Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73

поколения в поколение. Затем жрецы обработали их, записали, создали к ним комментарии. Основу Вед составляют четыре сборника: Ригведа (книга гимнов), Самаведа (сборник ритуалов и песнопений), Яджурведа (молитвы при жертвоприношениях), Атхарваведа (книга заклинаний и магических формул).

Веды отразили политеизм индоариев. Пантеон ведических богов, олицетворявших силы природы и качества души, огромен (от 33 до 3000) и слабо систематизирован. В нем выделяются две группы богов: асуры и дэвы (которые позднее стали злыми и добрыми духами). В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения. Святилищ и храмов, а также изображений богов не было.

Стечением времени представления индоариев об окружающем их мире усложняются. Опираясь на Веды, они создают более сложную картину мира, отражающую новые культурные доминанты. Наступает новый этап в развитии индоарийской культуры.

-Брахмано-буддийский (сер. I тыс. до н.э. – сер. I тыс. н.э.). В этот период формулируются основные идеи, ставшие общими для религиозных концепций брахманизма и буддизма. Формирование этих религиозных концепций, содержащих идеи «осевого времени», сопровождалось экономическим подъемом, политической стабильностью и расцветом художественной культуры.

К середине I тыс. до н.э. оформляются религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады (санскр. - сидящий у ног учителя), которые вместе с другими комментариями к Ведам Брахманами (истолкованиями обрядов) и Араньяками (санскр. - лесными книгами – руководствами для отшельников, соединившими ритуальную и философскоэтическую сторону религии) стали основой для формирования брахманизма.

Главное положение брахманизма (сохранившего черты политеизма) – это представление о Брахмане как безличном абсолютном духовном начале (немыслимое, невидимое, неслышимое, непознаваемое, непроявленное, лишенное образа, безначальное, бесконечное), из которого возникает мир. Брахман представлен тремя богами: Брахмой (создателем мира), Шивой (разрушителем), Вишну (хранителем). Вишну и Шива представлены также их земными воплощениями – аватарами.

Сбогом Брахмой стали связывать возникновение варн (санскр. – цвет): брахманы (жрецы) произошли из уст Брахмы, кшатрии (князья, воины) – из его рук, вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы) – из


74

его бедер, шудры (слуги) – из его ступней. Каждой варне соответствовал цветовой символ: брахманам – белый, кшатриям – красный, вайшьям – желтый, шудрам – черный. Три первые варны были арийского происхождения, четвертая включала потомков покоренных арийцами аборигенов Индии. Это деление общества на варны было законодательно закреплено «Законом Ману» (полулегендарного правителя Индии

V в. до н.э.).

Принадлежность человека к той или иной варне объяснялась, исходя из общих представлений брахманизма об окружающем мире и положении человека в этом мире. Согласно этим представлениям, человеческая жизнь является частью мирового круговорота, подвержена сансаре (санскр. – блуждание, круговорот) – непрерывному круговороту жизней и смертей, определяемому кармой (санскр. – действие и его результат), т.е. совокупностью поступков человека, которая определяет, в какое тело переселится его душа после смерти, каким будет его новое воплощение. Спасение в брахманизме мыслится не как улучшение кармы, а как достижение мокши – состояния, когда индивидуальная душа (атман как часть мировой души) сливается с Брахмой.

Упанишады содержат в себе основания, позволяющие по-разному трактовать основные понятия брахманизма. На этой основе постепенно возникли различные религиозно-философские системы, разрабатывавшие преимущественно ту или иную сторону брахманизма, но все они считаются равноправной формой трактования истины. Самыми распространенными религиозно-философскими системами считаются веданта, миманса, санхья, ньяя, вайшешика и йога.

Брахманистскими идеями насыщены и знаменитые эпосы «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты» – 107 тыс. двустиший) и «Рамаяна» («Сказание о подвигах Рамы» – 24 тыс. двустиший), которые в индийской культуре выполняют также роль священных книг, выступают руководством в решении жизненных проблем.

В «осевое время», на рубеже VI-V вв. до н.э., в Индии начинает распространяться новая религия – буддизм, которая к концу I тыс. до н.э. становится мировой религией. Ее основоположником считается Сиддхартха Гаутама Шахья Муни (из Бенгалии, северной окраины долины Ганга), который стал называться Буддой (санскр. – просветленный). Будда, опираясь на учение о сансаре, карме, мокше, предложил отличающийся от брахманизма взгляд на окружающий мир, на самого человека, новую этику – средний путь (между стремлением человека к


75

удовольствиям и стремлением к жесткому аскетизму). В основе учения Будды лежат так называемые «четыре благородные истины»:

1.Все есть страдание.

2.Есть причина страдания (это привязанность человека к внешнему миру, рождающая желания, которые, в свою очередь, рождают поступки, составляющие карму, которая движет сансарой, привязывая человека к внешнему миру).

