Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой частью успешности, как профессиональной деятельности, так и в межличностных контактах. Немаловажную роль в общении как плановом процессе отношения человека к окружающим и самому себе играют невербальные средства взаимодействия.

Исследования в области невербальных проявлений эмоциональных состояний человека и его связи с другими областями и сторонами жизнедеятельности человека в отечественной науке начались несколько десятилетий назад. К настоящему времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названной тематики. Отечественные ученые, анализируя средства невербального общения, указывают на их диалектическое единство биологического и социального, «психофизического и социально-психологического».

Отметим, что в исследованиях эмоциональных состояний человека сложились три научные школы: Московская (А.А. Бодалев, Е.А. Петрова, А.А. Акишина, Х.Х. Миккин), Санкт-Петербургская (М.И. Килошенко, В. Н. Куницы на, Е.Н. Михеева, В.Н. Панферов) и Ростовская (на Дону) (В.А. Лабунская, А.П. Оконешникова). Их направленность отличается самой постановкой проблем и объектами изучения эмоциональных состояний человека и их невербальных проявлений. Безусловно, значение этих исследований велико, особенно в разработке общетеоретических аспектов проблем невербального общения.

Проблема исследования обусловлена тем, что необходимость изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека вытекает также из практических требований к использованию психологических средств оптимизации невербального взаимодействия, не имеющего достаточно убедительного психологического обоснования.

Объект исследования – эмоциональные состояния человека.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Цель исследования – изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Задачи:

1. Изучить определение и психофизиологические основы эмоций;

2. Охарактеризовать сущность эмоциональных состояний;

3. Описать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Источники информации: учебные пособия, монографии, материалы периодических изданий, посвященных проблеме исследования.


1. Теоретические основы эмоциональных состояний человека

1.1 Основные подходы к определению эмоций и эмоциональной сферы в психологии

В настоящее время в отечественной науке эмоциональная сфера признаётся «значимым регулятором поведения человека, которая обеспечивает реализацию его отношения к явлениям окружающего мира и позволяет строить адекватное взаимодействие с другими людьми»[1]. Значение проблемы эмоционального развития в целом, а также важность изучения отдельных компонентов эмоциональной сферы неоднократно подчёркивались в ряде авторитетных отечественных исследований. Среди них можно выделить работы В. М. Бехтерева, В. К. Вилюнаса, П. П. Блонского, Л. И. Божович, Г. М. Бреслава, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Я. З. Неверович, Т. И. Репиной, С. Л. Рубинштейна, Е. О. Смирновой, Л. П. Стрелковой, Г. Г. Филипповой, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсон.

Одним из первых в научной психологии определяет и описывает формы чувств; принципы соединения простых чувств; появление сложных чувств и волевых процессов - В. Вундт (врач психолог и физиолог) (1880 г.). Эмоции он трактует как «чувственный тон ощущений». Идея о рефлекторном характере эмоций, означенная ещё Чарлзом Дарвином в содержании принципа «прямого действия нервной системы», активно развивается в положениях теорий Уильяма Джеймса (философ и психолог) (1884 г.) и К. Г. Ланге (врач психолог и физиолог) (1885 г.)[2]. Эмоции рассматриваются как периферические (то есть, телесные) органические проявления, которые обусловлены непроизвольными актами секреторной деятельности и произвольными актами двигательной сферы.

Эмоциональное развитие центральной теории рассматривают как детерминированное мозговым механизмом, который и обеспечивает все особенности эмоционального процесса, включая периферические изменения.

Различие отдельных подходов к проблеме вызвано попыткой ответить на вопрос о том, какие именно структуры обеспечивают особенности протекания субъективного переживания. Таким образом, в начале ХХ века в психологии эмоций сложилась теоретическая база ключевых теорий эмоций: когнитивная (автор: Б. Спиноза); эволюционная (автор: Ч. Дарвин); мотивационная (автор: В. Вундт); периферическая (авторы: У. Джеймс, Г. Ланге); центральная (автор: Ч. Г. Шерингтон). Данные теории объединяет один фактор – это рассмотрение проблемы эмоционального развития относительно анализа механизмов их возникновения у человека и животного. Вопрос об эмоциональном развитии представлен в контексте появления в онтогенезе вторичных эмоций, в том числе и под определённым влиянием[3] социальных факторов. При этом считается, что базовые эмоции всегда детерминированы исключительно общим врождённым механизмом.


По мнению классического бихевиоризма Джеймсона Уотсона эмоции - это особый набор реакций, частично врождённых, также частично приобретённых по законам формирования условных связей, которые возникают между врождёнными и новыми реакциями. Учёный указывает, что «разделение между наследственными видами реакции и приобретёнными никогда не может быть проведено полно»[4]. В отличие от инстинкта, эмоции рассматриваются как общее возбуждение организма, которое охватывает организм целиком, особенно висцеральную и гормональную системы.

В рамках психоаналитического направления З. Фрейд, несмотря на устойчивую биологизаторскую точку зрения в вопросах детерминации личностного развития, утверждает, что при изучении эмоций нельзя ограничиваться только изучением органических компонентов, которые их сопровождают. Для определения, например, психологической природы страха знание органических изменений оказывается бесполезным. Анализируя психоаналитическую теорию эмоций, Л. С. Выготский утверждает, что именно Зигмунд Фрейд (психолог, психоаналитик) одним из первых показал, что «эмоции не всегда были такими, какими являются сейчас, что они некогда, на ранних ступенях детского развития, были другими, чем у взрослого человека»[5].

