Файл: А.М. Белюков Культурология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26

г) М.Н. Волконская; д) В.И. Засулич.

Литература

1.Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 2000.

2.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

3.Ильина Т.В. История искусств. История отечественного искусства.

М., 2000.

4.Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.

5.Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.

6.Культурология: Учеб. пособие. – Кемерово, 2002.

Тема № 16

Русская культура конца ХIХ – начала ХХ века

Задание 1. Осветите проблему: «Серебряный век русской литературы».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы основные достижения русской науки порубежной эпохи?

-В чем суть религиозно-философского Ренессанса?

-Какова роль меценатов в развитии русской культуры?

Задание 3.Объясните термины: «супрематизм», «акмеизм», «модерн», «эклектика», «символизм», «футуризм».

Задание 4. Выполните тесты:

1.К теоретикам и практикам футуризма относятся: а) Н. Гумилев; б) С. Городецкий; в) В. Хлебников; г) К. Бальмонт; д) Д. Бурлюк.

2.В объединение «Мир искусства» входили:

а) В. Маяковский; б) К. Сомов;

27

в) Е. Лансере; г) Л. Бакст; д) А. Бенуа; е) В. Брюсов.

3.Установите соответствие между произведением и автором:

а) «Прогулка короля»;

а) М. Нестеров;

б) «Похищение Европы»;

б) Н. Рерих;

в) «Заморские гости»;

в) А. Бенуа;

г) «Портрет Ф. Шаляпина»;

г) В. Серов;

д) «Видение отроку Варфоломею»;

д) Б. Кустодиев.

Литература

1.Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб.

пособие. – М., 1999.

2.Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. – Кеме-

рово, 2003.

3.Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.

4.Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХIХ – начала

ХХвв. – М., 1993.

Тема № 17

Европейская культура периода Возрождения и Реформации

(ХIV – ХVI вв.)

Задание 1. Осветите проблему: «Предпосылки и сущность процесса Возрождения в Европе».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

Каковы основные периоды Возрождения в Италии?

-Каковы высшие достижения итальянской школы живописи?

-Как изменился взгляд на человека и его религиозный долг в процессе Реформации?

Задание 3. Объясните термины: «антропоцентризм», «гуманизм», «Высокое Возрождение», «палаццо», «сфумато».


28

Задание 4. Выполните тесты:

1. Установите соответствие между произведением и автором:

а) «Божественная комедия»;

а) Альбрехт Дюрер;

б) «Давид»;

б) Леонардо да Винчи;

в) «Сикстинская мадонна»;

в) Мигель де Сервантес;

г) «Меланхолия»;

г) Микеланджело Буонарроти;

д) «Джоконда»;

д) Питер Брейгель Старший;

е) «Дон Кихот»;

е) Данте Алигьери;

ж) «Слепцы»;

ж) Рафаэль Санти.

2. Что такое Реформация?

а) движение за распространение положительных знаний; б) движение за реформу католической церкви; в) движение за реформу судов; г) реформа политической системы;

д) реформа государственного устройства.

3. Представителями венецианской школы живописи были: а) Мазаччо; б) Джорджоне; в) Рафаэль; г) Донателло; д) Тициан.

Литература

1.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение как исторический тип культуры. – М., 1991.

2.Бекеш О. Искусство Северного Возрождения. – М., 1977.

3.Виппер Б.Р. Итальянское Возрождение. – М., 1977.

4.Воронина Т.С Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции,

Англии. – М., 1994.

5.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986.

6.Либман М.Я. Искусство Германии ХV – ХVI веков. – М., 1964.

29

Тема № 18

Европейская культура ХVII – ХVIII вв.

Задание 1. Осветите проблему: «Научная революция ХVII – ХVIII вв. и эволюция картины мира».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы основные черты эпохи Просвещения?

-В чем суть социальных утопий ХVII – ХVIII вв.?

-Каковы особенности художественного стиля барокко?

Задание 3. Объясните термины: «либерализм», «рационализм», «картезианство», «натюрморт», «аллегория», «классицизм».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Родоначальниками теорий естественного права были: а) Т. Кампанелла; б) Р. Декарт; в) Г. Гроций; г) Т. Гоббс; д) Дж. Локк.

2.Пристрастие к пасторалям, фривольным и «галантным» сценам соответствовали стилю:

а) барокко; б) классицизму; в) реализму; г) романтизму; д) рококо.

