не была оценена современниками, и, может быть поэтому Мусоргский не реализовывал свой талант в инструментальных жанрах. После смерти автора она была закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 году в Петербурге.

Такой же самобытностью отличается фортепианная сюита «Картинки с выставки», в которой дана галерея разнохарактерных образов жанрового, сказочно-фантастического и эпического плана, объединенных в одно многокрасочное звуковое полотно. Тембровое богатство, фортепианного звучания вдохновило других музыкантов на мысль об оркестровой обработке этого произведения. Наибольшую популярность завоевали «Картинки с выставки в инструментовке М. Равеля » (1922).

 

Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на сочинении. Он работал аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой. В 1879 г. они совершили концертную поездку по югу, которая принесла  много новых и ярких впечатлений, которые отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове.

 

В 1881 году здоровье Мусоргского резко ухудшилось и болезнь его, сопровождавшаяся тяжелым поражением внутренних органов и психическим нарушением, быстро прогрессировала. Недуг потребовал из меблированных комнат на Офицерской переместить его, как бывшего военного, в Николаевский военный госпиталь. В одном из старейших военных лечебных учреждений Санкт-Петербурга и скончался Модест Петрович Мусоргский. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.


В 1968 на родине композитора в деревне Наумово (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.

 

В своей музыке композитор стремился достигнуть максимального жизненного правдоподобия, бытовой и психологической конкретности образов. Творчество его, отличавшееся демократической направленностью, было проникнуто страстным протестом против крепостнического гнета, любовью и сочувствием к народу и к поруганной, обездоленной человеческой личности. Художественные воззрения и задачи он открыто декларировал в «Автобиографической записке» и письмах к Стасову, Голенищеву-Кутузову и другим друзьям и современникам. «Создать живого человека в живой музыке» -  так определял он цель своего творчества.