Файл: Экономические ресурсы торговой организации и эффективность их использования..pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность может быть обусловлена возможностью предприятия улучшать технико-экономические показатели своей деятельности, с помощью повышения рациональности экономических ресурсов, т.е. формирование рыночных отношений, предполагает конкурентную борьбу между различными производителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды экономических ресурсов. Более полное и рациональное использование экономических ресурсов: основных фондов и производственных мощностей предприятия, трудовых ресурсов, способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличение выпуска продукции. Экономические ресурсы составляют основу деятельности предприятия независимо от его формы собственности и сферы деятельности. От эффективности использования экономических ресурсов зависит конкурентоспособность предприятия в сложившейся экономической среде.
В производственной деятельности предприятия имеют и используют определенные виды капитала: основной капитал (машины, здания, сооружения), трудовой капитал (трудовые навыки, производственный опыт), оборотный капитал (денежные инвестиции). В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой и расходами предприятия за определенный период времени. Расходы предприятия и отражают его вложения в экономические ресурсы, при этом под экономическими ресурсами понимают вложения в основные, оборотные средства и трудовые ресурсы. Одним из возможных направлений увеличения прибыли предприятия является минимизация его расходов на формирование экономических ресурсов для выпуска определенного объема продукции, т.е. повышение эффективности использования экономических ресурсов. Даже если предприятие является некоммерческим, увеличение эффективности использования ресурсов позволяет ему в полном объеме выполнить стоящие перед ним цели и задачи. Необходимо отметить, что объемы и структура экономических ресурсов зависит от специфики деятельности предприятия. В современной экономике разработан ряд методов, позволяющих оценить эффективность использования экономических ресурсов на предприятии. Также отметим, что при оценке эффективности использования ресурсов на предприятии необходимо учитывать динамику рассчитанных показателей за ряд методов, по сравнению со среднеотраслевыми показателями, а также с показателями других отраслей.
Цель данной работы - определить экономические ресурсы предприятия и эффективность их использования, - изучение эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов, исследование финансового состояния предприятия, выявление основные проблем деятельности и разработка рекомендаций по улучшению, как финансового состояния, так и использования всех ресурсов предприятия Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить понятие экономических ресурсов и их виды;
2. определить показатели оценки эффективности использования экономических ресурсов;
3. провести анализ эффективности использования ресурсов ОАО «Магазин Продукты»
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧСЕКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧСЕКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Экономические ресурсы торговли – это совокупность ресурсов, используемых в торговой деятельности, включая материальные, трудовые, эргономические, товарные, информационные, капитальные ресурсы (капитал). В качестве экономических ресурсов рассматриваются и финансовые ресурсы, денежный капитал.
Денежный капитал – капитал в денежной форме, в виде денежных средств. Образование денежного капитала обычно предшествует созданию на его основе физического капитала, средств производства, приобретаемых за счет денежного капитала и образующих производительный, товарный капитал.
Материальные ресурсы представлены средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления торговой деятельности.
Совокупность материально – вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда, представляют собой основные фонды торгового предприятия (в стоимостной оценке – основные средства). Основные фонды используются предприятием длительное время, в течение которого стоимость основных фондов постепенно переносится на издержки обращения.
В зависимости от назначения основные средства подразделяются на производственные (машины, торговое оборудование, здания и т.п.) и непроизводственные (жилищно-коммунальное хозяйство, поликлиники, клубы, детские сады и т.д.).
В зависимости от специфических особенностей участия в процессе производства основные фонды подразделяются на активные (машины, оборудование, транспортные средства) и пассивные, т.е. создающие условия для осуществления торговой деятельности.
В соответствии с типовой классификацией, основные средства подразделяются следующим образом:
1. Здания (производственно-технические, служебные и так далее);
2. Сооружения (инженерно-строительные объекты, обслуживающие производства);
3. Передаточные устройства (электросети, теплосети);
4. Машины и оборудование, в том числе:
- силовые машины и оборудование;
- рабочие машины и оборудование;
- измерительные и регулирующие приборы;
- вычислительная техника;
- прочие машины и оборудование.
5. Транспортные средства (внутрипроизводственные и внепроизводственные);
6. Инструменты и приспособления;
7. Производственный и хозяйственный инвентарь;
8. Рабочий и продуктивный скот;
9. Многолетние насаждения;
10. Капитальные затраты по улучшению земель;
11. Прочие основные средства.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные, арендованные, безвозмездно представленные.
По характеру участия в производственном процессе основные средства подразделяются на основные средства, находящиеся:
- в запасе;
- в эксплуатации;
- на консервации.
Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть работниками торговли в трудоспособном возрасте. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет их состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду.
