ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Управленческая деятельность характеризуется разным уровнем ее качественных параметров и может выполняться с большей или меньшей успешностью. При этом основными факторами эффективности выступают специфические управленческие способности. От того, обладает или нет человек такого рода способностями, зависит как эффективность, так и сама возможность реализации управленческих функций. |
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. |
Выделяют ряд категорий управленческих качеств, выступающих в функции способностей. Во-первых, это категория основных характеристикличности управленца, которая обозначается понятием менеджерских характеристик. Все они либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловливают – при прочих равных условиях – высокий уровень ее успешности. Такие характеристики подразделяются на две группы: общесоциальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные), и собственно личностные качества «эффективного менеджера». Во-вторых, это категория собственно управленческих способностей, которую составляют свойства, непосредственно и наиболее значимо влияющие на управленческую деятельность. Они определяются содержанием и требованиями самой управленческой деятельности и так же подразделяются на две группы. Первая – это общеуправленческие(или организационные) способности, обусловливающие эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность какой-либо входящей в ее состав функции. Вторая – это частные управленческие способности, обеспечивающие эффективность выполнения отдельных функций и решение частных, хотя и важных, задач управления. |
Указанные управленческие способности являются общими профессионально важными качествами для всех менеджеров. Однако для менеджеров разных уровней управления конкретные требования будут несколько отличаться. Чем крупнее подразделение, которым управляет менеджер, тем больше требований предъявляется к его личностным и интеллектуальным особенностям. Кроме того, различные менеджерские специализации также имеют свои особенности и, соответственно, некоторые специфические требования. |
|
|
2.1. Менеджерские характеристики |
|
В качестве основных менеджерских характеристик выступают такие показатели, как возраст, пол, культурно-образовательный уровень и социально-экономический статус человека. |
Возраст является важнейшим демографическим признаком, влияющим на эффективность руководства. Во-первых, наблюдается связь между возрастом и иерархическим уровнем руководителей. В практике менеджмента считается общепринятым мнение, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требуют и более зрелого (до известных пределов) возраста. Во-вторых, предполагает наличие профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту происходит карьерное продвижение. В-четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые ослабляются. В-пятых, характерна возрастная динамика стилей руководства – в основном, в сторону их ужесточения. |
Влияние возраста на эффективность руководства опосредуется также состоянием здоровья. Установлено, что это является важным фактором эффективного руководства. При этом имеется в виду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п. |
Пол также оказывает опосредованное влияние на качество и особенно на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Замечено, что на руководящих постах женщинам приходится намного труднее, чем мужчинам. Современная психология управления – в основном «психология мужчин-руководителей». Это связано с тем, что подавляющее большинство женщин еще с детского возраста общество ориентирует на сравнительно скромный общественный статус, ценности семьи и личной жизни, воспитание детей и помощь мужу. Окружающие не готовы воспринимать в роли лидера женщину, традиционно отдавая эту роль мужчине. Поэтому у большинства женщин слабо выражено стремление стать лидером и упорство в достижении цели. |
Кроме того, особенностями женщины-менеджера являются большая (по сравнению с мужчинами) зависимость настроения и психического состояния от физиологических циклов, обремененность естественными заботами о семье, о рождении и воспитании детей. Это обусловливает меньшую эмоциональную уравновешенность и беспристрастность женщин, а также более сильную, чем у мужчин, окрашенность деловых отношений в личностные тона и восприятие сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий. Повышенная эмоциональность и личностная ориентация женщин-менеджеров в деловых отношениях могут негативно влиять на выполнение ими своих управленческих функций. |
Указанные характеристики помогают понять нелегкое положение женщин-менеджеров, которым, в отличие от мужчин, приходится на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Вместе с тем сказанное о влиянии природных особенностей женщин на общественное распределение управленческого и исполнительского труда не может являться аргументом в пользу какой-либо дискриминации женщин и затруднения им доступа на руководящие и менеджерские должности. Женщины, как и мужчины, вполне могут быть талантливыми и эффективными руководителями, находя в управленческой деятельности свое призвание и испытывая удовлетворенность от занятий ею. |
Культурно-образовательный уровень руководителя напрямую связан с эффективностью управленческой деятельности. Кроме того, оптимальный культурно-образовательный уровень зачастую является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост. |
Социально-экономический статус не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, особенно на шанс занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по управленческой вертикали. |
Показатели возраста, пола, культурно-образовательного уровня и социально-экономического статуса учитываются при проведении профессионально-психологического отбора на предпринимательско-менеджерские специальности. |
|
|
2.2. Личные качества, определяющие успешность |
деятельности менеджера |
|
Прирожденный менеджер – явление достаточно редкое. Это объясняется тем, что круг профессионально важных для менеджера качеств очень широк. Для эффективной деятельности в бизнесе необходимы: способность принимать решения, интуиция, умение организовать работу людей, устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях, умение рисковать и даже некоторая агрессивность. Кроме того, предполагается наличие у человека организаторских, коммуникативных, исполнительских, лидерских и многих других способностей. На удачу может рассчитывать лишь тот, кто знает не только экономические законы, но и закономерности построения деловых связей, законы взаимовыгодного сотрудничества с людьми, тот, кто справляется с возникающими трудностями, может управлять коллективом и самим собой. |
