ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.05.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА
ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Виды методов организации проведения обследования
-
По цели обследования:
-
Метод организации локального проведения обследования, используемый для разработки проекта решения отдельной задачи или комплекса задач.
-
Метод организации системного обследования, применяемый для изучения всего объекта с целью разработки для него проекта ИС в целом.
-
-
По числу исполнителей:
-
Индивидуальное обследование, осуществляемое одним исполнителем.
-
Бригадное обследование, осуществляемое бригадой исполнителей. В том случае, если одновременно работает несколько бригад, для координации их деятельности создается координирующая бригада.
-
-
По степени охвата объектов предметной области:
-
Метод сплошного обследования, предполагающий обследование всех объектов предметной области (например, всех подразделений предприятия).
-
Метод выборочного обследования, предполагающий обследование отдельных объектов предметной области (например, отделов, цехов, складов и т.п.). Применяется при наличии в составе предметной области типовых структурных подразделений. Например, в структуре вуза может быть представлено несколько типовых подразделений: деканаты, кафедры.
-
-
По степени одновременности выполнения работ:
-
Метод последовательного проведения работ предпроектного обследования, при котором сначала собирают данные о предметной области, а затем их изучают.
-
Метод параллельного проведения работ предпроектного обследования, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования. Такой метод позволяет значительно сократить время на проведение предпроектного обследования и повысить качество его результатов.
-
-
В зависимости от категории участников предпроектного обследования:
5.1 Методы сбора информации, выполняемого проектировщиком АИС. К таким методам принято относить: опросные методы (анкетирование, интервьюирование), метод проведения бесед и консультаций, метод наблюдения, метод фотографии рабочего дня, метод хронометража рабочего времени, расчетный метод определения объемов, трудоемкости и стоимости работ, метод анализа процессов, операций, задач.
5.2. Методы сбора информации, выполняемого специалистами предметной области. Данная группа методов включает: метод самофотографии рабочего дня, метод ведения тетрадей (дневников) осуществляемых работ, инвентаризация документов, используемых на рабочем месте. Общая характеристика наиболее часто используемых методов сбора и обработки информации представлена в таблице.
Таблица1 – Сравнительная характеристика количественных и качественных методов исследований
№ п/п |
Параметр сравнения |
Количественные методы |
Качественные методы |
1. |
Масштаб применения |
Макроисследование |
Микроисследование |
2. |
Цель применения |
Дать объяснение причин изучаемого явления |
Понять изучаемое явление |
3. |
Исследовательские задачи |
a. Измерить параметры явления; b. Установить взаимосвязи между отдельными параметрами; |
a. Концептуализировать, выявить особую картину явления; b. Концептуализи-ровать явление, интерпретировать его |
4. |
Позиция исследователя |
«сторонний» наблюдатель
|
«сочувствующий» участник |
5. |
Исследовательские инструменты |
a. Разрабатываются до полевого этапа (в процессе пилотажа); b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей |
a. Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский подход |
6. |
Исследовательские процедуры |
Стандартизованы; предполагается их дублирование |
Менее стандартизованы; дублируются редко |
7. |
Единицы анализа |
Факты, события, высказывания, акты поведения |
Субъективные значения фактов для индивида, чувства |
8. |
Логика анализа |
Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий |
Индуктивная: от фактов к концепциям |
9. |
Основные способы анализа |
a. Классификация путем отождествления случаев; b. Статистические способы; c. Систематизация |
a. Описание случаев без их отождествления; b. Обобщение выявленных оценок; c. Вообржение |
10. |
Форма представления данных исследования |
Статистические распределения, шкальные показатели, индексы, результаты измерения взаимосвязей и т.п |
Высказывания, документы, интеллектуальные продукты групповых дискуссий, фрагменты документов, наблюдений, транскриптов (текст речевой информации, сохраняющий все оттенки речи) и т.п. |
11. |
Обеспечение валидности (надежности) результатов |
Повторение установленных связей |
Описание случаев и выявленных мнений, реальное насыщение информации |
Таблица 2- Методы сбора и обработки информации
Наименование метода |
Характеристика метода |
Разновидности |
Область применения |
Опрос |
Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Позволяет выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и суждения по разным вопросам.
|
Письменные опросы (анкетирование); Устные опросы (интервьюирование); Очные опросы; Заочные опросы (телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу); Интерактивные опросы по телевидению или по радио; Выборочные опросы; Сплошные опросы |
Сбор первичной информации (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг). |
Интервьюирование |
Метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов опроса. |
Индивидуальные интервью; Парные интервью; Групповые интервью; Массовые интервью; Глубинное интервью; Свободное интервью; Фокусированное интервью; Стандартизованное интервью; Направленное интервью; Ненаправленное интервью; Опосредованное интервью. |
Сбор данных (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг. |
Наблюдение |
Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного исследования. |
Систематическое наблюдение; Случайное наблюдение; Непосредственное наблюдение; Опосредованное наблюдение; Лабораторное (экспериментальное) наблюдение; Полевое наблюдение; Кратковременное наблюдение; Длительное наблюдение |
Сбор первичной информации (например, о реализации технологических процессов и операций, этапах создания и внедрения информационных систем). |
Метод эксперт-ных оценок |
Метод получения информации путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной области. Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы. |
Метод комиссии; Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи); Метод Дельфи; Метод эвристического прогнозирования; Метод обобщения независимых характеристик; Метод простой ранжировки; Метод задания весовых коэффициентов; Метод парных срвнений; Метод последовательных сравнений |
Используется при определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования. Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных продуктов и услуг. |
Анализ докумен-тов |
Один из основных методов сбора данных, который направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах. |
Традиционный анализ документов (внешний и внутренний); Формализованный анализ документов (контент-анализ) |
Используется в качестве основного метода при изучении различных видов документов; может также использоваться как дополнительный метод при уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их проверки. |
Контент-анализ |
Формализованный метод исследования содержания информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.п.). Предполагает систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов (слово, словосочетание, простое предложение) с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. |
|
Изучение массивов однородных документов (например, при анализе первичного и вторичного документальных потоков); анализ ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и т.п.
