ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.09.12

Культурология стала рождаться 19 лет назад.

Зародилась в начале 90-х годов (логос –наука )

(1993 -1994 г.) –наука о культуре.

  • Искусство –зеркало жизни

Творчество –искажает реальность, что является неотъемлемой частью искусства.

  • Несовпадение расцвета культуры и искусства

Расцвет культуры наступает на почве «гниющей» культуры.

Деятель искусства нуждается в свободе, а культура вносит его в рамки.

Культурная антропология (племена) США

Социальная антропология (совокупность племен) Англия

Культурология

Историческая

Теоретическая

Накопление прошлого +создание новых тенденций

Новые ценности, которые изменяются в процессе развития общества.

Понятие культуры, возникновение и предмет культурологи.

В науке не выработано общее определение культуры. Их существует несколько сотен и каждый тип определения частичен:

  • Культурология как совокупность высших достижений человека: не включает народную культуру и обращено в прошлое.

  • Культура как традиции и обычаи определенного народа. Не включает интернациональный слой и обращено в прошлое.

  • Как совокупность новых ценностей данного общества. Не включает элемент творчества и изменение ценностей.

  • Как мир символов, символический текст. Не учитывает радикальное смещение в символизм в современную эпоху и не в символический слой.

  • Наиболее общее: как искусственный вид человека. Отдаляет культуру от природы, но ничего не говорит о самой культуре.

Таким образом, задача формулировки определения не решена, и это связано с наличием ряда объективных методологических трудностей, отражающих специфику культуры как явления и как понятия:

  1. Размытость границ культуры, проникновение ее буквально в каждое явление как проявление творческих сил человека.

  2. Связь культуры (особенно прил. культурный) с интересами и жизненной позицией определенных субъектов. Поскольку из каждого определения логически вытекает высокая культурность одних субъектов и не культурность других, то согласование позиций невозможно.

  3. Различные ракурсы видения культуры разными науками тоже не поддается согласованию.


Таким образом, очевидно невозможно дать единое, удовлетворяющее всех определение, обнимающее весь мир культур. Тогда реальнее поставить задачу определения лишь с точки зрения культурологи, но это требует предварительного выяснения: что такое культурология, как и зачем она возникла.

18в. чтение женской прически (развитость символизма), язык цветов.

Определения частичны. Причины:

  1. Культура во всем (свойство явления)

  2. Не имеет определенных рамок, границ (свойство понятия)

Спиноза 17в. отсутствие интереса к фактам.

Нет определенной сферы деятельности, которую можно было бы отнести к культуре в чистом виде.

Уничтожение национальных традиций, особенностей разрушают национальную культуру.

Культура как национальное творчество, цивилизованность, …

Тибет –цитадель культуры.

Развитие творческой приспособленности в отсутствие технологии.

Культура –человеческий способ накопления и переработки информации.

Невозможность согласовать понятия культурологи.

17.09.12

2-ой тезис

Таким образом проблема определения культуры оказывается связанной с вопросами о том, что есть культурология.

Культурология возникает в 19в. как ответ на практические потребности общества и как преодоление теоретического кризиса в науках о культуре, оказавшихся не способными удавлетварить эти потребности.

К 19в. европейская практика торговли, дипломотических контактов и особенно колониальных захватов разрушило прежние наивные представления о том, что весь мир, все народы и все люди в принципе одинаковы и похожи на европейцев. Оказалось, что мы живем в мире, где нет единого человечества и единой культуры, а есть множество культурных систем, не только разных, но и часто противоположных друг другу в понимании одних и тех же явлений и в практической деятельности в схожих ситуациях. Тогда потребовалась для эффективности любой деятельности найти целостное понимание каждого культурного мира и его возможных реакций на европейскую активность.

Но при этом оказалось, что ни одна из наук о культуре не видит и не понимает культуру таким образом, а значит не может дать нужного ответа. Философия культуры занималась лишь абстрактной культурой человечества, постоянно путая её с европейской культурой, а более узкие науки (история, этнография, искусствоведение) изучали лишь детали культурной жизни отдельных эпох и народов, не понимая эти культуры в целом.

