Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

65

заимствовали и развили его культуру, усилив в ней светские элементы. Своего могущества ассирийская держава достигает во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н.э.), столицей в этот период времени становится г. Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад). Позднее она переносится в г. Ниневию. В истории мировой культуры Ниневия стала символом величия и низкого падения, ужасных злодеяний

исправедливого возмездия.

ВVII в. до н.э. Ассирийская держава распалась в результате восстания, поднятого ее наместником в Вавилоне в союзе с Мидией. Территория Ассирии была поделена между двумя победителями.

4. Период Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н.э.). Это период нового расцвета Вавилона. Он связан с царствованием Навуходоносора II (605 – 562 гг.). В VI в. Нововавилонское царство было завоевано Персией, но не утратило своей культурной самостоятельности вплоть до завоевания его Александром Македонским, когда началась активная эллинизация Месопотамии.

На протяжении всех этих этапов явно прослеживается культурная

преемственность, позволяющая говорить о единой культуре Месопотамии, несмотря на этническое разнообразие народов, принявших участие в ее формировании. Для всех этих этапов характерен единый тип хозяйственной деятельности (ирригационное земледелие и пастбищное скотоводство), оседлый образ жизни; отношения собственности, характерные для азиатского способа производства; мифологическое мироощущение, отождествляющее силу государства с силой природы, а также включающее в себя представление о жестком детерминизме человеческой жизни; единообразная мифология, основанная на культе богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих отдельным территориям (боги Мардук, Ану, Шамаш, Ваал, Син, Эйя, Энлиль, Энки, богини Иштар и Инанна).

Для всех этапов развития Месопотамской цивилизации характерно единство художественных традиций, хотя каждый из этих этапов обладает некоторым своеобразием.

Ведущим видом искусства Месопотамии, несомненно, являлась архитектура. Но сегодня об этом можно судить лишь по археологическим раскопкам и письменным источникам, так как здания сооружались из необожженного кирпича (строительный камень на территории Месопотамии отсутствовал). Основным типом культовой постройки стал

66

зиккурат, который представлял собой ступенчатую прямоугольную в плане башню. Наиболее известны:

1.Зиккурат в Уре (шумеро-аккадский период), представлявший собой трехступенчатую башню (сохранилась лишь нижняя платформа, размеры которой составляют 65х43х20 м).

2.Знаменитая Вавилонская башня (Нововавилонский период), представлявшая собой семиступенчатый зиккурат высотой 90 м, на верхней площадке которого находилось святилище бога Мардука.

Башня была разрушена персами, которые захватили Вавилон в VI. веке до н.э.

Не менее величественной была и дворцовая архитектура. Города месопотамских цивилизаций имели вид крепостей с мощными стенами и оборонительными башнями. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами. В Нововавилонский период в город вели 8 ворот, самыми великолепными из которых считались ворота богини любви Иштар: они возвышались над городскими стенами в виде четырех стоящих попарно башен с арочными проходами. От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначенная для праздничных процессий. В это же время в Вавилоне были возведены знаменитые «висячие сады Семирамиды» (ставшие одним из семи чудес света).

Наиболее значительными памятниками ассирийской архитектуры считаются дворцовые комплексы царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанипала (последнего правителя Ассирии) в Ниневии. В развалинах дворца Ашшурбанипала была найдена библиотека из почти 30 тыс. глиняных клинописных табличек, которые стали основным источником сведений о культуре Двуречья.

Сохранились также произведения месопотамской скульптуры. Наиболее известны ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения. На них изображены культовые церемонии, охота (рельеф «Большая львиная охота»), военные события. Своеобразным символом ассирийского искусства считаются скульптурные изображения шеду (богов-охранителей) – крылатых быков с человеческими лицами.

Как видим, культура месопотамской цивилизации стала яркой страницей в истории традиционных обществ Востока, представляющих собой огромный пласт мировой культуры.