Одно из основных мест среди индивидуальных особенностей менеджера занимает интеллект, характеризующий умственные способности человека и развитие личности в целом. Влияние интеллекта на эффективность деятельности менеджера опосредуется целым рядом факторов, таких как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, с группой. Отмечается, что менеджеры должны иметь более высокий уровень интеллектуального развития, чем их подчиненные. |
К наиболее важным личностным качествам «эффективного менеджера» можно отнести следующие : |
Доминантность, то есть стремление влиять на других людей, имеет прямую связь со стремлением к лидерству и мотивацией руководства и состоит в способности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Эффективные лидеры помимо высокой степени профессионализма характеризуются высокой потребностью в достижении, ответственностью, инициативностью и ориентацией на задачу. В условиях рынка менеджер должен замечать и просчитывать различные варианты действий и, это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия.Доминантность является основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности – механизма властных отношений в ней. Она является предпосылкой авторитарного стиля руководства. |
Уверенность в себе оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, уверенность является стабилизатором индивидуальной деятельности руководителя, придает ей своеобразный стержень и препятствует внешним возмущающим воздействиям. Наоборот, неуверенность в себе ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. Если оно негативно, то это сразу же многократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности и неуверенности. |
Эмоциональная устойчивость – самообладание, выносливость, выдержанность, оптимизм, самостоятельность, уверенность, хладнокровие, спокойствие, уравновешенность, сдержанность, невозмутимость. Менеджер должен уметь контролировать свое поведение и, несмотря на свои эмоции, не выказывать личные пристрастия или неприязнь к отдельным работникам, быть в отношении ко всем ровным и объективным. |
Ответственность – обязательность, надежность, пунктуальность, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, организованность, порядочность, старательность, собранность, исполнительность. В ряде случаев ответственность может восприниматься как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности. Она же, в свою очередь, тесно связана с высокой мотивацией достижения и высоким развитием потребности в самодетерминации своего поведения. |
Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновения индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное давление сверху – со стороны вышестоящих инстанций. Поэтому если руководитель не обладает достаточно устойчивыми внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, если он конформен, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, теплые отношения в коллективе, хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители, могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются более значительных результатов. |
Общительность выступает и аспектом более общего личностного качества – так называемой социабельности способности, состоящей из умения строить межличностные отношения и потребности к установлению широких социальных контактов. Она включает в себя такие качества, как внимательность, вежливость, интеллигентность, благожелательность, воспитанность, обаятельность, доброжелательность, тактичность, уживчивость, культурность. Менеджер, не умеющий налаживать отношения с людьми, никогда не добьется успеха. |
Профессионализм – квалифицированность, компетентность, оперативность, основательность, деловитость, осведомленность, авторитетность, опытность. |
Мотивация достижения – активность, инициативность, предприимчивость, работоспособность, энергичность, напористость, решительность, упорство, продуктивность, целеустремленность, твердость, хваткость, энтузиазм, методичность. |
Адаптивность – дальновидность, хорошая переключаемость, предусмотрительность, наблюдательность, реалистичность, объективность, проницательность. |
Креативность, или способность к творчеству. Менеджер должен самостоятельно мыслить, замечать и поддерживать новые идеи, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться. |
Целенаправленность, стремление к достижению цели. Эффективными менеджерами чаще всего становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации; |
Надежность в отношении подчиненных, руководства, клиентов. Не обладающий таким качеством менеджер быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле. |
Способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Для оптимального использования трудового потенциала работников менеджер должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства. |
Кроме того, факторами успешной деятельности менеджера являются: |
готовность к общему руководству; |
стремление к власти; |
стремление сделать карьеру; |
результативность и желание много работать для достижения намеченных целей; |
чувства ответственности за порученное задание и способность принимать рискованные решения; |
готовность к близким социальным взаимоотношениям; |
готовность работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала; |
готовность к мотивированию себя и персонала; |
готовность использовать открытый способ управления, ориентированный на сотрудничество; |
готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации; |
способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вовне, и использовать их; |
способность сосредоточиваться на настоящем и будущем; |
искусство принимать быстрые решения; |
общая работоспособность; |
постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; |
умение правильно использовать свое время; |
творческий подход к своей работе; |
общая эрудиция; |
осведомленность о социально-культурных нормах, существующих сегодня в России, международный кругозор; |
целеустремленность; |
любознательность; |
инициативность, энергичность; |
устойчивость в выполнении обязательств; |
нервно-психическая устойчивость, удовлетворенность собой; |
объективность самооценки; |
эффективная мыследеятельность: хорошие память, внимание, мышление; |
требовательность; |
социальная смелость; |
Указанные качества, определяющие успешность менеджерской деятельности, должны присутствовать у претендентов на обучение предпринимательско-менеджерским специальностям. Наличие таких профессионально важных качеств определяется в ходе профессионально-психологического отбора. |
|