ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Каримова Р. Р.
Конспект урока на тему: «ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» (7 класс).
время урока: 45 минут цель урока: познакомить учащихся с революционными событиями во Франции 18 века задачи: Развивающая (знания) – Учащиеся должны усвоить основные понятия, уяснить причины, задачи и движущие силы французской революции, а также понять её особенности
Образовательная (умения) – Продолжить работу над развитием умения делать обобщения, выводы и давать общую характеристику исторического явления, события; продолжить работу над развитием логического мышления учащихся, умением извлекать главное из прочитанного текста.
Воспитывающая (навыки) – Воспитывать, прививать чувство солидарности с борцами за свободу, независимость и демократию, познакомится с основным содержанием Декларации прав человека
Ход урока |
Содержание и приемы работы учителя |
Содержание и приёмы работы учащихся |
Организационный момент
|
Здравствуйте, ребята! |
Стоят у рабочих мест. Садятся. |
Актуализация изученного и проверка домашнего задания
|
Совсем недавно мы с вами говорили о событиях, происходящих в Северной Америке в конце 18 века, которые привели к освобождению от колониальной зависимости и созданию государства нового типа, невиданного еще для абсолютистской Европы- Соединенных Штатов Америки.
Опрос домашнего задания: работа с интерактивной доской:
1.Англию 18-19 веков называли…….(мастерская мира)
2.Первая английская колония в Америке называлась….(Виргиния)
3. Американцам было запрещено селится за….(Аллеганские горы)
4.Бостонское чаепитие произошло из-за…(низких пошлин на чай)
5.Армией Конгресса командовал….(Джордж Вашингтон)
6. Декларация независимости США была принята …( 4 июля 1776г)
7.Французского генерала, принимавшего участие в войне за независимость звали…(Лафайет)
8.Британия признала независимость США в …..(1783г)
Мы выяснили, что главными достижениями этой войны было документальное, законодательное закрепление прав всех граждан нового государства.
Как вы думаете могли события в Америке воодушевить жителей стран Европы на подобный шаг?
Разумеется, могли. Сегодня мы узнаем о событиях, которые эхом откликнулись на все, что произошло в Америке. Речь пойдет о Франции. |
Отвечают на вопросы. |
Актуализация знаний |
Слайд 1. Звучит гимн Франции «Марсельеза» («Военный марш Рейнской армии»). Учитель. Вы слышите самую знаменитую песню Французской революции, ставшую гимном Франции. Ее создал в годы революции (в 1792 году) не профессиональный композитор, а инженер Руже де Лиль за одну ночь. Стефан Цвейг увековечил сюжет о ее создании в новелле «Гений одной ночи». Сейчас мы начинаем изучение Великой Французской революции. На предыдущих уроках мы познакомились с революционными событиями в Нидерландах, Англии, Северной Америке. На какие вопросы необходимо обратить внимание при изучении революционных событий? |
|
Новый материал |
Слайд 3. Учащимся предлагается сделать предположение о развитии страны накануне революции. Какие процессы в экономике и в обществе свидетельствуют о развитии капитализма? Какие необходимы условия для его развития? Какие препятствия на пути развития капитализма? Ответ на этот вопрос предлагается найти с помощью анализа отрывков из исторических документов.
|
Отвечают ссылаясь на документы |
Работа с документами |
Слайд 4-5. Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание: Определить социально-экономические причины революции. Из работы А.Рамбо "История Французской революции" «Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы. Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…» Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции «Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит». Учащиеся предлагают свои варианты социально-экономических причин революции во Франции, учитель корректирует их. В ходе беседы уточняются моменты: каким образом те или иные явления мешают развитию капитализма? Дополнительная информация. В 1786 году Франция заключила с Англией торговый договор, по которому снижались пошлины на английские товары. В 1787 году в торговле и промышленности наступил кризис: многие мануфактуры разорились. Малоимущие крестьяне, работавшие в деревнях на капиталистических мануфактурах и скупщиков, лишились из-за кризиса своего заработка. Неурожай 1788 г. привел к резкому повышению цен на хлеб. Разразился голод. В небывалых размерах возросли нищенство и бродяжничество. В одном Париже число безработных и нищенствующих составляло почти треть всего населения. |
В форме беседы |
|
Слайд 6. В окончательном варианте делается запись в тетрадь: Социально-экономические причины революции. Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде: Высоких налогов Феодальных повинностей Цеховых порядков Внутренних пошлин Монополии на производство и продажу продукции Результат проявлялся в формировании революционной ситуации (сам термин не требует подробного объяснения). Кризис в экономике Обнищание народных масс Всеобщее недовольство режимом абсолютизма
Следующие слайды характеризуют политическую систему абсолютизма
|
Записывают в тетради. |
|
Слайд 7. Задание учащимся: определить политические и идейные причины революции Абсолютная монархия. Людовик XIV: «Государство - это Я» Людовик XV (1715 – 1774): «Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации – все здесь, в моей руке». Правнук Людовика XIV, единственный отпрыск некогда многочисленной королевской семьи, стал королем в 5-летнем возрасте. Был игрушкой в руках фавориток и министров. Жил по принципу: «После нас хоть потоп!»