Древний Египет. Не менее яркой и, одновременно более цельной, является культура Древнего Египта. В ее развитии обычно выделяют несколько крупных культурно-исторических периодов:


67

1.Додинастический (IV тыс. до н.э.). Это время, когда зарождалась египетская цивилизация, этническое происхождение которой до сих пор окончательно не выяснено. Египетская цивилизация возникла в плодородной долине (от 4 до 20 км) по обе стороны Нила, которую окружали сухие и бесплодные пустыни. В додинастический период в этой долине существовали отдельные областиномы, которые затем объединились в царства: Верхний Египет на юге и Нижний Египет на севере, в дельте Нила.

Именно в самый ранний период стал выявляться целый ряд особенностей древнеегипетской культуры, определивший ее целостность. Среди таких особенностей – тесная связь древнеегипетской цивилизации с природными циклами Нила (три 4-месячных периода: июнь – ноябрь (разлив), ноябрь – февраль (время вегетации), март – июль (жатва).

2.Династический (III – I тыс. до н.э.). Это время, когда египетская цивилизация существовала как единое целое, разрушавшееся в период кризисов и иноземных вторжений, но не терявшее своей

культурной целостности.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта произошло на рубеже IV и III тыс. до н.э., когда царь Верхнего Египта Менес (Нермер) завоевал Нижний Египет и объединил под своей короной оба царства. Царь объединенного Египта стал называться фараоном. Фараон олицетворял собой абсолютную власть, считался живым воплощением божества и одновременно верховным жрецом. Первый фараон объединенного Египта основал на границе бывших Верхнего и Нижнего Египта город Мемфис, который сначала был крепостью, а затем стал столицей. Эта столица дала название всей стране. До греческого завоевания египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – «Черная земля» в противоположность неплодородной «Красной земле» – пустыне. Название Египет происходит от греческого «Ай Гюптос», что представляет собой искаженное греками название Мемфиса – Хетха-Птах» («крепость бога Птаха»).

Менес (Нермер) считается первым фараоном, открывающим историю династического периода. По традиции, идущей от египетского жреца Манефона, написавшего историю своей страны, этот период охватывает 30 династий, сменявших друг друга на протяжении 3 – 1 тыс. до н.э. Вслед за Манефоном современные исследователи выделяют не-

68

сколько периодов политической стабилизации, обусловивших подъем и дальнейшее развитие культуры Древнего Египта. Это:

-Раннее царство (кон. IV – нач. III тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов I и II династии. В это время было положено начало формированию единых государственных структур, ирригационной системы земледелия. Появляется иероглифическая письменность, закладываются первоосновы художественных традиций и религиозномифологических представлений, определивших дальнейшее развитие египетской культуры.

-Древнее царство (несколько столетий III тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов III – VIII династий. Эта эпоха воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей, как золотой век египетской культуры. Именно в эпоху Древнего царства формируются основы того особого способа человеческой жизнедеятельности, который был обусловлен природными особенностями Нила, игравшего решающую роль в жизнеобеспечении людей, расселившихся в его долине. Единый Нил требовал единой системы ирригационных сооружений, единая система ирригации – единого централизованного государства в условиях, когда человек в духовном плане еще не до конца выделился из природы. В результате утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, сопровождаемое сложной системой культов: растет государственный аппарат и жреческое сословие, разрастается языческий пантеон и мифологическая система; оформляется иероглифическая письменность, накапливаются знания (в т.ч. астрономические, необходимые для определения разлива Нила).

Однако в ХХIII в. до н.э. наступает кризис единой государственности. Египет распадается на несколько самостоятельных государств. Столица Мемфис приходит в упадок. Состояние раздробленности длилось около 200 лет. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог вновь объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив. Наступает новый период политической стабилизации, обеспечивающий экономический подъем и расцвет культуры Египта.

-Среднее царство (кон. III тыс. – I пол. II тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов IХ-ХVII династий. Этот период считается классическим периодом древнеегипетской культуры. В эпоху среднего царства возрождаются традиции, сложившиеся в период Древнего царства. Однако уровень сакральности культуры несколько


69

снижается. На этом фоне происходит бурное развитие медицинского, астрономического и математического знания, правда, еще не выделившегося из религиозно-мифологической картины мира.

