Файл: Разработка комплекта мебели для рабочего пространства в скандинавском стиле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Дизайн – художественно-техническое проектирование изделий
с высокими потребительскими, эстетическими, функциональными, технологичными свойствами, деятельность по обеспечению комфортной предметной среды для жизни человека.

Тема курсовой работы – разработка комплекта мебели для рабочего пространства в скандинавском стиле.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью обеспечения комфортной жизнедеятельности человека, создания благоприятных условий для жизни в квартире.

Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Разработка комплекта мебели для рабочего пространства в скандинавском стиле».

Степень разработанности темы. При написании курсового проекта
в качестве методологической базы были выбраны труды дизайнеров, архитекторов и писателей, таких как Шимко В.Т. – кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института, Барташевич А.А.
и Мельников А.Г., книга которых была взята в качестве одного из основных литературных источников для написания работы, а именно «Основы художественного конструирования», Вадим Портнов – российский дизайнер и проектировщик, Ефимов А.В. – преподаватель Московского архитектурного института, Лукаш А.А. В работе также были использованы различные дизайн-журналы и журналы с архитектурным содержанием, сайты дизайнеров
и компаний, занимающихся разработкой мебели.

В качестве основных источников выбрано несколько трудов. В «Основах художественного конструирования» Барташевича А.А. рассмотрены формообразующие свойства предметов мебели, различные композиционные решения расстановки мебели в интерьере. На книгу Ефимова А.В. «Дизайн архитектурной среды» я буду опираться при изучении композиционного формообразования объектов дизайна, композиционных особенностей интерьерных пространств, колористики как предмет формообразования, а также изучу поэтапную разработку архитектурно-дизайнерского решения.
Для изучения выбранного для комплекта мебели материала – дерева, будет использована книга «Основы конструирования изделий из древесины» Лукаша А.А. В этой книге дана классификация мебели, описаны материалы, используемые для создания мебели, технологии производства, приведены исследования современных тенденций в дизайне мебели и интерьеров, а также имеется раздел с технико-экономическими расчетами на производимые изделия. Выбранные источники удобны тем, что в них присутствует визуальный ряд, позволяющий наглядно рассмотреть изучаемую тему на примерах.


Объектом исследования является дизайн, а также все необходимые
информационные материалы для дальнейшего проектирования комплекта мебели.

Предметом исследования является комплект мебели, включающий в себя 3 составляющие (3 предмета).

Цель курсового проекта – разработка комплекта мебели, обладающего высокими эстетическими, функциональными, технологическими свойствами.

Задачи курсового проекта, опираясь на которые будет проходить дальнейшее исследование и макетирование выбранных объектов сбор необходимой для дальнейшего проектирования информации, создание авторской концепции, изучение эргономических требований, предъявляемых
по отношению к мебели для рабочего пространства, составление эскизных разработок, расчет всех необходимых параметров проектируемой мебели, создание комплекта мебели в масштабе, используя материалы, изучение ценообразующих факторов, расчет технико-экономических параметров готового изделия.

Методами научных исследований, применяемыми в данной работе, являются аналитический метод, заключающийся в изучении исследуемого объекта в нужной для работы мере, метод аналогий, позволяющий изучить аналоги в рассматриваемой сфере деятельности для проектируемого комплекта мебели, рассмотреть технологические процессы создания подобных предметов, эстетические и функциональные свойства. Также в работе будет применен эмпирическо-теоретический метод абстрагирования, суть которого заключается в выделении необходимой информации, интересующей меня
для выполнения данной работы, в анализировании и обобщении полученной информации, а также подведении итогов.

Данный курсовой проект состоит из трех глав: исследовательско-аналитической, проектно-графической и технолого-экономической. В первой главе изучаются и анализируются все необходимые для проектирования данные, такие как история развития офисной мебели, современные тенденции в дизайне мебели для рабочей зоны, классификация, формообразующие свойства предметов мебели, используемых в рабочей среде, а также исследование материалов. Во второй главе, носящей практический характер, проводятся исследования практического характера, необходимые для понимания самой сути макетирования и конструирования предметов мебели, изучается информация
о технологиях производства мебели, эргономических требованиях, рассчитываются размерные параметры. Также во второй главе выполняется графическая составляющая проекта, подразумевающая разработку эскизного предложения комплекта мебели, выполнение технических чертежей с ранее рассчитанными размерными параметрами. В третьей технолого-экономической главе будет проводится анализ ценообразующих факторов, влияющих
на себестоимость итогового комплекта мебели, рассчитываются технолого-экономические параметры, учитывающие все особенности производства.


ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Исследовательско-аналитическая глава подразумевает сбор необходимой для дальнейшего проектирования информации. В этой части будут изучены исторические сведения о развитии мебели для рабочего пространства
и композиционных решений расстановки предметов мебели, современные тенденции в дизайне мебели, информация о скандинавском стиле, исследования материалов, выбранных для комплекта мебели.

