Файл: Экономические ресурсы торговой организации и эффективность их использования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация кулинарной продукции, кондитерских и хлебобулочных изделий на предприятии и вне предприятия.

Основные отраслевые направления деятельности ОАО «Магазин Продукты» согласно ОКВЭД:

52.11 - Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

51.39 - Неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

52.12 - Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах

51.70 - Прочая оптовая торговля

Основными видами деятельности Общества является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.

Основной вид хозяйственной деятельности: розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Доля доходов эмитента от данного вида деятельности в 2014-2016 гг. составляет 100 % в объеме доходов.

Иных доходов, превышающих 10% от общего объема доходов, предприятие не имеет.

Таблица 1 Основные виды деятельности ОАО «Магазин Продукты»

Виды хозяйственной деятельности

Выручка за 2014г. (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Выручка за 2015г. (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Выручка за 2016г. (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

114047

100

118915

100

144358

100

изменение выручки по сравнению с предыдущим периодом, %

-

-

Менее 10%

-

+ 21%

-

Согласно Таблице 1, за 2017г. был получен доход от основной деятельности в размере 144358 тыс. руб. За данный период изменение размера выручки от основной деятельности к соответствующему периоду прошлого года составляет +21,4 %. Это произошло из-за перевода части магазинов в режим самообслуживания, увеличение площадей под торговые залы.

Следует отметить, что в целом основной вид хозяйственной деятельности ОАО «Продукты» не носит сезонного характера.

ОАО «Магазин Продукты» работает в условиях высокой конкуренции. По прогнозам, рынок аренды офисных помещений в городе Ижевске переживает коренную перестройку, а именно: в ближайшем будущим в г.Ижевске сохранится быстрый рост числа розничных предприятий торговли. В настоящее время в городе работают более 100 продуктовых магазинов-универсалов. Активно внедряются на рынок торговые сети «Грош», «Ижтрейдинг», «Лукоморье», «Айкай», « Столичный », а также киоски, расположенные вблизи магазинов. Поэтому ОАО «Продукты» придется работать в условиях жесткой конкуренции как в нижнем, так и в среднем ценовых сегментах.


Поставщиков предприятия, на которых приходится не менее 10% всех поставок сырья (материалов), нет. «Продукты» не осуществляет производственную деятельность и закупка сырья (материалов) производится в рамках осуществления общехозяйственной деятельности. Приобретение канцелярских товаров, бумаги, расходных материалов к компьютерной технике, товаров бытовой химии для уборки территории и др. материалов производится ежеквартально на основе утвержденного квартального бюджета доходов и расходов и составляет около 5% от производственной себестоимости.

Основными рынками сбыта продукции является город Ижевск. Общество осуществляет розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров жителям и гостям г. Ижевска.

Потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от реализации продукции (работ, услуг) эмитента за 2014-2016гг. нет.

Предприятие не ведет деятельности в других странах.

2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОТ

В производственном процессе на любом предприятии крайне важную роль играет человеческий фактор[2]. Необходимо анализировать кадровый состав, заработную плату и следить за обеспеченностью предприятия квалифицированными специалистами в необходимом количестве.

Таблица №2. Технико-экономические показатели использования основных производственных фондов

Показатель

2015

2016

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

Среднесписочная численность ППП, чел.

Капиталоотдача

Капиталоемкость

Капиталовооруженность, тыс. руб./чел.

118915

13009,5

213

9,14

0,109

61,077

144358

12872

217

11,21

0,089

59,318

25443

-137,5

4

2,07

- 0,2

-1,759

121,4

98,9

101,87

122,6

81,65

97,12

Данные таблицы показывают, что в 2008 году реализация продукции на 1 рубль основного капитала возросла на 22,6 %, то есть основные фонды стали использоваться более эффективно. Отрицательным фактом является снижение капиталовооруженности (в 2007 г. капиталовооруженность составила 61077 руб./чел, а в 2008г. - 59318 руб./чел). Такое снижение произошло из-за того, что среднегодовая численность персонала выросла на 1,87 %, а стоимость основных фондов, наоборот сократилась на 1,1 % (98,9-100,0). Но показатель имеет значительно высокий уровень и не сказывается негативно на эффективности использования основных средств.


При оценке основных средств важное значение имеет анализ технического состояния основных средств

2.3 АНАЛИЗ СОСТАВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Основные фонды предприятия - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе. Основные фонды (средства) в большинстве организаций - наибольшая и важнейшая часть стоимости имущества предприятия. Это та часть имущества, которая используется в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия, которая сохраняет при этом свою натуральную форму, постепенно изнашивается, переносит свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. Основные фонды используются в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, их стоимость превышает 20 тыс. руб. за каждый объект учета .