В этой ситуации и возникла культурология, как особая наука о культуре, понимающая под культурой процессы зарождения, развития, взаимодействия и гибели особых культурных систем, культурных миров человечества. Это и предмет культурологи и её определение культуры с точки зрения данной науки. Соответственно, основным методом стал сравнительный анализ культур, а основной задачей- взаимопонимание народов, как основа успешного взаимодействия.


Европа- самая агрессивная культура.

Начиная с 16в. только Европа ставит своей целью завоевать весь мир.

Англия гордо заявляла, что солнце никогда не заходит над британской империей.

Для того, чтобы завоевать мир, Европейцы сделали многое. В основе лежит неверная идея- идея, что весь мир одинаков и все такие же как они.

Народы разные, не стоит ровнять всех под одну гребенку. Понимание у всех разное.

Традиции народов, их миропонимание нужно сначала понять и разобраться в них, если есть цель захватить мир.

Культуры народов различны.

Восстание индийцев против англичан из-за нарушения традиции неприкосновенности священного животного.

Вывод: идея не подходит.

Ни одна из наук о культуре не может дать ответ на вопрос что же такое китайская культура.

Китай – всемогущая цивилизация, а все остальные варвары.

Философия культуры: Фихте, Кант, Гегель, но они писали об абстрактной культуре. Фактически описывали Европейскую культуру.

Мир делится на противоположности, а их борьба ведет к развитию.

Этот тезис относится, в основном, только опять же к Европейской культуре.

Пример: Инь и янь- они противоположности, но борьбы между ними быть не может.

Культурология рассматривает культуры со всем их разнообразием. Индия, Россия, Китай…

Задача- добиться понимания.

Тезис3

В культурологи существует множество школ и направлений, большинство из которых взаимодополняют друг друга, но есть 2 крупных направления, которые не полностью совместимы и ведут борьбу друг с другом:

  1. Можно назвать прогрессизмом. Его сущность: история и культура человечества едины, все народы идут одним путем- путем прогресса, только передовые (Европа) ушли далеко вперед, а другие отстали и должны догонять. Все культуры стремятся к одним целям, развиваются по одним законам и проходят одни этапы развития. Постепенно, ве народы воспримут передовую европейскую культуру и образуется единое человечество по европейским образцам с небольшими добавлениями из других культур.

  2. Противоположное направление можно назвать органическим. Его суть: нет никакой единой истории и культуры человечества. Реально есть лишь отдельно культурные миры (цивилизации), которые рождаются, расцветают и гибнут, частично взаимодействуя друг с другом. Каждая стремиться к своей цели и живет во многом по своим законам, проходя свои этапы развития. Общими являются лишь возрастные этапы (молодость, расцвет, старость), но и они специфичны для каждой культуры. По степенно, обмениваясь достижениями, цивилизации создают общий культурный фонд человечества и только в этом смысле можно говорить о каком-то прогрессе, но никакого единого пути развития нет, а следовательно нет передовых и отсталых народов, все культуры равноправны и имеют право на жизнь.


14-15вв. эпоха географических открытий, с целью все той же захватить мир.

Цели у европейцев и китайцев (поиск источника живой воды, которая дает долголетие) разные.

Россия вечно борется за справедливость.

Разнообразие образов жизни и целей огромно.

Культура как живая система.

Во второй половине 20в. наиболее перспективным методом науки становится системный подход.

Его сущность:

Мир состоит не из отдельных элементов или даже взаимосвязанных элементов. Он устроен по семейному принципу. Все явления сгруппированы в своеобразные семьи- системы, внутри которых связи на столько сильны, что для внешнего взгляда система кажется единым целым, а не группой. Между системами связи гораздо слабее. В ней важны не сами элементы, которые взаимозаменяемы, а именно способ их взаимосвязи, их организации. Важнейший закон систем- радикальное изменение элементов или их гибель при попадании в новую систему. Системы входят элементами в более крупные системы и таким образом весь вид- это совокупность систем.