4.Во главе авторского коллектива «Энциклопедии» стояли:

а) Ш. Монтескье; б) Ж.Ж. Руссо; в) Д. Дидро;

г) Вольтер; д) Ж.Л. Д,Аламбер.



30

Литература

1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М., 1990.

2.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

3.История мировой культуры. – Ростов н/Д, 2000.

4.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Мар-

ковой. – М., 2000.

5.Культурология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2000.

Тема № 19

Европейская культура ХIХ в.

Задание 1. Осветите проблему: «Важнейшие черты жизни и мировоззрения людей в ХIХ веке».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы характерные черты романтизма как духовного явления?

-Какова сущность реализма как художественного стиля середины ХIХ века?

-Что нового привнесли в искусство художники-импрес- сионисты? Назовите их имена и произведения.

Задание 3.Объясните термины: «промышленная революция», «нигилизм», «постимпрессионизм», «либерализм», «урбанизация», «секуляризация».

Задание 4. Выполните тесты:

1.Основоположником романтизма в живописи является: а) П.П. Рубенс; б) К. Моне; в) Ж.Л. Давид; г) Э. Делакруа; д) Ф. Буше.

2.Сопоставьте стили и имена художников:

а) романтизм;

а) В. Ван Гог;

б) реализм;

б) О. Домье;

 

31

в) импрессионизм;

в) Э. Делакруа;

г) постимпрессионизм;

г) К. Моне.

3. Огюст Роден – представитель искусства: а) романтизма; б) реализма; в) рококо; г) классицизма;

д) импрессионизма.

Литература

1.Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.

2.Власов В.С. Стили в искусстве. – СПб., 1997.

3.Культурология. История мировой культуры: Учеб. / Под ред. А.Н. Марковой – М., 2000.

4.Пигалев А.И. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград, 1999.

5.Садохин А.П. Мировая художественная культура / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.

Тема № 20

Русская культура ХХ века

Задание 1. Осветите проблему: «Социалистический реализм – ведущий стиль советской эпохи».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Каковы идейные установки большевиков и их политика в сфере культуры?

-Каковы задачи пролеткульта и его роль в послереволюционной деятельности?

-В чем заключается опасность вестернизации отечественной культуры на современном этапе?

Задание 3.Объясните термины: «партийность искусства», «хрущевская оттепель», «молодежная субкультура», «постмодернизм», «андеграунд», «диссиденты».


32

Задание 4. Выполните тесты:

1.АХРР – это аббревиатура:

а) государственного учреждения; б) автономного округа; в) одной из партий;

г) художественного объединения; д) министерства.

2.Термин «социалистический реализм» появился:

а) в 1932; б) в 1934; в) в 1935; г) в 1937; д) в 1957.

3.Тоталитаризм – это система:

а) обобществления собственности; б) насильственного политического господства; в) принудительного распределения; г) всеобщей воинской повинности; д) стремления к глобализму.

Литература

1.Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.

2.Машковская Т.О. История отечественной художественной культуры в новейшее время / Т.О. Машковская, В.Г. Машковский. – Кемеро-

во, 1993.

3.Конев В.П. Советская художественная культура. – Новосибирск, 2001.

4.Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. – Кеме-

рово, 2003.

5.Паперный В. Культура II. – М., 1996.

6.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 1998.

7.Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

33

Тема № 21

Актуальные проблемы современной европейской культуры

Задание 1. Осветите проблему: «Особенности современной техногенной цивилизации и место человека в ней».

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

-Чем отличается массовая культура от элитарной?

-Что такое «вестернизация культуры»?

-Каковы особенности постмодернизма?

Задание 3.Объясните термины: «абстракция», «сюрреализм», «кубизм», «конструктивизм».

Задание 4. Выполните тесты:

 

1. Установите соответствие:

 

а) С. Дали;

а) актер;

б) Ч. Чаплин;

б) режиссер;

в) Э. Хемингуэй;

в) художник;

г) П. Пикассо;

г) писатель;

д) Ле Корбюзье;

д) архитектор;

е) Ф. Феллини;

е) скульптор;

ж) Г. Маркес;

ж) художник.

2. Поп-арт в искусстве ХХ века – это:

а) сложные композиции из частей известных произведений; б) составление композиций из объединенных предметов; в) действия художника и моделей на глазах у зрителей; г) бесформенные композиции; д) составление фантастических композиций.

3. Антисциентизм проявляется:

а) в стремлении «вернуться к природе»; б) в отрицании возможностей познания;

в) во враждебном отношении к науке, технике и ученым; г) во враждебном отношении к человечеству; д) в преклонении перед наукой.