ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
10
Тема № 4
Психоаналитические концепции культуры
Задание 1. Осветите проблему: «Человек и культура в концепции З. Фрейда».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Что такое «коллективное бессознательное»?
-Каковы слабости концепции З. Фрейда?
-Какие опасности угрожают культуре по мнению К. Юнга?
Задание 3.Объясните термины: «архетип», «символ», «тень», «сверх - Я», «вербальное».
Задание 4. Выполните тесты:
1.Что означает понятие «сублимация» в теории З. Фрейда? а) концентрация; б) перенос; в) отторжение;
г) взаимодействие.
2.Какие силы действуют, по мнению З. Фрейда, в «Оно» –
подсознании человека? а) жизни; б) вины; в) радости;
г) разрушения и смерти; д) обособления.
3. В теории К. Юнга термин «маска» означает: а) замаскированные желания; б) артистическую сторону личности; в) социальную роль личности; г) далекий идеал личности.
11
Литература
1.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.
–М., 1998.
2.Веремьев А.А. Введение в культурологию. – Брянск, 2000.
3.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
4.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.
5.Психоанализ и культура. – М., 1995.
6.Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений.
–М., 1989.
7.Юнг К. Архетипы и символы. – М., 1991.
8.Юнг К. Человек и его символы. – М., 1998.
Тема № 5
Архаическая культура
Задание 1. Осветите проблему: «Периодизация первобытности. Основные характеристики образа жизни первобытных людей».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Что такое миф?
-В чем сущность анимизма?
-Каковы основные особенности первобытного искусства?
Задание 3.Объясните термины: «менталитет», «фетиш», «табу», «магия», «синкретичность».
Задание 4. Выполните тесты:
1. Что такое тотем?
а) оберегающий предмет; б) животное, опасное для рода; в) общий знак племени; г) священный камень; д) животное – прародитель.
2. Что составляло сущность энеолитической революции? а) освоение огня; б) переход к земледелию и скотоводству;
12
в) изобретение лука и стрел; г) начало применения металлов;
д) строительство оросительных систем.
3. Что чаще всего встречается в наскальных росписях? а) сцены битвы; б) сцены охоты;
в) изображения лиц; г) изображения рук;
д) изображения животных; е) все перечисленное.
Литература
1.Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): Учеб. по-
собие. – М., 2000.
2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.
3.История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишковой. – М., 1998.
4.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.
5.Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.
6.Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. – М., 1973.
7.Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М., 1989.
8.Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.
Тема № 6
Шумеро-вавилонская и египетская цивилизации
Задание 1. Осветите проблему: «Важнейшие особенности религии Древнего Египта».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каковы были основные стадии развития шумеро-вавилонской культуры?
-Что такое астрология и какую роль она играла в шумеровавилонской культуре?
13
-Каковы особенности изобразительного искусства Древнего Египта?
Задание 3.Объясните термины: «зиккурат», «традиционное общество», «клинопись», «иероглиф», «ирригация».
Задание 4. Выполните тесты:
1.В Месопотамии возник эпос: а) «Рамаяна»; б) «Сказание о Гильгамеше»;
в) «Махабхарата»; г) «Лунь юй»; д) «Илиада».
2.Какие сооружения прославили культуру Месопотамии: а) лабиринт царя Миноса; б) храм Мардука;
в) «висячий водопровод» – акведук; г) гробница Мавзолия; д) «висячие сады» Семирамиды.
3.Пирамида была для египтян:
а) осью мира; б) символом вечности;
в) входом в загробный мир; г) окаменевшим лучом солнца; д) символом власти.
Литература
1.Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989.
2.Золин А.Л. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2001.
3.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.
4.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугин. – М., 2000.
5.Пигалев А.И. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград, 1999.
6.Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М., 2000.
14
Тема № 7
Индо-буддийская культура
Задание 1. Осветите проблему: «Буддизм как культурообразующая религиозная система индийской цивилизации».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каково содержание «Вед»?