Получают распространение бронзовые орудия труда, расширяется и улучшается ирригационная система, повышается уровень земледелия.

Но уже в правление ХIII династии начинаются междуусобные войны, способствовавшие развалу страны. Около 1700 г. до н.э. в Египет вторгаются гиксосы – кочевые скотоводческие племена, пришедшие из Сирии и Палестины. Господство гиксосов продолжалось более сотни лет. В начале ХVI в. до н.э. начинается освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами наступает период третьего расцвета египетской культуры.

- Новое царство (сер. и II пол. II тыс. до н.э.), которое охватывает правление фараонов ХVIII-ХХ династий. В этот период Древний Египет становится империей и переживает наивысший подъем и расцвет. Освободительная война против гиксосов перешла в успешные завоевательные войны, обеспечившие приток в Египет огромных богатств (из Сирии, Палестины, Ливана, Нубии и других территорий). Экономическому подъему способствовало также развитие торговли и применение железных орудий труда.

В этот период Египет занимает ведущее место в Восточном Средиземноморье. К началу I тыс. до н.э. он становится богатейшей страной мира, расширяет свою территорию и влияние, сохраняя и обогащая традиции прошлого. Особенно большие нововведения (в какой-то мере отражавшие попытку Египта войти в «осевое время») связаны с правлением фараона ХVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона), который провел религиозную реформу с целью утвердить единобожие: культ бога Атона (бога Солнца). В ходе этой реформы Аменхотеп IV не только изменил свое имя, став Эхнатоном («угодным Атону»), но и перенес столицу во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона») в 300 км от Фив (ныне городище Телль-Амарна). После смерти фараонареформатора его идеи были преданы забвению, но реформа Эхнатона (точнее ее провал) не прошла бесследно для древнеегипетской культуры. В конце Нового царства культура Египта начинает терять свою монолитность.

Усиливаются сепаратистские тенденции. В ХI в. до н.э. Египет распадается на Верхний (столица Фивы) и Нижний (столица Танис), попадает под владычество Ливии, раздробляется на мелкие государст-


70

венные образования, на некоторое время объединяется под властью Эфиопии, затем часть северных территорий попадает под власть Ассирии. Освобождение Египта и восстановление его единства происходит в VII в. до н.э. Начинается новый период политической стабильности некоторого политического и культурного подъема.

- Позднее царство (VII-VI вв. до н.э.) охватывает правление фараонов ХХV – ХХVI династий. Этот период характеризуется широким распространением железных орудий труда и ремесел. В сфере духовной культуры явно прослеживаются тенденции к архаизации духовной культуры, возвращению к традициям Среднего и Древнего царств.

Вконце VI в. до н.э. (525 г. до н.э.) Египет был завоеван персами.

Впервой половине IV в. до н.э. Египту при фараонах ХХХ династии удалось на некоторое время восстановить свою независимость. В 332 г. до н.э. Египет вошел в состав империи Александра Македонского. Египетская культура теряет свою целостность, происходит ее эллинизация. Позднее территория Египта становится частью христианского, а затем (с 642 г. до н.э.) исламского мира.

Как видим, древнеегипетская культура прошла в своем развитии огромный путь, не потеряв при этом своей целостности и самобытности, принципиальные основы которых сформировались в период Древнего царства.

Ярким выражением этого своеобразия является система религиоз- но-мифологических представлений древних египтян, на базе которой развивалась художественная практика.

Согласно этим представлениям, человек оказывался особым образом включенным в природный порядок, олицетворением которого считались боги (Ра, Амон, Птах, Гор, Исида, Осирис, Атум). Отсюда исходило представление о том, что, во-первых, человек может влиять на окружающий его мир при помощи особых действий, основанных на сакральном знании, и, во-вторых, с человеком происходит то же самое, что происходит с окружающим его миром. Например, цикл «умирание

воскресение» как повторение уже бывшего. На основе этих представлений сформировался культ обожествления фараона и заупокойный культ.

