ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 0
94
ряло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности.
Несмотря на то, что в политическом отношении Древняя Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства. Появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.
В основе древнегреческой религии лежало многобожие (политеизм) или язычество. Греческая религия не имела догматов, не было особого сословия священнослужителей. Боги греков делились на три разряда:
1.Верховные олимпийские небожители во главе с Зевсом.
2.Второстепенные божества гор, лесов, рек (дриады, океаниды, наяды, нимфы, сатиры).
3.Герои (происходили от земных женщин и богов: Геракл, Ахилл, Тесей).
Важными центрами экономических, политических и культурных
связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало окончательное создание единого пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов. По преданию, верховный бог Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами.
Великим оказался вклад древних греков в развитие мировой культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров, вошедших затем сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.
Успехи греков были поразительно велики во всех областях культурного творчества: в философии – это разработка развитых систем материализма (Демокрит и Эпикур), идеализма (Платон), системы Аристотеля и стоиков; в архитектуре – появление регулярного градостроительства и знаменитой ордерной системы, на много столетий определившей направление римской, средиземноморской, а затем и европейской архитектуры; в литературе – создание многих жанров (трагедия, эпос, лирика, комедия, ученая поэзия), а в каждом жанре – шедевров мирового значения; блестящие научные открытия (формулировка принципов гелиоцентрической концепции Вселенной, учение об эво-
95
люции организмов, атомистическая схема строения вещества, принципы формальной логики, элементарной математики и многое другое).
Следует отметить одну из важнейших особенностей культуры древних греков – это ее гуманистический характер. В центре культурного творчества греческих мастеров стоял гражданин как носитель лучших человеческих качеств.
Греческое искусство обладало необычайно выразительной силой. Греки прозрели и выразили в своем искусстве некие вечные принципы прекрасного, которые не раз возрождались в европейской культуре (эпоха Возрождения, классицизм). К ним можно отнести гармонию, меру, простоту, величественность.
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Значение древнегреческой культуры столь велико, что период ее расцвета называют «золотым веком» человечества. В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.
Римская культура является составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию. Его влияние, его культура распространились на значительную часть Европы, Северную Африку и Ближний Восток. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземноморья.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и других народов Средиземноморья. Большое влияние на культуру Рима оказали этруски, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы, жилые дома и др.). Этрускам принадлежит изобретение римских цифр и латинского алфавита.
Но основным все же было влияние греческого искусства. В IV в. до н.э. в Риме начинает распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, происходит замена старого этрусского алфавита на греческий, вводится медная монета по греческому образцу. В этот же
96
период в Риме зарождается театр. Но гуманистические начала, составлявшие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и его провинциях напоминают архитектуру Древнего Востока.
Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. Разрушенный варварами в V в. н.э. Рим опустел. Но культурное наследие Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, научной терминологии, архитектуре, литературе. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Римляне были прекрасными администраторами, воинами. Они создали одну из самых грандиозных империй мира. Это особенное качество римлян лучше всего выразил великий римский поэт Вергилий в «Энеиде»:
Иные выкуют изящно медь, Явят из мрамора почти живые лица,
И речь произнесут, сочтут всех звезд орбиты, Дав звездам имена; но ты, сын Рима, помни,
Вчем ты искусней всех: в правленьи миром,
Вумении твоем давать законы,
Щадить покорных, низлагая гордых.
Именно Древний Рим явился колыбелью христианства – религии, объединившей европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Синтез этих двух культур создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.
7.2. Зарождение христианства. Христианская картина мира
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н.э. и вначале формировалось как одна из сект иудаизма. Вера во
97
всемогущего единого Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю иудеев, описанную в Ветхом Завете - собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога.
Зародившись на Ближнем Востоке, христианство в I – III вв. н.э. проникло на территорию Римской империи. Христианство провозглашало единобожие, равенство всех перед Богом, братство людей всех народов и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Эта религия быстро привлекла к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Иисуса было «евангелием» – «благой вестью» для них, ибо несло с собой надежду и утешение.
Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий, и прежде всего, веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого спасителя. Путь спасения – это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа, очищение и преображение своей греховной природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти.
