Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110

Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, федеративную и исполнительную ветви.

Таким образом, уже в ХVII веке были сформулированы основные идеи либерализма и те принципы разумного устройства общества, на которые ориентируется современный мир.

7.7. Культура ХVIII в. Просвещение

За ХVIII веком традиционно закрепилось название века Просвещения. Под Просвещением понимают широкое идеологическое движение, охватившее общественную мысль, давшее направление практической деятельности и подготовившее Великую французскую буржуазную революцию.

Базовая идея Просвещения заключалась в том, что общественный прогресс определяется просвещением народов, распространением знаний. А причина зла - в невежестве, темноте. Просвещение и Разум стали лозунгами эпохи. Просветительская идеология, таким образом, имела две стороны: 1) критика существующих порядков; 2) позитивная программа переустройства общества на разумных основаниях с помощью распространения правильных знаний.

Вэпоху Просвещения критике подверглись все общественные институты. Монархию критиковали за деспотизм, разоблачали ее богоданность. Разумным представлялось республиканское правление или просвещенный монархизм. В критике церкви просветители дошли до вольтеровского лозунга «Раздавите гадину!».

Ввопросах религии просветители придерживались различных взглядов: от деизма - признание Бога только в качестве первопричины (Вольтер) - до атеизма (Дидро).

Просветительная эпоха подхватила и взяла на вооружение ряд идей, высказанных в ХVII в. Таковыми были идеи «естественного человека» и «естественных прав человека».

Ж.Ж. Руссо утверждал, что «естественный человек» - это дитя природы, человек, не испорченный цивилизацией. Порочна же общественная среда. Отсюда следовал революционный вывод: чтобы изменить человека, надо изменить общество. Из природы человека выводятся и его «естественные права» – право на жизнь, свободу. Гарантом этих прав личности выступает государство.

111

Эти идеи были закреплены в конституциях первых демократических государств. Так, в американской «Декларации независимости» 1776 г. утверждались неотчуждаемые права человека: право на свободу, жизнь, стремление к счастью.

Важнейшей характеристикой Просвещения является культ знаний. Эпоха отличалась страстью к накоплению знаний. Эта страсть воплотилась в появлении тридцатипятитомной энциклопедии – словаря всех наук, искусства и ремесел.

Величайшим событием ХVIII века стала Великая французская революция, подготовленная просветительной идеологией, основой которой была острая критика существующих порядков, понимание новой роли государства, идеи естественных прав человека. Революция проходила под лозунгом: «Свобода, равенство, братство». Права человека были закреплены в «Декларации прав человека и гражданина» в 1789 г. Под влиянием этой революции в ХIХ в. преобразовалась Западная Европа.

Ведущим стилем в искусстве ХVIII в. стал классицизм, зародившийся во Франции в конце ХVII в. Слово «классицизм» происходит от латинского «classicus» – образцовый. Классицизм обратился к идеалам греческой классики, утверждая принципы гармонии, величественной простоты.

Классицизм выражал также идеалы просветительной идеологии. Он воспевал патриотизм, гражданственность, служение общественным идеалам и чувство долга.

Эпоха Нового времени подготовила эру технического прогресса и так называемой второй научной революции, приведших к радикальному изменению облика человеческой цивилизации.

Вопросы

1.В чем отличие культуры Древнего Рима от культуры Древней Греции?

2.Назовите основные черты христианства.

3.Перечислите основные черты европейской средневековой культуры.

4.В чем отличие Северного Возрождения от итальянского?

5.Каковы были предпосылки Реформации в Западной Европе?

6.В чем отличие католичества от протестантизма?


112

Литература

1.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М., 1973

2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В.Попова. – М., 1996

3.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. –

М., 1993

4.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Мар-

ковой. – М., 2000

5.Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1999

6.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.,

1990

7.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992

8.Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991

9.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.,

1989

10.Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1996

Глава 8

КУЛЬТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.Утверждение техногенной цивилизации.

2.Технический прогресс и проблемы гуманизма в современной культуре.

3.Элитарная и массовая культуры.

4.Глобальные проблемы современности и футурологические прогнозы.

8.1.Утверждение техногенной цивилизации

Вэпоху Нового и Новейшего времени произошла модернизация общественной и духовной жизни Европы. Это был сложный и многогранный процесс. Он получил выражение в таких явлениях, как индустриализация, урбанизация, демократизация, секуляризация.

ВХIХ в. произошло окончательное утверждение западного типа цивилизации. Это особый тип цивилизационного развития, основанный

113

на ускоряющемся прогрессе науки и технологии. Он принес с собой различные изменения:

1.Социальную мобильность – открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещения его из одних слоев общества в другие и улучшения своего материального и социального положения (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и пр.).

2.Невиданные ранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительности транспортных средств, развитие туристического бизнеса, «прозрачность» границ между государствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей, эмиграции и иммиграции).

3.Расширение возможностей выбирать место жительства, профессию, работу, сексуального партнера и супруга.

4.Высвобождение времени для досуга и расширение возможностей его индивидуального использования (хобби, коллекционирование, общение и т.п.).

