Файл: КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ПО приложение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ АНАЛИЗА

ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Виды методов организации проведения обследования

  1. По цели обследования:

    1. Метод организации локального проведения обследования, используемый для разработки проекта решения отдельной задачи или комплекса задач.

    2. Метод организации системного обследования, применяемый для изучения всего объекта с целью разработки для него проекта ИС в целом.

  2. По числу исполнителей:

    1. Индивидуальное обследование, осуществляемое одним исполнителем.

    2. Бригадное обследование, осуществляемое бригадой исполнителей. В том случае, если одновременно работает несколько бригад, для координации их деятельности создается координирующая бригада.

  3. По степени охвата объектов предметной области:

    1. Метод сплошного обследования, предполагающий обследование всех объектов предметной области (например, всех подразделений предприятия).

    2. Метод выборочного обследования, предполагающий обследование отдельных объектов предметной области (например, отделов, цехов, складов и т.п.). Применяется при наличии в составе предметной области типовых структурных подразделений. Например, в структуре вуза может быть представлено несколько типовых подразделений: деканаты, кафедры.

  4. По степени одновременности выполнения работ:

    1. Метод последовательного проведения работ предпроектного обследования, при котором сначала собирают данные о предметной области, а затем их изучают.

    2. Метод параллельного проведения работ предпроектного обследования, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования. Такой метод позволяет значительно сократить время на проведение предпроектного обследования и повысить качество его результатов.

  5. В зависимости от категории участников предпроектного обследования:

5.1 Методы сбора информации, выполняемого проектировщиком АИС. К таким методам принято относить: опросные методы (анкетирование, интервьюирование), метод проведения бесед и консультаций, метод наблюдения, метод фотографии рабочего дня, метод хронометража рабочего времени, расчетный метод определения объемов, трудоемкости и стоимости работ, метод анализа процессов, операций, задач.


5.2. Методы сбора информации, выполняемого специалистами предметной области. Данная группа методов включает: метод самофотографии рабочего дня, метод ведения тетрадей (дневников) осуществляемых работ, инвентаризация документов, используемых на рабочем месте. Общая характеристика наиболее часто используемых методов сбора и обработки информации представлена в таблице.

Таблица1 – Сравнительная характеристика количественных и качественных методов исследований

п/п

Параметр сравнения

Количественные методы

Качественные методы

1.    

Масштаб применения

Макроисследование

Микроисследование

2.     

Цель применения

Дать объяснение причин изучаемого явления

Понять изучаемое явление

3.      

Исследовательские задачи

a.      Измерить параметры явления;

b.     Установить взаимосвязи между отдельными параметрами;

a.      Концептуализировать, выявить особую картину явления;

b.     Концептуализи-ровать явление, интерпретировать его

4.     

Позиция исследователя

«сторонний» наблюдатель

«сочувствующий» участник

5.      

Исследовательские инструменты

a.      Разрабатываются до полевого этапа (в процессе пилотажа);

b.     Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей

a.      Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе;

b.     Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский подход

6.      

Исследовательские процедуры

Стандартизованы; предполагается их дублирование

Менее стандартизованы; дублируются редко

7.      

Единицы анализа

Факты, события, высказывания, акты поведения

Субъективные значения фактов для индивида, чувства

8.  

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий

Индуктивная: от фактов к концепциям

9.  

Основные способы анализа

a.      Классификация путем отождествления случаев;

b.     Статистические способы;

c.     Систематизация

a.      Описание случаев без их отождествления;

b.     Обобщение выявленных оценок;

c.     Вообржение

10.  

Форма представления данных исследования

Статистические распределения, шкальные показатели, индексы, результаты измерения взаимосвязей и т.п

Высказывания, документы, интеллектуальные продукты групповых дискуссий, фрагменты документов, наблюдений, транскриптов (текст речевой информации, сохраняющий все оттенки речи) и т.п.

11.  

Обеспечение валидности (надежности) результатов

Повторение установленных связей

Описание случаев и выявленных мнений, реальное насыщение информации


Таблица 2- Методы сбора и обработки информации

Наименование метода

Характеристика метода

Разновидности

Область применения

Опрос

Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Позволяет выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и суждения по разным вопросам.

Письменные опросы (анкетирование);

Устные опросы (интервьюирование);

Очные опросы;

Заочные опросы (телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу);

Интерактивные опросы по телевидению или по радио;

Выборочные опросы;

Сплошные опросы

Сбор первичной информации (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг).

Интервьюирование

Метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов опроса.

Индивидуальные интервью;

Парные интервью;

Групповые интервью;

Массовые интервью;

Глубинное интервью;

Свободное интервью;

Фокусированное интервью;

Стандартизованное интервью; Направленное интервью;

Ненаправленное интервью;

Опосредованное интервью.

Сбор данных (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об

ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг.

Наблюдение

Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного исследования.

Систематическое наблюдение;

Случайное наблюдение;

Непосредственное наблюдение;

Опосредованное наблюдение;

Лабораторное (экспериментальное) наблюдение;

Полевое наблюдение;

Кратковременное наблюдение;

Длительное наблюдение

Сбор первичной информации (например, о реализации технологических процессов и операций, этапах создания и внедрения информационных систем).