История развития мебели для рабочего пространства

Впервые офисы с полноценными кабинетами появились в итальянских республиках времен эпохи Возрождения. Развитая экономическая система торговых республик значительно повлияла на расширение рабочих пространств. В то время на человека приходилось примерно 15–20 квадратных метров, которое он был вправе занимать. События более поздних времен указывают
на уплотнение рабочего места – сотрудники ютились на небольших площадях. Эргономический переворот случился вследствие индустриализации
и урбанизации государств, что повлияло на появление полноценных офисных помещений открытого типа. Однако в России данный тип рабочего пространства был менее популярен и распространен, нежели кабинетная система организации. В то время в России преследовалась идея рационализации рабочего пространства, это привело к резкому уплотнению рабочих зон – сотрудники были вынуждены работать за маленькими неудобными столами, нагроможденными близко друг к другу[1]. В середине ХХ века в связи с упадком цен на печатные машинки, занимающие много места, появился новый вид столов в виде букв «Г» и «Т», в конструкциях которых к основному столу присоединяется дополнительный (приставной). В 70–80 годах ХХ века рабочие пространства претерпевают довольно значительные изменения – производители стали выпускать большие длинные столы, это обусловлено частой необходимостью ведения переговоров, совещаний, встреч. Также, в то время появились офисные перегородки, применяемые на территориях открытого типа, позволяющие отделить сотрудников от зрительного контакта, мешающего
в процессе рабочей деятельности, без изменения большого количества пространства. В 80-х годах появились первые выдвижные полки-подставки
для клавиатуры.

Более того, столы стали мобильными, произошло это благодаря колесным опорам, дающим работнику возможность перестановки мебели в любой момент[2]. В начале 80-х большое внимание стали уделять эргономике рабочего пространства, зона, рассчитанная на одного сотрудника, постепенно увеличивалась до 8–10 метров[3].


Развитие беспроводных систем привнесло в рабочие зоны значительные изменения: на рабочем месте стало меньше проводов, стационарны телефонов, громоздких компьютеров, занимающих большое пространство на столе.
У сотрудников появилась возможность работать на дому.

Современные тенденции развития дизайна мебели

Мебель для рабочего пространства играет важную роль и оказывает прямое воздействие на результат – работая за неудобной мебелью, находясь
в необустроенном пространстве, производительность труда будет уменьшатся, человек будет в неподходящем для работы настрое, результат, скорее всего, будет не таким удачным, как мог бы быть, будучи выполненным в правильно созданном рабочем пространстве. Важно изучить основные тенденции в дизайне рабочей (офисной) мебели, это поможет спроектировать наиболее удобную
и подходящую для работы обстановку.

По мнению психологов, мебель со сглаженным углами, будь то стол, шкаф или стул, оказывает благоприятное воздействие на человека, находящегося в частом контакте с этой мебелью, настраивает человека на позитивный
и продуктивный лад. Используя такую мебель в офисе можно добиться более теплой и дружественной атмосферы, что немаловажно при работе, будучи окруженным большим количеством людей (свойственно для офисов).

Комплект мебели для рабочего пространства обычно состоит из многих предметов. Человеку, работающему в таком пространстве, может в любой момент потребоваться перестановка, в целях достижения наибольшего удобства и т.п. По данным соображениям приветствуется, если вся мебель будет мобильной, не громоздкой, это позволит производить перестановку рабочего пространства в любой момент.

Многофункциональность и организованность также играет немаловажную роль в рабочей мебели. Во время работы человека не должно
что-либо отвлекать, у человека должна быть возможность сконцентрироваться на работе, а потому наличие большого количества ненужных отвлекающих предметов на рабочем столе, к примеру, могут затруднять работу, замедлять производительность труда. Обязательно наличие специальных предметов мебели, предназначенных для организации и «складирования» канцелярии, документов[4]. Такую роль выполняют различного рода тумбы, комоды
для канцелярии, шкафы, полки и т.д.


Для достижения максимального удобства и концентрирования внимания на работе, рабочие зоны должны быть выполнены в минимальных, спокойных, не отвлекающих человека от работы и не нагружающих ум цветовых решениях. Ранее в обустройстве рабочей зоны нередко сочетались светлые стены и мебель, выполненная в темных тонах, однако по прошествии времени, психологи провели опросы, некоторые тесты и пришли к выводу, что такое цветовое решение вызывает зрительное переутомление, снижение продуктивности[5].

Соблюдая тенденции в дизайне рабочей мебели шансы
на проектирование удобной, функциональной мебели увеличиваются.
 

1.3. Формообразующие свойства мебели

Формообразующие свойства необходимо учитывать при наполнении интерьера предметами мебели. Они включают в себя геометрические характеристики, форму, цвет, фактуру, величину и т.д.

Корпусная мебель из древесины должна гармонично сочетаться
с пространством, в котором она располагается, поэтому важно продумать внешний вид мебели, подобрать наиболее подходящую фактуру материала, обеспечить цветовую организацию.

При разработке концепции комплекта мебели целью было создание предметов простой формы и неброского колористического решения,
не отвлекающего от умственной работы, но в тоже время создание удобного комплекта мебели, способного обеспечить полную организацию на рабочем месте. Использование древесины в качестве основного материала позволит создать простую форму без особых усилий. Из древесины можно сделать более легкую и утонченную мебель, если потенциальный потребитель женского пола, или более тяжелую и массивную, если мужского. Комплект мебели, проектируемый в рамках данной курсовой работы, не ориентирован
на определенный пол, он является универсальным, потому
для формообразования будет выбран оптимальный вариант величины и всех размерных характеристик.

Исследование скандинавского стиля, отличительные черты

Рассмотрев и проанализировав стилевые направления в интерьере дизайна, был выбран скандинавский стиль. Данный стиль можно охарактеризовать простотой, легкостью, практичностью, универсальностью. Скандинавский стиль выглядит современно и сдержанно, но одновременно
с этим, элегантно.