Их формирование стало основой развития культовой архитектуры. Основным типом культовых сооружений стали гробницы и заупокойные храмы при них. В эпоху Раннего царства основным типом гробниц были мастабы, в эпоху Древнего царства – пирамиды, сначала ступен-


71

чатые (пирамида Джосера в Саккаре), затем гладкие (пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе), в эпоху Среднего и Нового царства – скальные гробницы. Рядом с гробницами возводились заупокойные храмы, которые представляли собой вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом (в эпоху Древнего царства) или ряд следующих друг за другом террас, поддерживаемых колоннами (храмы Ментухетепа и царицы Хатшепсут в Дейр-аль-Бахри, построенные в эпоху Среднего царства). В период Нового царства стали строиться храмы, не связанные с заупокойным культом. К этому типу храмов относятся два знаменитых храма, посвященных богу Амону, – Карнакский и Луксорский. В эпоху Позднего царства грандиозное храмовое строительство не велось.

Скульптура и живопись, также получившие развитие в древнеегипетском искусстве, были подчинены архитектуре. Гробницы и храмы украшались рельефами и отдельными скульптурными изображениями, которые подчинялись строгим канонам. Строго каноничными были и живописные изображения. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художник строго придерживался определенных правил. Все изображения были линейными, плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени, с фронтальным изображением человеческих фигур.

Самой знаменитой скульптурой является Большой сфинкс в Гизе, высеченный из естественной скалы, а также скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити.

Необходимым атрибутом гробниц и храмов были не только скульптурные и живописные изображения, но и начертанные на стенах надписи, так называемые «Тексты пирамид». Эти надписи позднее, в период Нового царства, были перенесены на папирус и составили так называемую «Книгу мертвых». В ней отразилось представление древних египтян о судьбах души в загробном мире. Эти представления оказали огромное влияние на формирование всей системы ценностей древнеегипетской культуры, просуществовавшей более трех тысячелетий. Вполне понятно, что без ее изучения картина эволюции человеческой жизнедеятельности была бы не полной.

72

5.3. Культура Индии. Культурно-историческая динамика. Система ценностей

Почти одновременно с древними цивилизациями Египта и Месопотамии возникают первые земледельческие общества, положившие начало развитию индийской и китайской культур, отличающихся чрезвычайной устойчивостью традиций.

Каждая из этих культур прошла определенную эволюцию, без ознакомления с которой невозможно понять их своеобразие.

В развитии индийской культуры до сер. ХIХ в. (когда традиционное общество начинает трансформироваться в современное) можно выделить два крупных культурно-исторических периода:

1.Культура Хараппской цивилизации (2500-1700 гг. до н.э.). Центром этой цивилизации стали города Хараппа (в районе современной Хараппы в Пенджабе) и Мохеджо-Даро (в Синде) в долине Инда. Это была высокоразвитая цивилизация, письменность которой до сих пор не расшифрована. Из-за неразгаданности письменности трудно судить о духовной культуре этой цивилизации. До наших дней сохранились обнаруженные в ходе археологических раскопок остатки городских построек, инженерных сооружений, орудия труда, оружие, керамика, изделия декоративноприкладного искусства, позволяющие судить о высоком уровне развития культуры, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах.

2.Индо-арийский период (с ХV в. до н.э. – сер. ХIХ в. н.э.). Этот период начинается с приходом в долину Инда ариев, которые вторглись в Северную Индию и постепенно стали продвигаться на юг, навязывая местным племенам свою культуру и религию, основанную на «Ведах». Язык и верования ариев определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия.

Этот путь представлен следующими культурно-историческими периодами:

- Ведический (ХV в. до н.э. – сер. I тыс. до н.э.). Это время, когда арийские кочевые племена, постепенно захватывая новые земли, переходили к оседлому образу жизни, земледелию, в том числе ирригационному. Основу духовной культуры составляли представления, зафиксированные в Ведах (санскр. – знания). Первоначально Веды, являвшиеся результатом устного творчества, передавались из уст в уста, из