Основные фонды учитываются в натуральном и стоимостном выражении. Учет основных фондов в натуральном выражении необходим для определения технического состава и баланса оборудования; для расчета производственной мощности предприятия и его производственных подразделений; для определения степени его износа, использования и сроков обновления. Стоимостная (денежная) оценка основных фондов необходима для определения их общей величины, состава и структуры, динамики, величины амортизационных отчислений, а также оценки экономической эффективности их использования

Состав и структура основных фондов отражены в Таблице 3.

Таблица 3.

Здания

6377

49,1

5417

41,6

84,9

5417

42,6

100,0

Сооружения

634

4,8

163

1,3

25,7

163

1,3

100,0

Машины и оборудование

5919

45,6

7338

56,3

124,0

7136

56,1

97,2

Транспортные средства

61

0,5

110

0,8

180,3

-

-

-

Итого

12991

100,0

13028

100,0

-

12716

100,0

-

Как видно из таблицы, в структуре основных фондов ОАО «Магазин Продукты» наибольший удельный вес принадлежит машинам и оборудованию, затем следуют здания. Стоимость машин и оборудования ежегодно превышает 50% общей стоимости. В 2007 году по данной статье наблюдался значительный темп роста 124,0%. А наибольший темп роста был по статье транспортные средства и составил 180,3 %. За 2008 год произошло сокращение общей стоимости основных средств, в основном за счет продажи транспортных средств и уменьшения оборудования на 2,8 % (97,2 - 100,0).


Обобщающие показатели зависят от многих технико-организационных и экономических факторов и выражают конечный результат использования основного капитала.

Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.

Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты» приведен в Таблице 4.

Таблица 4.Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты», тыс. руб.

Наименование оборотных средств

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темп роста за 2008 г., %

Сумма на конец периода

Удель

ный вес, %

Сумма на конец периода

Удель

ный вес, %

Сумма на конец периода

Удель

ный вес, %

Запасы,

В том числе:

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

Готовая продукция и товары для перепродажи

Расходы будущих периодов

Прочие запасы и затраты

10142

480

9382

4

276

69,5

3,3

64,3

0,02

1,88

9608

754

8846

8

-

23,1

1,8

21,28

0,02

10059

830

9116

114

-

23,7

2,0

21,5

0,2

104,7

110,08

103,05

1425

НДС по приобретённым ценностям

3418

23,4

3166

7,6

3105

7,3

98,07

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

0,0

-

0,0

25031

59,1

101,6

102,31

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)

В том числе: Покупатели и заказчики

771

170

5,3

1,1

26729

779

64,4

1,9

2129

797

5,0

1,9

Денежные средства

259

1,8

2002

4,9

2062

3,0

103,0

Итого

14590

100,0

41505

100,0

42387

100,0


2.4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Показатели эффективности использования торговых площадей «Продукты»

Таблица 5.

Показатель

2015 г.

2016 г.

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

118915

144358

25443

121,4

Торговая площадь, м2

1366,4

1007,4

-359

73,7

Общая площадь, м2

4404,3

3990,9

-413,4

90,6

доля торговой площади в общей площади предприятия, %

31,02

25,24

- 5,78

81,37

товарооборот на 1 м2 общей площади, тыс. руб./ м2

27,0

36,17

9,17

134,0

товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./ м2

87,03

143,3

56,27

164,65

Как видно из Таблицы 5, наблюдается сокращение имеющейся у организации площади: торговая площадь сократилась на 26,3 %, что привело к уменьшению общей площади на 9,4 %. В связи с этим произошло снижение доли торговой площади в общей до 25,24 %. Это связано с тем, что предприятием был продан один из объектов недвижимости, чтобы выйти из критического состояния. Но данное обстоятельство и не сказывается негативно на эффективности использования торговых площадей. Доказательством является то, что товарооборот, приходящейся на единицу общей площади, в 2008 году увеличился на 34 % по сравнению с 2007 г. и составил 36,17 тыс. рублей на 1 м2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос значительнее на 64,65 %, это объясняется продажей торговых площадей, что привело к сокращению на 26,3 %.

Также при оценке состояния основным средств необходимо рассчитать коэффициент износа и коэффициент годности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что в национальной экономике большое значение имеют экономические ресурсы. Они определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.

В результате изучения данной темы, были сделаны следующие выводы:

— Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество. Экономические ресурсы представляют собой имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей, т.е. характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности людей.