Финансовые ресурсы представлены денежными средствами. Их источником являются инвестиционные средства, ценные бумаги, доходы от торговой деятельности (прибыль).
Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированных процессов в торговле.
Товарные ресурсы – продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.
Материально-техническая база торговли представляет собой совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.
Для осуществления коммерческой деятельности торговое предприятие должно располагать определенным имуществом. Имущество, находящееся в собственности или в оперативном управлении торговых предприятий, подразделяется на:
- недвижимое – земля, многолетние насаждения, здания, сооружения, воздушные и морские суда и т.п.;
- движимое – вещи, не относящиеся к недвижимым, включая деньги и ценные бумаги.
Эргономические ресурсы торгового предприятия следующие:
- торговое помещение магазина – часть помещения магазина, включающая
торговый зал и помещения для оказания услуг.
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей является розничная торговля. При осуществлении розничной торговли материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного пользования.
Понятие об экономических ресурсах является одной из основополагающих экономических категорий. В общем случае экономические ресурсы выражают собой совокупность источников, обеспечивающих осуществление конкретной хозяйственной деятельности вне зависимости от того, какие субъекты ее осуществляют, и в чем состоят их цели. Ресурсы используются коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями. Они используются также и домашними хозяйствами, функционирующими в качестве основной единицы в сфере потребления.
Оценивания важность экономических ресурсов, без использования которых хозяйствование не представляется возможным, следует определить их как фактор не только производства, но и потребления.
В переводе «фактор» означает «делающий». Интерес темы обращен к факторам производства, необходимым для выпуска продукции.
В экономических учениях прошлых периодов многие авторы выделяли в первую очередь такие факторы как труд, понимая под ним целенаправленную деятельность людей, и капитал, олицетворяющий собой некоторое имущество как сумму накопленных за истекшее время ценностей. К этому перечню добавляются природно-естественные факторы, представленные объектами и явлениями органического и неорганического мира. Такой состав факторов неоспорим, но воспринимается лишь номинально, поскольку не наполнен конкретным содержанием.
Термин «ресурс» означает в переводе «вспомогательное средство».
Ресурсы предприятия - это имеющиеся в наличии средства, обеспечивающие осуществление предпринимательской деятельности. Они используются и, в конце концов, потребляются субъектом для достижения поставленных целей. В литературе можно встретить укрупненную классификацию ресурсов. В ней выделяется две их категории. Материально-вещественные ресурсы представлены в предметной форме, в обозримых образах. Людские ресурсы имеют личностный характер, проявляющийся в способности к действиям и не сопровождаемый воплощением в каком-либо вещном образе.
С позиций субъекта предпринимательской деятельности, ориентированной на выработку определенной продукции, экономическими ресурсами являются те источники, которые конкретно необходимы для осуществления дела и решения хозяйственных задач. В этом случае в основе суждения лежат количественные характеристики конкретных ресурсов. Отношение к ресурсам приобретает большую значимость, поскольку они рассматриваются не только как расходуемые, потребляемые, ложащиеся в основу создаваемой продукции, но, что гораздо важнее, как существенно и многократно влияющие на успех процесса создания продукции.
Ресурсы в составе труда, капитала и природы целесообразно определить как первичные. Это означает, что они независимы друг от друга и допускают различное комбинирование в предпринимательской деятельности с приданием им в этих комбинациях различного удельного веса.
Комбинирование, установление целесообразных пропорций выполняется управленческими органами предприятия, что составляет функцию менеджмента и в свою очередь нуждается в специфических ресурсах. Такой взгляд позволяет ставить вопрос о достаточно широком перечне необходимых для деятельности предприятия ресурсов. Второй вопрос состоит при этом в установлении оптимального соотношения в количественных и качественных параметрах ресурсов.
Основой второго вопроса, причиной, побуждающей ставить его сразу и жестко, является неизбежная ограниченность ресурсов. Постоянно возрастающие и изменяющиеся общественные потребности побуждают предпринимателя развивать дело, увеличивать состав и объем выпускаемой продукции. Для этого необходимо привлечение дополнительных ресурсов. Такую задачу решают и другие предприятия.
В то же время источники ресурсов объективно имеют предельные размеры, идет ли речь о возможностях природы, количестве вовлекаемых в деятельность работников или накопленном ранее имуществе. Для разрешения складывающегося противоречия между планами и возможностями их выполнения, между потребностями и возможностями их удовлетворения возникает со всей значимостью и во всем величии задача наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Какие же ресурсы следует назвать, чтобы охватить интересы всего многообразия сфер предпринимательской деятельности? Отвечая на этот вопрос, можно предложить следующий перечень ресурсов:
природные ресурсы - естественные, имеющие в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира;