ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Тестирование по социологии
Социология как наука возникла в середине 19 века в Западной Европе.
Предсоциологическое знание - знание выступает в трёх ипостасях – обыденного опыта, художественных впечатлений, философской рефлексии.
В Европе первая кафедра социологии создаётся во Франции в 1895 г. в Университете Бордо. Её возглавил Э. Дюркгейм.
Огюст Конт – основатель социологии – определял методы научного познания общества как позитивные, то есть научные, преодолевшие теологические и метафизические способы мышления. Отсюда и пошло название научной парадигмы как позитивистской. Метод индукции: от фактов к обобщениям.
Гуманистический подход появился как ответ на позитивистский. Вильгельм Дильтей и Генрих Риккерт оспорили тезис о единстве природы и общества, обратившись к явлению культуры. В ней заключены смыслы, значения, символы, правила, нормы, знаки, которых нет в природе.
Антипозитивизм, Флориан Знанецкий и Уильям Томас, концепция человеческого фактора. Все факты социальной жизни связаны с деятельностью человека, исследовать их можно, только учитывая позицию тех людей, чей опыт связан с этими фактами. Эти учёные изучали жизнь польских эмигрантов, брошенных в иную культурную среду.
Социальная инженерия К. Маркса. К. Маркс – немецкий философ, социальный мыслитель, экономист - изучал социальные конфликты, считал борьбу за контроль над собственностью сутью прогресса. Им открыта теория классовой борьбы между группами людей, имеющих противоположные интересы.
Герберт Спенсер – английский философ и социолог-позитивист, основал органическую школу в социологии, сравнивал общество с биологическими организмами, а его части – с частями организма.
Ф. Тённис – немецкий социолог, создатель школы формальной социологии. Объединил исторический и рационалистический подходы к анализу общества, уводя социологию от субъективизма. Социальное развитие есть процесс возрастающей рациональности. Главный постулат его теории: любая социальная формация несёт в себе черты общества и общности.
Э. Дюркгейм – французский философ и социолог, первый профессор социологии во Франции - изучал причины порядка и беспорядка в обществе. Разработал концепцию коллективного сознания, разделяемого всеми членами общества. Если люди придерживаются норм, общество существует, если нет – в нём начинается аномия, что бывает при резкой смене социальной структуры. Его идеи формировали на основе исследования проблемы самоубийства, в котором была установлена его связь с такими факторами как национальность, религия, пол, возраст и время года.
Э. Дюркгейм доказывал, что социология должна изучать социальные факты как вещи, главными признаками которых становятся независимость от индивидов, объективное существование и принудительный характер, способность оказывать внешнее давление.
М. Вебер – немецкий социолог, философ, историк. Разработал концепцию идеальных типов – образов-схем, используемых для упорядочения эмпирического материала. Это мыслительная конструкция, которая считается идеалом для исследователя, мыслительный образ, который направлен на осуществление целей. Он способствует определению направления выдвижения гипотез.
Рассматривал личность как основу социологического сознания. Выявил связи между социальной организацией и религиозными ценностями. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни трудовой и бережливой. В политической жизни он видел конфликт между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.
Метод понимающей социологии предложен М. Вебером. Социология должна не объяснять, а интерпретировать смысл социальных действий.
“Социальное действие” по М.Веберу – действие, которое предпринимается с учётом активной или потенциальной реакции на них других людей. В них проявляется второй субъект как партнёр, реагирующий на это действие. Типы социальных действий: целерациональные, ценностно- рациональные, традиционные, аффективные.
П. Сорокин - русско-американский социолог. Предложил идею приоритета сверхорганической системы ценностей, значений, чистых культурных систем, носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс есть цикличная флуктуация типов культуры. Три типа: чувственный (преобладает чувственное восприятие действительности), идеациональный (преобладает рациональное мышление), идеалистический (господствует интуитивный вид мышления). Современная культура – чувственная, которой на смену должна прийти религиозная «идеалистическая» культура.
Основал теорию социальной мобильности и социальной стратификации. Ввёл термин «социальна мобильность».
Т. Парсонс – американский социолог-теоретик, представитель структурно-функционального направления. Изучал человеческое действие – самоорганизующуюся систему, специфика которой в символичности (язык, ценности), в нормативности и волюнтаристичности. Система состоит из четырёх подсистем – культурной, социальной, личностной, органической, и они находятся в состоянии взаимообмена. Они имеют свои функции: адаптации (экономическая), целедостижения (политическая), интеграции (правовая), воспроизводства структуры (верования, мораль, органы социализации).
Р. Мертон – американский социолог, представитель структурно-функционального анализа. Ввёл понятие функции, дисфункции, явных и скрытых функций, теории среднего уровня, которые связывали общие теории и эмпирические исследования. Рассматривал индустриальное общество как аномийное (Э. Дюркгейм), в котором существует всеобщий конфликт между системой моральных ценностей и вакуумом идеалов, противоречие между нормами-целями культуры (стремление к успеху, богатству, власти) и институтами морали, права, религии, которые мешают реализовать эти цели.