Метод эксперт-ных оценок

Метод получения информации путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной области. Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы.

Метод комиссии;

Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи);

Метод Дельфи;

Метод

эвристического прогнозирования;

Метод обобщения независимых характеристик;

Метод простой ранжировки;

Метод задания весовых коэффициентов;

Метод парных срвнений;

Метод последовательных сравнений

Используется при определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования. Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных продуктов и услуг.

Анализ докумен-тов

Один из основных методов сбора данных, который направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах.

Традиционный анализ документов (внешний и внутренний);

Формализованный анализ документов (контент-анализ)

Используется в качестве основного метода при изучении различных видов документов; может также использоваться как

дополнительный метод при уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их проверки.

Контент-анализ

Формализованный метод исследования содержания информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.п.).

Предполагает систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов (слово, словосочетание, простое предложение) с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных.

Изучение массивов однородных документов (например, при анализе первичного и вторичного документальных потоков); анализ ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и т.п.

Фактор-ный анализ

Метод многомерной математической статистики, направленный на выявление и специфическое математическое выражение структур в системах случайных явлений. Используется для измерения взаимосвязей между признаками объектов и классификации признаков с учетом этих взаимосвязей.

Применяют в тех случаях, когда необходимо установить и выявить скрытые для исследователя факторы, по отношению к которым первичные эмпирические показатели гипотетически считаются производными. Например, при оценке полноты информации о выборке; при определении информативности итогового набора исходных переменных; при анализе объектов проектирования; при проведении пилотажного исследования.

Сравни-тельный анализ

Метод анализа информации, заключающийся в сравнении результатов исследований, проведенных на разных объектах или в разное время одним или разными исследовательскими коллективами с целью обобщения информации и обеспечения надежности полученных результатов.

Используется при обобщении результатов однотипных локальных исследований с целью получения выводов, касающихся крупных (масштабных) объектов. Например, при анализе рынка обеспечивающих средств информационных систем (программных, технических, лингвистических и т.п.), информационных продуктов и услуг, поисковых средств.

Ранжирование

Метод оценки переменной, когда ее значению приписывается место в последовательности величин (ранг), определяемое при помощи порядковой шкалы. Расположение объектов совокупности может в порядке возрастания или убывания величины соответствующих им вариантов.

Упорядочение первичных данных. Например, при анализе контента сайтов, исследовании рынка информационных продуктов и услуг, обосновании выбора конкретных обеспечивающих средств информационных систем. Широко используется в экспертном опросе.

Группировка

Метод, заключающийся в объединении по существенным признакам единиц наблюдаемого объекта в однородные совокупности. Группировка осуществляется как по качественным, так и по количественным критериям.

Дискретная группировка;

Интервальная группировка

Группировка при помощи простого суммирования однородных признаков;

Ранжирование;

Группировка на основе логически выделенных признаков;

Табулирование

Обработка материалов исследования; предварительное упорядочение первичной информации. Например, при анализе контента сайтов, исследовании рынка информационных продуктов и услуг, проектировании информационного обеспечения информационных систем.

Классифи-кация

Метод, заключающийся в распределении каких-либо объектов по классам на основе их общих признаков (свойств, характеристик или параметров объектов), сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания. Классификация осуществляется в соответствии с выбранным основанием деления.

Иерархический метод

Фасетный метод (метод параллельных классификаций)

Позволяет установить связи между изучаемыми объектами; служит основой для обобщающих выводов и прогнозов. Например, при рассмотрении предприятий, учреждений, организаций как объектов автоматизации, описании сложных объектов (информационных систем, баз и банков данных, сайтов, автоматизированных обучающих систем и т.п.), предполагающем установление их типов и видов.

Прогнозирование

Метод, предполагающий научное исследование перспектив развития какого-либо явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков их изменения. Направлено на определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.

Глобальное прогнозирование;

Нормативное прогнозирование;

Аналитическое прогнозирование

Определение перспектив развития информационных систем, сетей и технологий.

Моделиро-вание

Один из методов познания (отображения) и преобразования мира, сущность которого сводится к построению и изучению некоторой модели с последующим «переносом» полученных знаний на исследуемый объект.

Материальное моделирование: физическое, аналоговое

Идеальное моделирование: знаковое (графическое, логическое, математическое), интуитивное

Применяется в качестве универсальной формы познания при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности.

Применяется в тех случаях, когда объект познания недоступен непосредственному наблюдению и изучению. Например, при моделировании предметных областей, построении моделей баз данных, сайта и т.п.

Экспери-мент

Метод, в основе которого лежит специально поставленный опыт в определенных условиях, содержащих оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента.

Лабораторный эксперимент (эксперименты, осуществляющие эмпирическую проверку гипотезы или теории; эксперименты, в ходе которых происходит сбор необходимой эмпирической информации для уточнения предположенного);

Естественный эксперимент

Применяют в случаях, когда стоит задача выявления связей и зависимостей между изучаемыми явлениями. Осуществляется на проектной и послепроектной стадиях создания информационных систем. Например, в ходе проверки работоспособности созданной методики, технологии, базы данных, информационной системы, автоматизированной обучающей системы.