|
Фактор-ный анализ |
Метод многомерной математической статистики, направленный на выявление и специфическое математическое выражение структур в системах случайных явлений. Используется для измерения взаимосвязей между признаками объектов и классификации признаков с учетом этих взаимосвязей. |
|
Применяют в тех случаях, когда необходимо установить и выявить скрытые для исследователя факторы, по отношению к которым первичные эмпирические показатели гипотетически считаются производными. Например, при оценке полноты информации о выборке; при определении информативности итогового набора исходных переменных; при анализе объектов проектирования; при проведении пилотажного исследования. |
Сравни-тельный анализ |
Метод анализа информации, заключающийся в сравнении результатов исследований, проведенных на разных объектах или в разное время одним или разными исследовательскими коллективами с целью обобщения информации и обеспечения надежности полученных результатов. |
|
Используется при обобщении результатов однотипных локальных исследований с целью получения выводов, касающихся крупных (масштабных) объектов. Например, при анализе рынка обеспечивающих средств информационных систем (программных, технических, лингвистических и т.п.), информационных продуктов и услуг, поисковых средств. |
Ранжирование |
Метод оценки переменной, когда ее значению приписывается место в последовательности величин (ранг), определяемое при помощи порядковой шкалы. Расположение объектов совокупности может в порядке возрастания или убывания величины соответствующих им вариантов. |
|
Упорядочение первичных данных. Например, при анализе контента сайтов, исследовании рынка информационных продуктов и услуг, обосновании выбора конкретных обеспечивающих средств информационных систем. Широко используется в экспертном опросе. |
Группировка |
Метод, заключающийся в объединении по существенным признакам единиц наблюдаемого объекта в однородные совокупности. Группировка осуществляется как по качественным, так и по количественным критериям. |
Дискретная группировка; Интервальная группировка Группировка при помощи простого суммирования однородных признаков; Ранжирование; Группировка на основе логически выделенных признаков; Табулирование |
Обработка материалов исследования; предварительное упорядочение первичной информации. Например, при анализе контента сайтов, исследовании рынка информационных продуктов и услуг, проектировании информационного обеспечения информационных систем. |
Классифи-кация |
Метод, заключающийся в распределении каких-либо объектов по классам на основе их общих признаков (свойств, характеристик или параметров объектов), сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания. Классификация осуществляется в соответствии с выбранным основанием деления. |
Иерархический метод Фасетный метод (метод параллельных классификаций) |
Позволяет установить связи между изучаемыми объектами; служит основой для обобщающих выводов и прогнозов. Например, при рассмотрении предприятий, учреждений, организаций как объектов автоматизации, описании сложных объектов (информационных систем, баз и банков данных, сайтов, автоматизированных обучающих систем и т.п.), предполагающем установление их типов и видов. |
Прогнозирование |
Метод, предполагающий научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков их изменения. Направлено на определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии. |
Глобальное прогнозирование; Нормативное прогнозирование; Аналитическое прогнозирование |
Определение перспектив развития информационных систем, сетей и технологий. |
Моделиро-вание |
Один из методов познания (отображения) и преобразования мира, сущность которого сводится к построению и изучению некоторой модели с последующим «переносом» полученных знаний на исследуемый объект. |
Материальное моделирование: физическое, аналоговое Идеальное моделирование: знаковое (графическое, логическое, математическое), интуитивное |
Применяется в качестве универсальной формы познания при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности. Применяется в тех случаях, когда объект познания недоступен непосредственному наблюдению и изучению. Например, при моделировании предметных областей, построении моделей баз данных, сайта и т.п. |
Экспери-мент |
Метод, в основе которого лежит специально поставленный опыт в определенных условиях, содержащих оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента. |
Лабораторный эксперимент (эксперименты, осуществляющие эмпирическую проверку гипотезы или теории; эксперименты, в ходе которых происходит сбор необходимой эмпирической информации для уточнения предположенного); Естественный эксперимент |
Применяют в случаях, когда стоит задача выявления связей и зависимостей между изучаемыми явлениями. Осуществляется на проектной и послепроектной стадиях создания информационных систем. Например, в ходе проверки работоспособности созданной методики, технологии, базы данных, информационной системы, автоматизированной обучающей системы. |