Основные положения христианского вероучения были выведены из Библии, а также трудов наиболее авторитетных церковных деятелей, так называемых «отцов церкви», и закреплены решениями Вселенских соборов. Главный программный документ христианства – Новый Завет. Он содержит четыре самостоятельных рассказа о жизни Иисуса (евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяние апостолов, Послание апостолов, Откровение от Иоанна Богослова.
Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Оно обращалось к людям, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность и смотрела на человека как на земное воплощение Бога, и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека.
Христианство запретило жертвоприношения. Вместе с тем, христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру.
98
Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, идеи и образы различных религий Ближнего Востока, традиции греко-римской античной философии. При этом освоение существовавшей ранее философской и религиозной мысли шло в русле духовнонравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.
В центр мироздания христианство поместило единого Бога, творца всего мироздания. Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), в центр последнего оно поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство.
Разделив человека на два начала – тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.
Центральной пружиной исторического процесса, по христианству, является «первородный грех» и его фатальные последствия – унаследованная человечеством всеобщая греховность. Другое следствие «первородного греха» – смертность индивида. Христианство, декларируемое как богоданная религия, заключает в себе мистическую потенцию преодоления этих последствий.
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Вначале христианская свобода реализовывалась, главным образом, в духовно-нравственной сфере, но затем она стала выражаться и в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания.
7.3. Католичество и культура европейского средневековья
Средними веками принято называть период истории между античностью и Новым временем (V-ХVII вв. н.э.). Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероуче-
99
ния и христианской церкви. Католическая церковь была господствующим политическим институтом и оказывала значительное влияние на сознание населения. В условиях крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, о действующих в нем силах и законах.
Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих, основывалась главным образом на обрядах и толкованиях Библии. Средневековый европеец видел мир как своеобразную арену противоборства сил небесных и адских, добра и зла. В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершиной верхней пирамиды был Бог, ниже шли архангелы и ангелы, затем апостолы, наиболее приближенные к Богу, и, наконец, фигуры, которые постепенно удалялись от Бога и приближались к земному уровню. На каком-то уровне в эту иерархию включались люди: сначала папы и кардиналы, затем священники более низких уровней, ниже них - простые миряне. Затем, еще дальше от Бога и ближе к земле, размещались животные, растения, потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше шло как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещался на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричный антипод Богу. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Уровень образования простых прихожан был минимальным. При этом Библия была для рядовых мирян под запретом, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать Библию разрешалось только священнослужителям, которые в массе своей были также малообразованны и полуграмотны. Массовая средневековая культура – это культура бескнижная. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания.
Постепенно распространяя и укрепляя свои позиции, католическая церковь поставила религию в центре всего социокультурного процесса, подчинив и регламентировав основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на Х-ХIV вв. В иерархии сфер средневековой
100
культуры бесспорное лидерство занимала теология (богословие), в рамках которой осуществлялось распространение идей христианства и воспитание священнослужителей. Остальные сферы культуры так или иначе были призваны служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов.
Заметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философия. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры. Наряду с вопросами религии философия средневековья разрабатывала проблемы формальной логики, диалектики и т.д.
В феодальной сословной лестнице существовал строго определенный иерархический порядок. Подобно ему, философии подчинялись «низшие» науки, такие, как астрономия, история, геометрия.
Так же, как и философия, «низшие» науки постепенно накапливали опыт и знания, подготавливая следующий этап культурного развития западноевропейского общества.
Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Для Западной Европы в период раннего средневековья был характерен романский стиль, получивший особое развитие с конца Х века. Светские постройки романского стиля отличались массивностью форм, узкими оконными проемами, полукруглыми арками, значительной высотой башен. Те же черты массивности свойственны для храмовых сооружений. Характерными образцами романской архитектуры являются Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале (Франция), Оксфорде, Винчестере (Англия). Отличительными чертами для росписи и скульптуры романского типа являются плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении и напряженная духовная выразительность.
К концу ХII в. романский стиль сменяется готическим. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, стрельчатыми арками, огромными, вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики – устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Реймсе, Амьене. Готическая архитек-