-Что представляет собой кастовый строй Индии?
-О чем рассказывает «Рамаяна» – древнеиндийская эпическая поэма?
Задание 3.Объясните термины: «Махаяна», «индуизм», «брахманизм», «кшатрии», «нирвана», «ламаизм».
Задание 4. Выполните тесты:
1.Понятиями, характерными для буддизма, являются: а) «доа»; б) «увэй»;
в) «сансара»; г) «сяо»; д) «карма».
2.Буддизм в качестве государственной религии принят при царе: а) Канишка; б) Ману; в) Бхарата; г) Ашока;
д) Чандрагупта.
3.«Бхагавадгита» – это:
а) часть Вед; б) течение буддизма; в) каста;
г) принцесса династии Маурьев; д) эпическая поэма.
15
Литература
1.Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1994.
2.Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред.
Е.В. Попова. – М., 1996.
3.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.
4.Темкин Э.К. Мифы Древней Индии. – М., 1982.
Тема № 8
Конфуцианско-даосистский тип культуры
Задание 1. Осветите проблему: «Даосизм о взаимоотношениях человека с окружающим миром».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Какую роль в китайском обществе играл культ предков?
-Что представляет собой учение о «сыновней почтительности»
(«сяо»)?
-Что представляет собой образ «благородного мужа» («цзюнь цзы»)?
Задание 3. Объясните термины: «ритуал», «этикет», «ван» и «мин», «жень».
Задание 4. Выполните тесты:
1.Какие понятия являются ключевыми в конфуцианстве: а) страх; б) стыд; в) долг;
г) отрешение; д) забота; е) уважение.
2.Книга «Луньюй» (Рассуждения и беседы) принадлежит перу: а) Сыма Цяня; б) Лао –цзы;
в) ученикам Конфуция; г) Чжан Хэну.
16
3. Даосистское «недеяние» означает:
а) внутреннее состояние человека, где угасают все чувства и привязанности;
б) отказ от практической и духовной деятельности; в) полное слияние человека с естественным ходом вещей.
Литература
1.Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.
2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.
3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.
4.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марко-
вой. – М., 2001.
5.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001.
6.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.
7.Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., 1983.
8.Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина – М., 1998.
9.Хрестоматия по мировой культуре / Под ред. Г.В. Гриненко. – М., 1998.
Тема № 9
Культура Древней Греции
Задание 1. Осветите проблему: «Характерные черты древнегреческого образа жизни».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
-Каковы особенности древнегреческой скульптуры?
-Что представлял из себя греческий театр?
-Каковы важнейшие черты греческой мифологии?
Задание 3.Объясните термины: «полис», «акрополь, «агон», «архитектурный ордер», «трагедия», «архонт».
Задание 4. Выполните тесты:
1. Определите, каким скульпторам принадлежат знаменитые произ-
ведения: |
|
а) Поликлет; |
а) «Отдыхающий Гермес»; |
|
17 |
б) Скопас; |
б) «Афина-воительница»; |
в) Мирон; |
в) «Дорифор»; |
г) Фидий; |
г) «Вакханка»; |
д) Лисипп; |
д) «Дискобол». |
2.Классическим архитектурным типом в Древней Греции является: а) периптер; б) базилика;
в) крестово-купольный; г) шатрово-купольный; д) купольная базилика.
3.Автором поэтических произведений «Илиада» и «Одиссея» является:
а) Апулей; б) Гомер; в) Аристофан; г) Вергилий; д) Сапфо.
Литература
1.Виппер В.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
2.Дмитриева Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.
3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.
4.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. –
М., 2001.
5.Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2001.
6.Карпушина С.В. История мировой культуры. – М., 1998.
7.Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1971.
Тема № 10
Культура Древнего Рима
Задание 1. Осветите проблему: «Периодизация древнеримской культуры и ее мировоззренческие основы».