Файл: И.Л. Шевченко Исследование социально-экономических и политических процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра государственного и муниципального управления

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Программа и методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление"

Составитель И.Л. Шевченко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 13.05.03

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 8 от 14.05.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2004

1

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО

ВУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1.Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины "Исследование социальноэкономических и политических процессов" – получить полное представление о системном анализе и привить навыки его использования при исследовании социальных процессов.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Основные задачи изучения дисциплины:

-ознакомление с теоретическими основами исследования соци- ально-экономических и политических процессов;

-получение представления об основных компонентах системного анализа;

-получение представления о методах системного анализа и приемах их практического применения;

-развитие стремления и навыков применения системного анализа при исследовании социальных процессов.

1.3. Место дисциплины в учебном процессе

Курс "Исследование социально-экономических и политических процессов" в системе подготовки менеджера связан с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана. В теоретическом аспекте – с социологией, политологией и разработкой управленческих решений. Практическая часть курса базируется на знаниях, полученных студентами при изучении математики и социальной статистики.


2

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Распределение часов по темам и видам занятий

 

 

Количество часов

 

Наименование тем

всего

в том числе

 

лекций

практ.

 

 

 

 

 

 

занятий

1.

Социальные процессы

2

2

 

2.

Методологические основы научного познания

2

2

 

3.

Сущность и основные компоненты системного

 

 

 

анализа

2

2

 

4.

Методы сбора данных в социологических

 

 

 

исследованиях

2

2

 

5.

Экспертные методы системного анализа

4

1

3

6.

Метод структуризации

4

1

3

7.

Программы и организация исследований

2

2

 

 

ИТОГО

18

12

6

2.2. Наименование и содержание тем лекционных занятий

ТЕМА № 1. Социальные процессы Понятие социального процесса, различные виды социальных про-

цессов. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы; управляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства и особенности, классификация.

ТЕМА № 2. Методологические основы научного познания Наука и понятие научного знания. Методы исследований и их

классификация, определения общенаучных методов исследований (наблюдение, сравнение, счет и др.). Подразделение методов научного познания на уровни: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический. Конкретно-предметные методы исследований.

ТЕМА № 3. Сущность и основные компоненты системного анализа

Системный анализ: возникновение, различные трактовки и определение. Последовательность "цель – пути достижения цели – потребные ресурсы" – логическая основа системного анализа. Формирование


3

целей исследования: анализ проблем и целей, основные трудности выявления целей, критерии и ограничения. Пути и ресурсы проведения исследований. Модели системного анализа и основные требования к ним. Различные классификации моделей.

ТЕМА № 4. Методы сбора данных в социологических исследованиях

Прямое наблюдение: определение, классификации, основные проблемы и недостатки. Определение и классификации документальных источников. Анкетные опросы и интервью: определение, классификации, преимущества и недостатки. Психологические процедуры: психологические тесты, проективная техника, социометрическая процедура.

ТЕМА № 5. Экспертные методы системного анализа Классификация и область применения методов системного анали-

за. Сущность экспертного оценивания. Подбор экспертов. Индивидуальные характеристики экспертов. Виды экспертных опросов: анкетирование, интервьюирование, метод коллективной генерации идей, метод Дельфи, дискуссия и совещание. Различные подходы к оцениванию (ранжирование, численная оценка, нормирование и др.). Методы обработки результатов опроса. Проверка согласованности и достоверности экспертных оценок.

ТЕМА № 6. Метод структуризации Сущность метода. Построение дерева взаимосвязей. Особенности

построения дерева мероприятий. Критерии и логические принципы определения коэффициентов относительной важности. Применение метода структуризации.

ТЕМА № 7. Программы и организация исследований Программа и особенности организации теоретико-прикладного

исследования. Условия и логика развертывания прикладного исследования. Оценка эффективности предлагаемых решений. Специфика программы и организации прикладного исследования.

4

2.3. Практические (семинарские) занятия, их наименование и содержание

Занятие 1. Использование методов экспертных оценок Цель занятия состоит в том, чтобы научиться применять следую-

щие методы: ранжирование, численная оценка, нормирование и др. Кроме этого, необходимо освоить основные приемы обработки результатов экспертного опроса, а также научиться проверять согласованность оценок экспертов.

Занятие 2. Метод структуризации Изучение данного метода происходит на конкретном примере. За-

дание заключается в том, чтобы построить дерево взаимосвязей для предложенной преподавателем цели или проблемы. Затем необходимо с использованием методов экспертных оценок рассчитать коэффициенты относительной важности для всех элементов построенного дерева взаимосвязей.

3.ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ИМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

3.1.Методические указания по выполнению контрольных

работ

Контрольная работа – важный компонент учебного процесса. Она является решающей формой самоконтроля, а также контроля студента со стороны преподавателя. В то же время контрольная работа выступает и как средство приобретения и углубления знаний студентом. Таким образом, контрольная работа носит и обучающий, и контролирующий характер.

Контрольная работа выполняется и высылается для рецензирования до вызова студента на сессию. В период сессии контрольные работы не рецензируются. Сроки выполнения письменной контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться.

Если работа не зачтена, студент обязан ее переработать с учетом замечаний преподавателя. Направляя работу на повторное рецензирование, следует приложить к ней незачтенную контрольную со всеми замечаниями преподавателя.

К выполнению контрольной работы следует приступать, когда самостоятельно пройден весь учебный курс.


5

Прежде чем приступить к письменному изложению своего варианта контрольной работы, студент должен сделать обзор литературы по теме контрольной работы и осмыслить отобранную информацию. Затем необходимо составить план контрольной работы, в котором отражается ее структура и последовательность изложения.

