ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАК ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ ВАС СЛУШАЛИ

Еще античные ученые заметили, что эмоциональным и интеллектуальным состоянием слушателей можно управлять, опираясь на те или иные приемы ораторского искусства, но это достигается только в том случае, если оратору доверяют, если его фанатично любят, если он способен зажечь и воодушевить слушателей, если он побуждает к сопереживанию, негодованию, если он опирается на чаяния слушателей.

Если у Вас намечается дискуссия-спор, если вы готовитесь к любому публичному выступлению, то у Вас возникает ряд вопросов, которые Вы должны задать самому себе и найти на них ответ:

  1. О чем говорить?

  2. Какова цель выступления?

  3. Как говорить, чтобы достигнуть цели?

  4. Как учитывать уровень подготовленности, профессиональной и научной компетентности аудитории?

  5. Каково Ваше время и место выступления?

  6. На кого ориентировать выступление?

  7. Как эффективнее закончить выступление?

Опыт публичных выступлений, дискуссия и споров показывает, что если до выхода в аудиторию нет четких и ясных ответов на вышесформулированные вопросы, то будет большой самоуверенностью надеяться, что Ваше выступление произведет должный эффект. Поэтому приведенные Выше семь ключевых вопросов необходимо ставить самому себе и искать на них ответ всякий раз, когда перед Вами возникает задача публичного выступления.

В процессе же публичного выступления, чтобы Вас внимательно слушали, необходимо использовать соответствующие приемы ораторского искусства. И делать это следует с учетом этапов и содержания Вашего публичного выступления. Далее хотелось бы познакомить читателя с некоторыми приемами ораторского искусства.

Приемы новизны. Наиболее сильные из приемов ораторского искусства – это приемы новизны предлагаемой информации. Считается, что оратору удается удержать аудиторию в напряженном состоянии., если он знает, владеет информацией, которая в 3 – 4 раза превышает ту, которой располагают слушатели. Кроме того, существует приемы, которые позволяют оратору создать эффект новизны:

  • неожиданно новая информация общепринятых взглядов, ранее известных фактов;

  • личная позиция оратора, не совпадающая с позицией отдельных авторитетов;

  • оживление в памяти малоизвестных исторических фактов, их оригинальная интерпретация;

  • контрактные сравнения, сопоставления известных данных, либо новых статистических данных;

  • оригинальная оценка ранее известных концепций, смелые критические суждения в их адрес;

  • сопоставление противоречивых фактов, суждений.


Цель применения приема новизны – увидеть, озадачить, если хотите «ошарить» слушателей, желающих услышать что-то новое, оригинальное, удовлетворить их как познавательный, так и профессиональный интересы.

Опора на интересы и потребности людей. В процессе дискуссии и спора очень важно найти внутренний отклик в мотивах, желаниях и интересах, потребностях если не всех, то большинства участников дискуссии спора. При этом очень важно знать и последовательно опираться на нравственные чувства людей, такие как порядочность, честность, чувство долга и самоуважения, сострадания и совести.

Вначале целесообразно высказывать аргументы «за» и только после «против». Суть этого приема более чем очевидна. Как бы негативным, малозначным, малопривлекательным не было предложение оппонента, всегда следует его рассматривать с позиции его достоинств и недостатков. Поэтому в начале следует говорить о позитивном, значимом, о том, что Вы одобряете, а в конце раскрыть негативные, отрицательные факты, суждения и т.д.

Сочетание теоретической аргументации с конкретными практическими примерами. Суть этого приема также очевидна. Иногда этот прием трансформируется в принцип, суть которого формулируется, как единство слова и дела. Действительно, развертывая теоретическую аргументацию по любой проблеме и даже развивая теоретическую концепцию ее решения, не менее важно еще и раскрыть механизм ее практического воплощения в жизнь.

Для любого участника спора нет более убедительных доводов, теоретических рассуждений, чем те, которые проверены конкретными практическими делами, еще убедительнее, если практически проверено лично Вами.

Оценка фактов, их интерпретация. В процессе любого спора возникает необходимость не только, а часто не столько, принять или отвергнуть некоторые факты, но и дать им взвешенную оценку и Вашу личную интерпретацию. Бесплодные попытки переспорить друг друга часто оканчивается неудачей, т.е. превращается в схоластический спор, если не иметь четких критериев для оценки конкретных фактов и их обоснованной интерпретации.