Файл: М.Д. Скурский Обоснование сущности, последовательности, методов и методики, объемов работ инженерно-геологического обеспечения проектирования строительства, реконструкции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размещение горных выработок

 

 

 

 

Сооружения

расстояние

расстояние

расстояние

 

 

Глубина

 

по оси

на попе-

между по-

горных выработок

 

 

трассы, м

речниках, м

перечника-

 

 

 

 

 

 

 

 

ми, м

 

 

 

 

 

 

Насыпи

и выемки высотой (глубиной

):

 

 

 

До 12 м

 

 

 

 

Для насыпей 3-5 м на

 

 

100-300 и в

 

 

слабосжимаемых и

10-

 

 

 

 

15

м на сильносжимае-

 

 

местах пе-

 

 

 

 

 

 

мых грунтах. Для вы-

 

 

рехода вы-

25-50

100-300

 

 

емок в на-

 

 

емок на 1-3 м ниже глу-

 

 

 

 

бины сезонного промер-

 

 

сыпи

 

 

 

 

 

 

зания от проектной от-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

метки дна выемки

 

Более 12 м

 

 

 

 

Для насыпей 5-8 м на

 

 

 

 

 

слабосжимаемых или на

 

 

50-100 и в

 

 

полную

мощность

на

 

 

 

 

сильносжимаемых грун-

 

 

местах пе-

 

 

тах

с

заглублением

в

 

 

рехода вы-

10-25

50-100

скальные или слабосжи-

 

 

емок в на-

 

 

маемые на 1-3 м; а при

 

 

сыпи

 

 

большей мощности силь-

 

 

 

 

 

носжимаемых грунтов –

 

 

 

 

 

не менее полуторной вы-

 

 

 

 

 

соты насыпи

 

Искусственные

сооружения

при переходах

трасс через

водотоки, лога, овраги

 

Мосты,

путе-

В местах за-

 

 

 

 

 

 

проводы,

эста-

ложения

 

 

 

 

 

 

кады и др.

 

опор по 1-2

 

 

 

 

Согласно

 

 

 

выработки

 

 

 

 

 

Водопропускные

В точках

 

 

 

[45, пп. 8.5, 8.7]

 

трубы

 

пересечения

10-25

 

 

 

 

 

 

 

с осью тру-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бы

 

 

 

 

 

 

Более подробные указания по полевым и лабораторным исследованиям грунтов рассматриваемой стадии учтите по [45]. Это же касается геофизических, гидрогеологических исследований и других видов работ.

При обосновании методов и методики инженерно-геологических изысканий по мостовым переходам учтите также рекомендации, изложенные в [17].


18

2.1.Инженерно-геологические изыскания по мостовому переходу

исвязанным с ним коммуникационным сооружениям стадии рабочих чертежей

Основными задачами инженерно-геологических изысканий на стадии рабочего проектирования являются установление инженерногеологических условий основания каждой опоры моста, изучение условий участков размещения сооружений, положение которых изменено, и мест строительства вновь проектируемых постоянных и временных зданий и сооружений. Для этого предусмотрите следующие основные виды инженерно-геологических изысканий: разведочное бурение, ла-

бораторные исследования; режимные наблюдения, начатые в стадии разработки технического (рабочего, инженерного) проекта; инженерногеологическую съемку, геофизические работы; разведочные работы и опробование грунтов на участках перетрассировок, изменения положения сооружений, зданий и по трассам подъездных путей [27; 45; 52].

Примерные объемы разведочных работ для обследования основания одной опоры (устоя) средних и больших мостов и для различных инженерно-геологических условий указаны в ниже следующей таблице, а для малых мостов – согласно [52].

Для больших мостов одну скважину предусмотрите по центру площади фундамента проектируемой опоры, две скважины – по краям опоры на ее оси в равных расстояниях от оси моста, третью скважину – по оси моста у одной из длинных сторон опоры так, что в плане точки всех трех выработок образуют треугольник. Четыре скважины расположите по углам ромба, вписываемого на плановом очертании фундамента опоры: две из этих выработок должны быть на оси мостового перехода (табл. 7).

Из скважин предусмотрите отбор образцов, монолитов пород и проб воды для лабораторных исследований в том же составе и объемах, что и на стадии технического проекта [27; 45]. Опробованию должна подлежать каждая выработка, каждый слой грунта с определением их параметров природной прочности.

По глинистым грунтам несущей толщи предусмотрите испытания на сжимаемость, для набухающих – на влажность, величину и давления набухания, для просадочных – относительную просадочность. Также необходимо предусмотреть установление растворимости и размягчаемости в воде полускальных, соле-, гипсоносных и карбонатных пород.