3.Есть освобождение от страданий – нирвана (санскр. – угасание).

4.Есть путь к нирване – восьмеричный путь (путь нравственного совершенствования).

Основы восьмеричного пути были изложены Буддой в так называемой Бенаресской проповеди.

Пройдя по восьмеричному пути, человек мог войти в состояние нирваны, в котором прекращалось действие закона кармы и душа человека покидала сансару, освобождалась от оков жизни и смерти. Это освобождение было результатом собственных усилий человека независимо от его принадлежности к той или иной варне.

Буддизм стал быстро распространяться в индийском обществе, ослабил влияние брахманов-жрецов и способствовал объединению страны. Во второй пол. I тыс. до н.э. на территории Индии образовывается крупное централизованное государство, получившее наименование государства Маурьев (по имени правящей династии, основателем которой считается Чандрагупта (322 г.), правитель государственного образования Магадха). Часто этот период называется Магадхо-Маурийской эпохой. Выдающийся правитель династии Маурьев Ашока (273-233 гг. до н.э.) провозгласил буддизм государственной религией, что повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде.

В первые века н.э. Маурьев сменила династия Кушанов (I – III вв. н.э.). Наивысшего могущества Кушанская империя достигла в правление Канишки (78 – 123 гг. н.э.). Кушанские правители продолжили культурные традиции, сформировавшиеся в Магадхо-Маурийскую эпоху. В частности, при Маурьях впервые для строительства храмов и создания крупных скульптур стали применять камень. Сохранившиеся до наших дней постройки носят в основном культовый характер. К этому времени относятся ступы (полусферические купола на барабане), пещерные храмы и монастыри (чатьи). Самыми известными сооружения-

76

ми этого периода считается ступа в Санчи (III-I вв. до н.э.) и чатья в Карме (I в. до н.э. – I в. н.э.).

Уже в Кушанскую эпоху буддизм распался на два направления: хинаяну (малая колесница, узкий путь) и махаяну (большая колесница, широкий путь). Буддизм махаяны постепенно получает все более широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами. Постепенно влияние буддизма в Индии падает. Наступает новый период в развитии индоарийской культуры.

- Индуистский период (V в. до н.э. – сер. ХIХ в.). Становление индуистской культуры связано с созданием империи Гуптов в IV в. н.э. на большей части Северной Индии. В это время местные религии, впитавшие в себя многочисленные элементы брахманизма и буддизма в условиях становления на новой основе варно-кастового строя, составили комплекс верований, который обычно называют индуизмом. Особое развитие в индуизме получил культ богов брахманистской триады (тримурти): Брахмы, Шивы, Вишну, при этом основное внимание уделяется Шиве и Вишну. На этой основе в рамках индуизма сформировалось два крупнейших направления: шиваизм и вишнуизм.

ВVI в. держава Гуптов была захвачена кочевыми племенами гуннов. Центр развития индийской культуры перемещается в южные районы Индостана. Индия вступает в период политической раздробленности. Несмотря на это, индийская художественная культура переживает период расцвета. Особенно это касается архитектуры, которая воплощает в камне идеи индуизма. Взлет каменного индуистского зодчества, нерасторжимо связанного со скульптурой, приходится на VIII-ХIII вв. Ярким свидетельством этого являются храмовые комплексы в Эллоре (в том числе храм Кайласанатхи – храм владыки горы Кайласа, места обитания бога Шивы).

ВХIII в. хозяйственная и художественная жизнь Индии вступила в полосу стагнации. Индия подверглась тюркскому завоеванию. В результате на значительной части ее территории распространяется мусульманская культура. Индуистская культура приходит в упадок, который продолжается с установлением в ХVIII веке в Индии английского господства. Индия превращается в английскую колонию, ее культура подвергается мощному европейскому воздействию, происходят изменения в хозяйственном укладе, образе жизни. Начинается разложение традиционных структур индийского общества.


77

С окончанием второй мировой войны Индия получает независимость и новые возможности для развития своей культуры, имеющей тысячелетние традиции, возможно таящие в себе новые импульсы для ее дальнейшей эволюции.

Новые черты приобретает в ХХ в. и еще одна культура, имеющая тысячелетние традиции. Это культура китайской цивилизации, возникшей на рубеже III-II тысячелетия до н.э.

5.4. Культура Китая. Культурно-историческая динамика. Система ценностей

С тех пор китайская культура прошла огромный путь, обретя и сохраняя свою самобытность и целостность. По традиции, идущей от китайского историка Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), создавшего фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), китайскую историю принято представлять как историю династий. Их название происходило от названия племени, княжества или рода, подчинившего себе ряд других племен и территорий и создавшего на этой основе единое государство.

Опираясь на династическую хронологию, весь культурноисторический путь китайской цивилизации до трансформации традиционного общества в современное (т.е. до сер. ХIХ в.) можно представить следующим образом:

1. Культура ранних государств, охватывающая правление динстий Шан (Инь) (ХVIII – ХII вв. до н.э.) и Чжоу (ХI – III вв. до н.э.), создавших государственные образования в среднем течении реки Хуанхэ.

