ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Особенности преподавания учебного предмета «История»
в 2014/2015 учебном году
Методические рекомендации
Казань
2014
ББК 74.266.3 О 75
Согласовано с Министерством образования и науки РТ Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ИРО РТ
Руководители проекта:
Р.Г. Хамитов, ректор ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд.пед.наук, доцент Л.Ф. Салихова, проректор по учебно-методической работе ГАОУ
ДПО ИРО РТ, канд.пед.наук
Научный редактор:
В.И. Пискарев, заведующий отделом стратегии и программ развития образования ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд.ист.наук
Составитель:
И.М. Фокеева, научныйсотрудниклабораториисоциализацииивоспитания, дополнительного образования ГАОУ ДПО ИРО РТ
Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост. И.М. Фокеева. – Казань: ИРО РТ, 2014. –- 32 с.
Методические рекомендации посвящены рассмотрению особенностей преподавания учебного предмета «История».
Методические рекомендации включают: нормативные документы, регламентирующие преподавание предмета «История»; рекомендации по использованию учебно-методических комплексов; рекомендации по составлению рабочей программы по предмету «История» и по организации оценивания уровня подготовки учащихся. А также здесь раскрываются особенности современного преподавания истории, включая материалы «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» и организации внеурочной деятельности в рамках предмета.
Рекомендовано учителям-предметникам, руководителям образовательных организаций, работникам муниципальных органов управления образованием.
© ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014
оглавление |
|
I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность |
|
учителя-предметника. Характеристика содержания, |
|
особенностей учебного предмета «История» |
4 |
II. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих достижение современных образовательных результатов в процессе освоения учебного предмета
«История» |
7 |
III. Особенности преподавания учебного предмета «История» |
|
в 2014/2015 учебном году |
10 |
IV. Проектирование региональной/этнокультурной |
|
составляющей учебного предмета «История» |
16 |
V. Рекомендации по составлению рабочей программы |
|
по учебному предмету «История» |
18 |
VI. Основные подходы к организации оценивания уровня |
|
подготовки учащихся по учебному предмету «История» |
21 |
VII. Методические рекомендации по организации внеурочной |
|
работы по учебному предмету «История» |
23 |
3
Значимость учебного предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими особенностями, вкладом в формирование гражданской идентичности школьников и патриотическое воспитание, в духовно-нравственное становление личности, в обеспечение консолидации и единства российского народа.
I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя-предметника.
Характеристика содержания, особенностей учебного предмета «История»
Развитие школьного исторического образования определяется общепедагогическими требованиями модернизации системы образования в Российской Федерации, с одной стороны, и новой ситуацией в развитии исторической науки, - с другой.
Федеральные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года), «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяют основные принципы и направления образовательной политики РФ, в рамках которых развивается и историческое образование. Положения документов нацеливают на обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития страны, на консолидацию российского общества, а также на развитие национальных культур и региональных культурных традиций в системе образования.
Важнейшие нормы, определяющие деятельность учителяпредметника по преподаванию истории в общеобразовательных организациях, изложены в следующих документах.
В классах, реализующих федеральный компонент ГОС:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МОиН России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
4
Примерныепрограммыосновногообщегоисреднего(полного) общего образования по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03 – 1263);
Базисные учебные планы для образовательных организаций Республики Татарстан на 2014/2015 учебный год.
В классах опережающего введения ФГОС ООО:
Фундаментальноеядросодержанияобщегообразования.– М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа по истории (5-9 кл.). - М.: Просвещение, 2010.
Методологические и содержательные основы Федерального
государственного образовательного стандарта изложены в следующих документах:
«Концепция ФГОС ОО второго поколения»;
«Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
С этими документами можно познакомиться на сайте «Феде-
ральные государственные стандарты общего образования» (http:// standart.edu.ru).
В образовательных организациях функционируют следующие учебные программы:
примерная программа по истории – документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания предмета и параметры качества освоения содержания;
авторская программа по учебному предмету, созданная на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы по учебному предмету и имеющая авторскую концепцию построения содержания учебного курса;
рабочая программа учебного предмета - документ образовательной организации, который:
-регламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;
-учитывает специфику и уровень подготовленности об-
5
учающихся конкретного класса; - обеспечивает достижение планируемых результатов ос-
воения основной образовательной программы.
Примерная учебная программа по истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных организаций.
Для развития потенциала способных учащихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их семей. Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована, в том числе с помощью дистанционного образования.
Новые подходы к содержательной части исторического об-
разования определяются «Концепцией нового учебно-методиче- ского комплекса по отечественной истории».
Методологической основой Концепции является определениебазовыхпринциповееразработки.Кихчислуследуетотнести:
базовые ценности гражданского общества - социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
исторический подход как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами соци- ально-гуманитарного цикла;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;
толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
Подробная информация представлена на сайтах:
1.http://fipi.ru/view/sections/203/docs/404.html
2.http://www.history.standart.edu.ru
3.http://www.history.ru
4.http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838
6
II. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих достижение современных образовательных результатов
в процессе освоения учебного предмета «История»
Учебно-методическое обеспечение преподавания истории осуществляется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2014/2015 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
При выборе учебников следует придерживаться принципа преемственности, т.е. выстраивать по вертикали линию учебников, объединенных общими методологическими подходами.