Феноменологический метод А. Щюца. Опирался на философию Э. Гуссерля как философию сознания. Жизненный мир он понимал как мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии, мир обыденного сознания и здравого смысла. Имеющееся научное знание выносится за скобки. Сопоставляются конструкты – понятия различных уровней. Первые из них разработаны и используются в жизненном мире, вторые – в социальных теориях. Феноменологическая теория заложила основы такого направления как «социология повседневности».
Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений».
Р. Парк и Бёрджесс отмечают: социология – наука, изучающая коллективное поведение.
В.А. Ядов говорит о социологии, что это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации.
-
Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер - структурно-функциональное направление,
-
теория социального конфликта (Л. Козер, Д. Белл, К. Боулдинг),
-
эмпирическая социология (Д. Тейлор),
-
символический интеракционизм (чикагская школа – Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и айовская – М. Кун, Т. Партленд),
-
теория и метод социодрамы (Дж. Морено, К. Берк, И. Гофман),
-
психоаналитическое направление в социологии (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм).
Объект социологии – это совокупность социальных отношений и взаимодействий, объединённых в различные формы социальной организации, - группы, институты, общности, организации. Объектом социологии являются общество как целостная социальная реальность; общество как эмпирически данная реальность; целостное развитие и функционирование общества.
Предмет социологии - социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений, развития, и это общественная жизнь человека, группы, общности.
Структура социологии: 1) социологи изучают общество на макро- и микроуровнях. Микросоциология главное внимание уделяет анализу повседневного взаимодействия людей, его смысла. Используются преимущественно эмпирические методы исследования.
Макросоциология сосредоточена на основных структурах общества, моделях поведения, позволяющих понять сущность общества. Изучаются взаимосвязи между различными частями общества, механизмы социальных изменений.
2) общесоциологические теории (теоретическую социологию); специальные (частные) социологические теории, или теории среднего уровня; прикладную социологию (конкретные, эмпирические социологические исследования).
Функции социологии: теоретико-познавательная, диагностическая, практическая, эвристическая, прогностическая, управленческая, социального проектирования, организационно-технологическая, инструментальная, информационная.
Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели – получения объективно достоверных знаний об исследуемом социальной процессе или явлении для их последующего практического использования.
Программа исследования состоит из двух разделов – методологического и методического. Основные элементы программы эмпирического социологического исследования: проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотезы, исходные научные понятия, рабочий план.
Виды социологических исследований: разведовательное (пилотажное, зондажное), описательное, аналитическое, разовое (точечное), повторное (панельные, лонгитюдные, монографическое, когортное, международное.
Эмпирическое социологическое исследование может быть сплошным, когда опрашивается всё генеральная совокупность, или монографическим, выборочным.
Выборка - совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, а также совокупность способов, приёмов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения.
Виды выборок:
-
Случайная, может быть механической (отбор респондентов через равные промежутки), гнездовой (отбор по гнёздам, кластерам более мелких единиц), стратифицированной (отбор с учётом удельного веса разных групп в генеральной совокупности).
-
Неслучайная, её разновидности - серийная (пропорциональный отбор единиц измерения из определённых частей генеральной совокупности); основного массива (до 70 % респондентов от генеральной совокупности); квотная (определённое число респондентов по ряду признаков); целенаправленная (типичные элементы по установленным критериям); многоступенчатая (на каждой ступени отбора меняется единица); комбинированная (на каждой ступени меняются единица и техника отбора); многофазовая (из сформированной выборки большего объёма проводится подвыборка меньшего объёма без изменения единицы отбора).
Метод – это совокупность основных приёмов и способов сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Методы сбора информации количественные: наблюдение, контент-анализ, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование, онлайн-опрос), эксперимент.
Качественные методы - «мягкие» методы: биографический, нарративное, глубинное интервью, кейс-стади, фокус-группы.
Четыре основных этапа исследования:
1) подготовительный (разработка программы, определение целей и задач),
2) сбор первичной информации,
3) подготовка информации для обработки на ЭВМ, обработка и анализ данных,
4) завершающий (формирование выводов и рекомендаций, создание проектов).
Обработка и анализ результатов социологического исследования – заключительный этап социсследования. Включает в себя обработку, интерпретацию, анализ данных, построение эмпирически выверенных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов.
Социальное взаимодействие: инициатива или реакция на неё, последовательность стимулов (инициатив) и реакций (бихевиоризм). Теория обмена или теория рационального выбора: взаимодействие - взаимный обмен определёнными ценностями между партнёрами. Символический интеракциониза (Ч. Кули и Дж. Г. Мид): в ходе интеракции обмен и взаимность касаются не только и не столько материальных объектов, но прежде всего идей, символов и значений. Сущностью взаимодействия является коммуникация. Чарльз Кули открыл эффект зеркального Я: люди формируют своё Я, опираясь на реакцию партнёров по взаимодействию. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: аналогия повседневной общественной жизни с театром.