 

19

 

 

 

Таблица 7

 

 

 

Инженерно-геологические условия

Число

Глубина разведки

основания проектируемой опоры

скважин

 

 

 

 

I. Простые

 

 

Благоприятные при ширине опор по

1

До 15 м

длинной стороне менее 15 м

 

 

 

 

 

То же, более 15 м

2

До 15 м

 

 

 

II. Сложные

1

На 5 м ниже поверхности прочных

В разрезе присутствуют пласты слабых1

 

пород2, но не более 40 м

грунтов, при ширине опор по длинной

 

 

стороне менее 15 м

 

 

То же, более 15 м

2

То же

Падение пластов и уклоны поверхности

2

На 5 м ниже поверхности прочных

прочных пород, подстилающих аллю-

 

пород, но не более 30 м

вий, превышают 15°, имеются карманы

 

 

выветрелых пород, глубокие размывы

 

 

В разрезе присутствуют пласты камен-

2-3

На 5 ниже подошвы толщи раство-

ной соли, гипса, ангидрита, соле- и гип-

 

римых пород, но не более 30 м

соносных пород

 

 

 

 

 

В толще известняков, доломитов, мела

2-3

На 5 м ниже подошвы горизонта

или мергелей имеются карстовые по-

 

карстования, но не более 30 м

лости

 

 

 

 

 

В разрезе присутствуют линзы и пласты

2-3

На 5 ж ниже подошвы подземных

подземных льдов, просадочные грунты

 

льдов, толщи просадочных грунтов,

 

 

но не более 30 м

 

 

 

В основании опор могут быть встрече-

3-4

На 5 м ниже поверхности массива

ны тектонические разрывы пластов и

 

пород, нарушенных разрывов, по-

блоков прочных пород и зоны дробле-

 

дошвы зоны дробления, но не более

ния

 

30 м

Под дном долины расположены по-

3-4

На 5 м ниже самой нижней поверх-

верхности скольжения оползней

 

ности скольжения оползня

В аллювии погребены глыбы и валуны

2-3

На 5 м ниже подошвы аллювия, но

скальных пород или аллювий подстила-

 

не более 20 м

ется валунной мореной, глыбовыми

 

 

скоплениями

 

 

1Слабыми являются илы, глинистые грунты текучей, текуче- и мягкопластичной консистенции и другие неплотные грунты.

2Под прочными подразумевают полускальные, скальные, крупнообломочные, моренные, песчано-глинистые породы дочетвертичного возраста и другие плотные породы.



20

Испытания грунтов в массиве, опытные работы, режимные наблюдения наметьте в том же составе и объемах, что при изысканиях для технического (инженерного) проекта согласно указанным выше нормативно-методическим документам.

Для инженерно-геологического обеспечения дорожных работ при их проектировании, реконструкции, ремонте в сложных геологических условиях при принятии решения по выбору принципа возведения земляного полотна основывайтесь на требованиях [12; 36; 49]. Эти же источники используйте при разработке и изложении методов и методики инженерно-геологических изысканий, аналитических исследований по участкам залегания слабых грунтов [32; 36, с. 7-29].

При инженерно-геологических изысканиях на участках слабых грунтов для инженерно-геологического обеспечения строительства, реконструкции, ремонта автодороги предусмотрите аэроизыскания с детальным дешифрированием аэрофотоматериалов. Ожидаемые результаты изложите согласно [32; 36].

При совмещении стадий рабочего (инженерного) проекта и разработки рабочей документации инженерно-геологические изыскания предусмотрите с учетом требований к обеим стадиям.

3. Инженерно-геологические изыскания для разработки проектов реконструкции дорог, мостовых переходов

В этих целях предусмотрите инженерно-геологические изыскания

вполном объеме (составе) согласно [4; 18; 19; 34; 45; 53]. Предусмотрите инженерно-геологическую съемку на участках, по

которым отсутствуют необходимые сведения, и в местах индивидуального проектирования; обследование дорожных одежд, определение состава и состояния грунтов земляного полотна и грунтов оснований с заложением выработок и выполнением пенетрационных работ. Предусмотрите также обследование пучинистых участков, выявление и разведку месторождений грунтовых строительных материалов.

21

4.Инженерно-геологические изыскания при реконструкции автомобильных дорог для разработки рабочего проекта ремонта дорожной одежды

Предусмотрите инженерно-геологические исследования на участках дороги, где имели место деформации: пучины, оползни, сплывы откосов и т.п. согласно [45]. В местах подобных деформаций предусмотрите подробное обследование напластований грунтов, наличия грунтовых вод, колебаний их уровней, условий стока поверхностных вод; состояние однородности грунта построенных насыпей. Во всех случаях разработайте конкретные мероприятия, исключающие в будущем повторение указанных геологических явлений [18; 54].

Для обследования существующей автодороги (вашего фрагмента) предусмотрите горнопроходческие работы в сочетании с бурением скважин, аналитическими работами для характеристики конструктивных слоев дорожной одежды по номенклатуре грунтов [8]; инженерногеологические исследования по выявлению и разведке резервов грунтов и т.д.