В рамках мотивационной теории психолог Кэррол Изард указывает на роль закономерных изменений биологических структур в процессе эмоционального развития. В основе такого эмоционального поведения лежат витальные потребности, поэтому «эмоции составляют первичную мотивационную систему человека»[6]. Эмоции трактуются им как нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Базовая эмоция имеет свои специфические характеристики переживания. Переживание каждой такой эмоции часто сопровождается появлением ещё нескольких других эмоций, которые чаще других попутно возникают в ситуации, характерной для возникновения данной конкретной эмоции. Поэтому каждая эмоция возникает в результате внешних воздействий со стороны ситуации или вызывается внутрипсихическими факторами, такими как мыслительные образы или представления. «Эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, который приобретён в младенчестве и раннем детстве».

В поздних работах бихевиористов (таких авторов, как: Дж. Гарсия (1966 г.), М. Селигман (1970 г.), Х. Вилкоксон (1971 г.) и других исследованиях) экспериментально были подтверждены идеи о переносе врождённых реакций, которые относятся к эмоциям, на новые стимулы в процессе прижизненного развития путём формирования условных связей. Получены факты того, что одни стимулы и реакции образуют условные связи быстрее и демонстрируют «готовность к научению» лучше, чем какие – либо другие[7].


Кросскультурный аспект проблемы эмоционального развития широко представлен в теории психолога П. Экмана. Разделяя точку зрения Чарлза Дарвина, учёный указывает на врождённую культурную универсальность эмоциональной экспрессии человека по ряду базовых эмоций[8].

Таким образом, анализ исторического аспекта проблемы эмоционального развития и его детерминации в зарубежных исследованиях позволил нам увидеть эволюцию авторских воззрений на психологию эмоций, а также определить круг приоритетных задач, которые решаются учёными в определённые исторические периоды.

Изучение теоретических подходов к проблеме эмоционального развития в зарубежной психологии до начала ХХ века позволяет отметить, что вопрос развития эмоций рассматривался крайне узко. В теориях при рассмотрении эмоционального развития доминирует позиция приоритета эндогенетических факторов.

Ученый Иван Петрович Павлов указывает на невозможность свести разнообразие эмоций только к набору врожденных безусловных рефлексов. Также указывает на роль мозгового аппарата в формировании и реализации эмоций у высших животных и человека[9].

В дальнейшем проблема эмоционального развития в отечественной науке рассматривается в рамках культурно-исторического и системно-деятельностного подходов. Основные идеи заложены в трудах психологов Л.С. Выготского, П. П. Блонского, которые стали отправной точкой практически всех исследований в области психологии эмоций, эмоционального развития в детстве, развития личности детей в целом.

Эмоциональное (по-другому аффективное) развитие рассматривается с позиции законов формирования высших психических функций и с позиции появления в эмоциональной сфере ключевых для определённого периода онтогенеза новообразований. Именно поэтому развитие эмоциональной сферы рассматривается как часть единого процесса психического развития личности. Л.С. Выготский одним из элементов эмоционального (аффективного) развития рассматривает изменение характера переживания как ключевой единицы сознания[10]. Аффективное развитие в целом связано с изменением в процессе психического развития ребёнка отношений между аффектом и интеллектом, переходом от непосредственных аффективных реакций к высшим чувствам и к овладению ребёнком средствами контроля над ними.

Эмоциональные процессы как натуральные психические функции рассматривал психолог А.Р. Лурия. Эмоция, как писал автор, – это процесс, протекание которого обеспечивается системным взаимодействием мозговых структур на разных уровнях[11]. Нарушение работы одной из этих структур не ведёт к полной потере эмоциональной функции, хотя и нарушает её работу. Идея о реорганизации психических функций в онтогенезе объясняет и эмоциональные различия людей на разных этапах возрастного развития, и различия эмоций человека и животных.


Идеи культурно-исторического и деятельностного подходов после 60-х годов ХХ века нашли своё отражение в работах профессора В. М. Мясищева. Автор рассматривает вопросы развития эмоциональных отношений, которые проявляются у человека «в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, апатии»[12]. Наиболее яркими примерами эмоциональной стороны отношений являются любовь и вражда.

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.

Эмоции – это особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (например: радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Эмоции могут возникнуть в любой активности человека, а также выступают в качестве главных регуляторов психической жизни.

В отечественной науке развитие эмоций определяется как наследственными, так и социальными факторами. Эмоциональное развитие обеспечено активным диалогом между ребёнком и окружающим его социальным миром, протекает по законам формирования высших психических функций.

1.2 Психофизиологические основы эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, которая возникает в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса. Ниже представлены 2 схемы раздражений.

  1. Внешняя информация Сенсорная картина Чувственное восприятие Механизм оценочного восприятия Состояние «Хорошо – плохо».
  2. Внутренняя информация Сенсорная картина Чувственное восприятие Описание картины мира понятиями мозга Механизм эмоциональной оценки Состояние «Хорошо – плохо».

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они состоят из более древних процессов. Это такие процессы, которые протекают в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе. А также из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних. Эти механизмы могут быть представлены следующим образом: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями, широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, а также выделение продуктов внутренней секреции и так далее.[13] Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, которые там наслаиваются на имеющиеся возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния. Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система.