Современное системное мышление возвращается к древнейшей идее человечества о том, что все вокруг живое изменяется ввиду того, что высоко организованные системы называют органическими, и это подтверждает тот факт, что по своим функциям и поведению каждая система подобна живому организму. Всегда борется за продление своего существования, за жизненные ресурсы. При определенных условиях она растет и размножается, осуществляя своеобразное питание, т.е. обмен веществом, энергией и информацией с окружающего мира.

  1. Поскольку культура общепризнанно считается органической системой, то ее можно рассматривать под этим углом зрения, т.е. как живую систему, подобие живого организма. В литературе давно проводились аналогии между культурой и организмом, но это лишь аналогии. Только системное мышление делает эти аналогии логически обоснованными и понимание культуры как живой системы можно рассматривать как своеобразный комплексный метод изучения культуры, позволяющий увидеть в ней новые и необычные характеристики и объяснить некоторые явления, не понятные с других позиций.

08. 10.12

4) Подобный подход предполагает рассмотрение культуры через призму характеристик, свойственных любому живому организму. Одной из них является понятие возраста культуры. Наиболее развитая теория такого возраста является учение Л.Н.Гумилева об этно- и культурогенезе. Его достоинство в том, что оно рассматривает закономерную смену возрастных этапов в каждой культурно системе и соответствующую смену систем ценностей, присущих каждому этапу. Все люди делятся на 2 сорта: обыватели(формируют и хранят народные традиции, не творец) и пассионарии (противоположны обывателям, люди страсти, люди длинной воли- грандиозные проекты…). Они различаются жизненной энергией. Создание новой культуры начинается с создания нового народа.


Солнечная активность влияет на активность людей- Чижевский. Гумилев согласен, но еще добавляет воздействие дальнего космоса. Хорошее условие жизни. В это время растет число пассионариев и при этом традиционное общество начинает ломаться. Им не удобно жить в обществе, с законом, традицией. Общество отвергает их и они организуются в новое общество.

Пассионарный подъем- система ценностей героическая, основное занятие война, цель создание нового гос-ва по средствам войны. Пассионарное заражение: психологическое (женщина доводит мысль о изменении общества, выдвигает требование быть героем, итог –мужчина –псевдопассионарии ) и генетическое (женщина становится пассионарием во время своего романтического периода, но в данный период романтизм остается на всю жизнь).

…………………………………………………………………………………....

15.10.12

5) Концепция Гумилева может быть заполнена по следующим пунктам: а) в жизни культуры имеется не один (как у Гумилева), а целый ряд возрастных кризисов при каждом переходе от одного этапа к другому. Б) теория возраста должна включать не только заражение пассионарностью, но и заражение индивида возрастом своей культурной системы. В) понятие возраста должно определять возможность сравнения культур, поскольку нельзя сравнивать культуры разного возраста. Г) поскольку возраст культуры не автоматически связан с историческим возрастом, а в большей степени системой ценности, то возможны варианты через кризис обновление и омоложение культуры, создание более молодой системы ценностей.

6) Характерной способностью живых организмов является способность к размножению, культура так же способна размножаться 2-мя способами: делением (почкованием) и своеобразной гибридизацией.

При делении внутри данной системы образуются и усиливаются различия на определенной территории (религиозные, политические, экономические ит.д.), а затем постепенно возникает перегородка и происходит отделение от старой системы и образование нового народа и культуры. Большинство современных культур –результат деления и гибридизации более древних культур.

Арийцы:

Западная Европа

Иранцы

Индусы

Славяне:

Южные славяне

Западные славяне

Восточные славяне:

Киевская Русь:

Белорусы

Украинцы

Русские

12.11.12

Культура как субъект деятельности. Совокупная личность.

Тезис1

Понимание культуры как живой системы отражает только низшие уровни её деятельности, связанные с обеспечением существования, но культура не только живет, она стремиться к определенным целям, реализует свои задачи, проекты и ценности. В каком-то смысле каждая культура народа –это эксперимент на тему: А что будет, если пойти таким путем и сделать главными именно такие ценности?