Например:
История России (учебный предмет)
Данилов А.А., |
История России |
6 |
ОАО «Издатель- |
Косулина Л.Г. |
|
|
ство» Просвещение» |
Данилов А.А., |
История России |
7 |
ОАО «Издатель- |
Косулина Л.Г. |
|
|
ство» Просвещение» |
Данилов А.А., |
История России |
8 |
ОАО «Издатель- |
Косулина Л.Г. |
|
|
ство» Просвещение» |
Данилов А.А., |
История России |
9 |
ОАО «Издатель- |
Косулина Л.Г., |
|
|
ство» Просвещение» |
Брандт М.Ю. |
|
|
|
или |
|
|
|
Пчелов Е.В. |
История России с древ- |
6 |
ООО «Русское сло- |
|
нейших времен до конца |
|
во-учебник» |
|
XVI в. |
|
|
Пчелов Е.В. |
История России. XVII- |
7 |
ООО «Русское сло- |
|
XVIII в. |
|
во-учебник» |
Сахаров А.Н., |
История России. XIX в. |
8 |
ООО «Русское сло- |
Боханов А.Н. |
|
|
во-учебник» |
7
Загладин Н.В., |
История России. ХХ - |
9 |
ООО «Русское сло- |
Петров Ю.А., |
начало XXI века |
|
во-учебник» |
Минаков С.Т., |
|
|
|
Козленко С.И. |
|
|
|
Всеобщая история (учебный предмет) |
|
|
|
Вигасин А.А., |
Всеобщая история Исто- |
5 |
ОАО «Издатель- |
Годер Г.И., |
рия Древнего мира |
|
ство» Просвещение» |
Свенцицкая И.С. |
|
|
|
Агибалова Е.В., |
Всеобщая история Исто- |
6 |
ОАО «Издатель- |
Донской Г.М. |
рия Средних веков |
|
ство» Просвещение» |
Юдовская А.Я., |
Всеобщая история Исто- |
7 |
ОАО «Издатель- |
Баранов П.А., |
рия Нового времени. |
|
ство» Просвещение» |
Ванюшкина Л.М. |
1500-1800 |
|
|
Юдовская А.Я., |
Всеобщая история |
8 |
ОАО «Издатель- |
Баранов П.А., |
История Нового време- |
|
ство» Просвещение» |
Ванюшкина Л.М. |
ни.1800-1900 |
|
|
Сороко-Цюпа О.С., |
Всеобщая история Но- |
9 |
ОАО «Издатель- |
Сороко-Цюпа А.О. |
вейшая история. 9 класс |
|
ство» Просвещение» |
или |
|
|
|
Михайловский Ф.А. |
Всеобщая история |
5 |
ООО «Русское сло- |
|
История Древнего мира |
|
во-учебник» |
Бойцов М.А., |
Всеобщая история |
6 |
ООО «Русское сло- |
Шукуров Р.М. |
История Средних веков |
|
во-учебник» |
Дмитриева О.В. |
Всеобщая история |
7 |
ООО «Русское сло- |
|
История Нового вре- |
|
во-учебник» |
|
мени |
|
|
Загладин Н.В. |
Всеобщая история. |
8 |
ООО «Русское сло- |
|
История Нового вре- |
|
во-учебник» |
|
мени |
|
|
Загладин Н.В. |
Всеобщая история. |
9 |
ООО «Русское сло- |
|
Новейшая история |
|
во-учебник» |
Федеральный перечень на 2014/2015 учебный год состоит только из рекомендованных учебников, соответствующих ФГОС (см. таблицу учебников по «Истории» в приложении). В этом учебном году школьники будут обучаться по учебникам, приобретенным ранее в соответствии с рекомендациями. Поэтому организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приоб-
8
ретенные до вступления в силу указанного приказа учебники из:
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2013/2014 учебный год;
федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2013/2014 учебный год.
В комплект учебных материалов по истории, кроме учебни-
ков, также входят:
картографические и изобразительные материалы в электронной форме;
хрестоматии, сборники документов;
настенные карты, атласы;
таблицы, иллюстрации;
рабочие тетради, контурные карты;
сборники заданий, электронные обучающие программы;
справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
книги для чтения.
Эти материалы не обеспечены бюджетным финансированием и приобретаются самими родителями.
Более подробная информация представлена на сайтах:
Об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp)
Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru)
Издательство «Русское слово» (http://www.russkoe-slovo.ru)
Издательство «Дрофа» (http://www.drofa.ru)
Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( http://www.vgf.ru)
9
III. Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году
Задачи исторического образования изложены в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 - 2012 гг.
В процессе освоения учебного предмета «История» учитель нацелен на:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом вниманиикместуи роли России во всемирно-историче- ском процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современномполикультурном,полиэтничномимногоконфессиональном обществе.
Изучение истории России должно соответствовать систем-
но-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения.
«Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» важнейшую мировоззренческую задачу курса видит «в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой
10