Слайд 8. Его внук Людовик XVI и супруга короля Мария-Антуанетта мало отличались от своих предшественников. Они были людьми недалекими и привыкли к роскоши, проводя время в свое удовольствие. Непонимание ими ситуации в стране накануне революции демонстрируют отрывки из дневника короля и знаменитая фраза, которую приписывают королеве: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные!» Из дневника Людовика XVI накануне революции во Франции: «Июнь. 20-е – охота на оленя в 9 часов в Бютар, застрелил одного. 22-е – ничего. 25-е – ничего, охота на оленя в Сент-Аполлин. 30-е – ничего». |
|
|
Слайд 9. Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции: «Король имеет в руках всю власть попирать законы. Каждый министр есть деспот в своем департаменте». Из дневника англичанина Артура Юнга: «Беспорядок в финансах; двор, потонувший в удовольствиях и расточительности; великое брожение среди людей всех состояний, которые стремятся к новому, не зная, чего желать, на что надеяться, сверх того, необычайное развитие свободолюбия, которое растет со дня на день со времени американской войны, - вот стечение обстоятельств, могущих в скором времени вызвать движение, если чья-нибудь твердая рука не возьмет бразды правления, чтобы управлять событиями…» |
Учащиеся анализируют документы. |
|
Слайд 10. Характеристика сословного строя. |
вывод о положении третьего сословия на основе карикатуры. |
|
Слайд 11. Общие расходы государства составили 629 млн. ливров. Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд. ливров. На содержание одного только Версаля шла 1/10 всех доходов государства. «Ваше Величество! В казне больше денег нет!» Дополнительно: Неудачная внешняя политика привела к потере значительных земельных владений в результате Семилетней войны. Франция уступила Англии Канаду, Восточную Луизиану, некоторые острова Карибского моря, а также основную часть своих колоний в Индии. Война покончила с могуществом Франции в Америке, которая потеряла почти все свои колониальные владения. А Великобритания появилась как доминирующая колониальная держава. |
|
|
Слайд 12. Кризис абсолютной монархии. Сословный строй и сословные привилегии. Передовые идеи просветителей. Влияние американской революции. |
Учащиеся предлагают свои варианты политических и идейных причин революции. |
|
Слайд 13. Попытки проведения реформ в области налогообложения к успеху не привели, и король был вынужден согласиться на созыв Генеральных Штатов. Наказы своим депутатам писали представители разных слоев общества. Проанализируем отрывки из документа: наказы депутатам «Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов» Какие задачи должна была решить начинающаяся революция? |
Отвечают на вопрос |
|
Слайд 14.
Уничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков: Абсолютизма Сословных привилегий Внутренних таможенных пошлин Цеховых порядков Королевских монополий Церковной десятины Феодального землевладения Феодальных повинностей Утверждение нового порядка: Участие народа в управлении государством Равенство перед законом Демократические свободы Равенство в налогообложении Свобода предпринимательства Политика протекционизма со стороны правительства |
Ученики формулируют задачи революции. Учитель предлагает сверить варианты и сделать запись в тетрадь. |
|
Слайд 15. |
Учащимся предлагается задание: определить характер революции, а также ее участников. |
|
Слайд 16-17. Классу предлагается заслушать запись об открытии Генеральных штатов (после 175 лет перерыва), о целях, составе и порядке голосования. О провозглашении создания Национального собрания депутатами III сословия и последующем решении разработать Конституцию Франции, а с этой целью сформировать Учредительное собрание.
Слайд 18. Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез». Это - не столько констатация фактов, сколько надежда и вера в возможность мирного решения конфликта между властью и народными массами. Однако позиция короля, его попытки разрешить противостояние путем применения насилия, привели к вооружению народа. |
|
|
Слайд 19-20.
Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это рево¬люция!» Задание учащимся:
Слайд 21-22 Информация от учителя о развитии революционного процесса: абсолютизм был свергнут, монархия фактически стала конституци¬онной. Власть перешла в руки представителей третьего сословия. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Формируется революционная символика: трехцветное знамя. Король приехал из Версаля в Париж. Новый мэр Парижа Бальи в приветственной речи сказал сле¬дующие слова: «Генрих IV некогда покорил этот народ; сегодня же на¬селение Парижа покорило своего короля». Ликвидация феодальных порядков 4 августа: первые декреты Учредительного собрания об отмене церковной десятины и второстепенных повинностей, а также о выкупе основных повинностей. Слайд 23-24 Анализ отрывков из Декларации прав человека и гражданина. Связь с предыдущим материалом: теорией общественного договора и теорией естественных прав человека. В чем вы видите сходство с «Декларацией независимости»? Какие последствия могло иметь принятие документа? |
Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником) Объяснить, почему взятие Бастилии стало началом революции? Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа. |
Закрепление материала |
Слайд 25. |
Учащимся предлагается выбрать верные утверждения |
|
|
|