ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Физика
Класс 11
Учитель: Хабибуллин А.Н.
Количество часов на год: 68 часов; в неделю: 2 часа.
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IY четверть |
Год |
Количество часов |
18 |
14 |
20 |
16 |
68 |
Практическая часть (Лабораторные, практические) |
3 |
3 |
1 |
0 |
7 |
Контрольные уроки |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Административные контрольные работы |
|
|
|
|
|
Планирование составлено на основе программы Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений с учетом образовательного стандарта.
Учебник «Физика–11» Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. М.“Просвещение”, 2009 г
Разделы |
Количество часов |
Примерные сроки (даты) |
Количество часов дано фактически |
Магнитное поле |
19 |
|
|
Оптика |
10 |
|
|
Элементы теории относительности. |
3 |
|
|
Атомная физика. Физика атомного ядра. |
13 |
|
|
Элементы развития Вселенной |
8 |
|
|
Повторение |
13 |
|
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
Резерв |
1 |
|
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 11, М.: Просвещение, 2009 г. Программа составлена для общеобразовательного и рассчитана на 2 часа в неделю (68 в год).
В задачи обучения физике входят:
-
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
-
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по физике.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
При преподавании используются:
-
проектно-исследовательская деятельность, уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки;
-
лабораторные и практические занятия;
-
применение мультимедийного материала;
-
решение экспериментальных задач.
Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом. Практические задания, указанные в планировании рекомендуются для формирования у учащихся умений применять знания для решения задач, и подготовки учащихся к сдаче базового уровня ЕГЭ по физике.
В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью школьного курса физики, важным методом обучения.
Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Физический эксперимент. КГУ», «Открытая физика», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Физикус», «ЕГЭ. Физика», «1С Репетитор.Физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Большое внимание уделяется на уроке работе учащихся с книгой: учебником, справочной литературой, книгой для чтения, хрестоматией и т. п. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления ипроцессы.
Планируется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы использование ядерной энергии; применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве, и т.д.
Решение физических задач проводится в оптимальном сочетании с другими методами обучения. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации. Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке.
В рамках реализации данной программы используются следующие методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Совершенствуются методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
-
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
-
условия, при которых протекает явление;
-
связь данного явлении с другими;
-
объяснение явления на основе научной теории;
-
примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
-
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
-
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
-
определение понятия (величины);
-
формулы, связывающие данную величину с другими;
-
единицы физической величины;
-
способы измерения величины;
о законах:
-
формулировка и математическое выражение закона;
-
опыты, подтверждающие его справедливость;
-
примеры учета и применения на практике;
-
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
-
опытное обоснование теории;
-
основные понятия, положения, законы, принципы;
-
основные следствия;
-
практические применения;
-
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
-
назначение; принцип действия и схема устройства;
-
применение и правила пользования прибором.
о физических измерениях:
-
Определение цены деления и предела измерения прибора.
-
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
-
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
-
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
-
Определять относительную погрешность измерений.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценке подлежат умения:
-
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
-
самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
-
решать задачи на основе известных законов и формул;
-
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
-
планировать проведение опыта;
-
собирать установку по схеме;
-
пользоваться измерительными приборами;
-
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
-
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.