При изучении литературы, необходимой для написания контрольной работы, целесообразно делать выписки с указанием источника и страницы. Эта информация будет использоваться при окончательном оформлении работы. После изучения литературы собранные материалы необходимо систематизировать и сгруппировать по вопросам плана контрольной работы.

Письменное изложение должно носить творческий характер. В контрольной работе желательно наличие самостоятельно составленных студентом примеров. Не следует увлекаться цитированием первоисточников.

При необходимости следует включать в контрольную работу схемы, графики, диаграммы и т. д.

Помимо литературы, указанной в перечне программы курса, студент может использовать монографии, брошюры, статьи по излагаемому вопросу и включить их в список используемой литературы. Отражение в контрольной работе последних публикаций по рассматриваемой теме будет свидетельствовать о вдумчивой работе студента.

Студент выполняет один вариант контрольной работы. Номер варианта, подлежащий выполнению, находится в зависимости от первой буквы фамилии студента (см. по приведенной ниже таблице).

Контрольные работы, выполненные без соблюдения приведенного в таблице варианта, не рецензируются и к зачету не принимаются. Изменение темы допускается только по согласованию с преподавателемрецензентом.

Освещение темы контрольной работы должно быть точным, четким, конкретным и аргументированным. При цитировании каких-либо авторов необходимо указывать источники. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику, сохранять все его особенности.

При ссылке на произведения отдельных авторов обязательно следует указать фамилию, инициалы автора, точное название произведения, издательство и дату выпуска. Если цитата взята из периодической печати, то обязательно указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, название периодического издания, его номер и дату выпуска.

6

Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст пишется чернилами или пастой черного (синего) цвета, разборчиво и четко, без грамматических и стилистических ошибок. Работа может быть выполнена и машинописным текстом. Контрольная работа выполняется в ученической тетради или на листах формата А4. Объем работы должен составлять 25-30 страниц рукописного текста или 10-15 листов машинописного текста. Если контрольная работа выполнена в двух отдельных тетрадях, то они скрепляются или сшиваются. Страницы нумеруются при любом варианте оформления работы.

Контрольная работа должна содержать: план, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Все указанные в плане пункты обязательно должны быть выделены в тексте. Список литературы должен включать не менее трех источников.

В конце контрольной работы студент ставит личную подпись и дату завершения работы. Следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя.

На титульном листе (обложке) контрольной работы необходимо указать фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, специальность, курс, факультет, группу, в которой учится студент и др. (см. приложение).

ПОМНИТЕ! На сессию студент должен явиться с уже проверенной контрольной работой и рецензией преподавателя.

3.2. Варианты контрольных работ

Начальная буква

№ варианта

Начальная буква

№ варианта

фамилии

контрольной

фамилии

контрольной

студента

работы

студента

работы

А

4

Н

6

Б

13

О

9

В

7

П

16

Г

19

Р

8

Д

10

С

6

Е

5

Т

17

Ж, З

19

У

2

И

7

Ф

12

К

18

Х, Ч

17

Л

11

Ш, Щ

3

М

14

Ц, Э

15

 

 

Ю, Я

1


7

Вариант 1. Методологические основы научного познания. Вариант 2. Политические процессы.

Вариант 3. Социологические исследования. Вариант 4. Модели системного анализа.

Вариант 5. Логические основы системного анализа. Вариант 6. Элементы системного анализа. Вариант 7. Модели социальных процессов.

Вариант 8. Общая характеристика методов системного анализа. Вариант 9. Экспертные методы системного анализа.

Вариант 10. Методы сбора данных в социологическом исследовании. Вариант 11. Подбор и опрос экспертов.

Вариант 12. Метод коллективной генерации идей.

Вариант 13. Анкетирование и интервьюирование как методы сбора данных.

Вариант 14. Метод Дельфи.

Вариант 15. Совещание и дискуссия как виды экспертного опроса. Вариант 16. Обработка экспертных оценок.

Вариант 17. Метод структуризации. Вариант 18. Психологические тесты.

Вариант 19. Программа и организация исследований.

4.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1.Понятие социальных процессов, их виды и типы.

2.Общенаучные методы исследований.

3.Сущность и основные понятия системного анализа.

4.Логическая основа системного анализа.

5.Формирование целей исследования.

6.Пути достижения поставленных целей и ресурсы для этого.

7.Модели системного анализа.

8.Критерии, используемые при проведении системного анализа.

9.Прямое наблюдение как метод сбора первичных эмпирических данных.

10.Анализ документов.

11.Анкетирование как метод сбора данных.

12.Интервьюирование как метод сбора данных.

13.Социометрическая процедура.

14.Понятие, классификация и область применения методов системного анализа.

8

15.Общая характеристика экспертных методов.

16.Подбор экспертов.

17.Метод коллективной генерации идей.

18.Дискуссия и совещание как виды экспертного опроса.

19.Метод Дельфи.

20.Ранжирование и численная оценка.

21.Составление сценариев.

22.Сущность метода структуризации.

23.Построение дерева взаимосвязей.

24.Особенности построения дерева мероприятий.

25.Критерии определения коэффициентов относительной важности.

26.Логические принципы определения коэффициентов относительной важности.

27.Применение метода структуризации.

28.Программа и особенности организации теоретико-прикладного исследования.

29.Условия и логика развертывания прикладного исследования.

30.Специфика программы и организации прикладного исследования.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статистика, 1980. – 263 с.

2.Голубков Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. – М.: Экономика, 1982. – 160 с.

3.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. – М.: Эко-

номика, 1984. – 176 с.

4.Кричевский А.И. Исследование систем управления: Курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – 135 с.

5.Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов. – М.: Высш. шк., 1989. – 400 с.

6.Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: Учеб. – 3-е изд. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 396 с.

7.Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М., 1998. – 280 с.

8.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во "Самарский университет", 1995. – 331 с.