Однако первой китайской династией считается «Ся», охватывающая период правления пяти легендарных императоров, время владычества которых воспринималось в китайской традиции как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Но достоверных сведений о времени правления династии «Ся» не существует.

В эпоху Шан (Инь) и Чжоу складываются основы хозяйственного уклада (ирригационное земледелие, общинное землепользование и т.д.), возникает иероглифическая письменность, формируются принципы китайской государственности, основанные на представлении о божественном происхождении царской власти. Верховный правитель (ван)

78

объявляется Сыном Неба и Единственным его земным воплощением, обладающим магической силой (дэ), которая делала его посредником между богом и людьми и владыкой Поднебесной (так китайцы стали называть свою страну). Формируется культ Неба, которое рассматривается как высшее начало.

Складывается космогоническая мифология, включающая в себя важные для китайской духовной культуры представления о мужском (ян) и женском (инь) началах. Именно взаимоотношения инь и ян характеризуют мировой порядок. Небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Ян и инь характеризовали собой и двойственную природу (добрую и злую) стихий или элементов, из которых состоит мир: дерево (ему соответствовал синий или зеленый цвет), земля (черный цвет), вода (белый цвет), огонь (красный цвет), металл (желтый цвет). Стихии находятся в тесной взаимосвязи и в циклическом взаимодействии. Модель мира также выглядела пятичленной: четыре стороны света и центр в качестве середины. Такой серединой считался Китай. Не случайно современные китайцы называют свою страну Чжунго (Срединное государство).

В этот период сохраняется и получает дальнейшее развитие культ предков, являющийся наследием первобытной эпохи. Но специфика китайской культуры состоит в том, что этот культ сохраняет свое значение, в то время как в культурах других цивилизаций он в значительной мере преодолевается.

С VIII в. до н.э. влияние династии Чжоу стало ослабляться. На месте единого государства возникли мелкие, затем более крупные царства, которые в течение почти 300 лет вели между собой постоянные войны.

2. Период Чжань Го («Воюющих царств»), охватывающий V-III вв. до н.э. Это время, когда китайская культура обогащается новыми идеями, знаменующими собой вхождение Китая в «осевое время».

На рубеже VI – V вв. до н.э. возникает конфуцианство. Основоположником конфуцианства считается Учитель Кун (Кун-Фу-цзы, в латинской транскрипции – Конфуций), изречения которого были сведены его учениками воедино в книгу «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Рассматривая человека как особую реальность, способную сама себя созидать, Конфуций предлагает пути нравственного самосовершенствования человека. Исходя из этого, Конфуций строит свою концепцию


79

«жэнь» – человеческого начала в человеке, которое одновременно является и его долгом, обусловленным отношениями с другими людьми. «Жэнь», по мнению Конфуция, реализуется в конкретных образцах достойного поведения, получивших наименование «ли» (правил, ритуалов), которые блокируют опасные для сотрудничества конфликты, позволяют людям продуктивно общаться, оставаясь разными по природному и социальному статусу. Содержательными основаниями «ли» в конфуцианском понимании являются «сыновняя почтительность» (сяо) и исправление имен (чжэн мин). Сяо обеспечивает преемственность поколений, чжэн мин – функционирование общества, так как является формой ответственного общественного поведения, которое выражено в формуле: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец –отцом, сын – сыном».

Программа личностного самосовершенствования выражена Конфуцием в его суждениях о «благородном муже» (чертами личности которого являются стремление к «жэнь», «ли», «сяо», «чжэн мин»).

Другая модель культурного развития человека нашла свое выражение в даосизме. Основателем даосизма считается Лао-цзы (кон. VI – нач. V в. до н.э.), учение которого также было изложено после его смерти и представляет собой сборник изречений «Дао дэ цзин» («Книга о пути и благодати»). Центральным понятием учения Лао-цзы является «дао» («дао» можно перевести как путь) – первоначало, первооснова, закон всего существующего. Человек открывает истоки своей бесконечности через следование дао, основываясь на принципе «недеяния» («у вэй»). Под «недеянием» понимается активная деятельность человека в соответствии с естественным ходом вещей, когда необходимые человеку изменения достигаются посредством максимального использования возможностей, предоставляемых естественным ходом событий либо заключенных в сущности самих вещей, событий, явлений природы. Учение о «дао» заставляет человека соотносить свои поступки, ценности, которыми он обладает, с высшей истиной, с мировым ритмом, с основой всего сущего.

Даосизм, как и конфуцианство, получив широкое распространение в китайском обществе в период Чжань Го, способствовал преодолению политической раздробленности и созданию единого государства. Объединяющим центром стало царство Цинь, правитель которой, подчинив своей власти остальные царства, принял новый титул «хуанди» (импе-