ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
21Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].
-
Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
-
Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
-
Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Или:
-
информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
-
регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
-
аффективно-коммуникативная
Или:
-
инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
-
синдикативная (сплочение групп)
-
трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
-
самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)
Функции по целям общения:
-
контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
-
информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
-
побудительная (целевая стимуляция активности)
-
координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
-
функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
-
эмотивная (обмен эмоциями)
-
функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
-
функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
[править]Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
-
Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
-
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
-
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
-
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
-
Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
-
Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
-
Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
-
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
-
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
-
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
-
Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
[править]Средства общения
-
Вербальные (речевые)
-
Правербальные
-
Невербальные:
-
Мимика
-
Жестикуляция
-
Визуальный контакт
-
Проксемика
88. Функции и структура общения
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
-
Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
-
Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
-
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
-
Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
-
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.