5.Разнообразие и доступность источников информации, а значит, и свободу в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религиозной веры, мировоззренческих убеждений, политических симпатий и антипатий, идеологических установок и т.д.).

6.Усиление социобиологической защищенности личности (благодаря развитию медицины, социального страхования, правоохранительной системы, демократических форм контроля над деятельностью государства); увеличение продолжительности жизни, а значит и возможностей поиска различных путей для самореализации личности, для достижения полноты жизни и счастья.

7.Смену стилей поведения и мышления в рамках одной жизни, которая подкрепляет идею развития, изменения, диалога поколений.

Технический прогресс неизмеримо поднял производительность труда, что привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (транспорт, связь, торговля). Бытовая техника стала неотъемлемой частью человеческой жизни. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы с необычайными свойствами, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее бо-


114

лезней, открыла пути генной инженерии – целенаправленного управления процессами, происходящими в генетических структурах растений, животных и человека. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества (которое называют по-разному: «постиндустриальным», «информационным», «электронным» и т. п.).

В XX веке европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы. Так как культура европейского типа уже не является характерной лишь для Европы, ее обычно называют «западной культурой».

Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые, державшиеся веками традиции.

Философы, писатели, художники, публицисты XX столетия говорили о загнивании западной культуры и предрекали приближение ее катастрофы. Но она продолжает существовать. Ей удалось устоять в борьбе с фашистскими и коммунистическими режимами, которые провозглашали себя носителями новой, более совершенной культуры. Творческие потенции западной культуры еще более возросли. Ее достижения в XX веке преобразовали условия жизни всего человечества и лицо земного шара.

Конечно, современная западная культура имеет немало проблем. По мнению О. Шпенглера, в западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности — интеллектом, многообразия природной среды – однообразием городских домов, высокого искусства – примитивными развлечениями, глубоких чувств – мимолетными эмоциями.

П. Сорокин констатировал, что современная западная культура проникнута чувственным началом, стремлением к наслаждениям; в ней нет духовности, и потому она обречена на разложение.

Испанский философ X. Ортега-и-Гассет увидел, что в XX веке произошло «восстание масс», которые враждебны к элитарной культуре; происходит «дегуманизация» искусства, массовое искусство захлестывает общество, и культура его приходит в упадок.

Л. Мамфорд отметил, что современное западное общество все более превращается в рационализированный и бюрократизированный ме-

115

ханизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, выполняющую положенные ей обязанности; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями.

А. Печчеи, Р. Арон обращают внимание, что НТР разрушает природу, уничтожает экологические условия существования человечества.

Л. Гумилев пришел к выводу, что западные народы вступили в дряхлый возраст, утратили пассионарность, а вместе с ней – энергию и жизнестойкость; они изнеженны, привыкли к комфорту и наслаждениям, и рано или поздно им придется сойти с исторической сцены под напором молодых и свежих сил.

Ряд исследователей (С. Хантингтон и др.) предупреждают, что существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны растущего национализма отсталых стран Азии и Африки; ослабленный внутренними противоречиями Запад может оказаться не в состоянии противостоять агрессивным разрушительным импульсам, исходящим из этих стран, и погибнуть в новых войнах, развязанных фанатиками с ядерными бомбами в руках.

Конфликтность современной западной культуры – факт, на который нельзя закрывать глаза.

В ХХ веке в западном мире остро стояла проблема свободы и насилия. Огромны масштабы и размах насилия и надругательства над человеком, наиболее страшные примеры крайней степени насилия представляют собой нацистские преступления против человечества. В результате пережитых обществом в XX веке изменений насилие воспринимается как нарушение норм человеческого бытия. Осознание прав личности, развитие демократии и гуманизма ведут к тому, что общественное мнение в западных странах повсеместно восстает против насилия и репрессий. Одно из величайших достижений современной западной цивилизации - создание условий для увеличения свободы человека.

Ориентация западной культуры на развитие человеческой свободы поставила проблему совместимости защиты личности с насилием над личностью.

8.2.Технический прогресс и проблемы гуманизма

всовременной культуре

Для цивилизации западного типа свойственно проникновение техники во все области жизни. Технизация жизни – неотъемлемая часть


116

современной западной культуры. Технический прогресс предоставляет людям множество благ. Но за это надо расплачиваться. Появляются проблемы, порождаемые технизацией. Рост производительности труда ведет к проблеме безработицы и организации досуга. Жилищный комфорт увеличивает разобщенность людей. Автомобилизация населения губит природу. Техника подчиняет себе человека. Человек сам приобретает черты машины, становится автоматом.

ВXIX в. технический прогресс, как правило, оценивался положительно. Сегодня отношение к нему стало двойственным: желание пользоваться его позитивными результатами сталкивается с нежеланием принимать его неизбежные негативные последствия. В этих условиях завязывается борьба между двумя противоположными установками:

техницизмом и антитехницизмом.

Техницисты утверждают, что технический прогресс необходим для развития человечества. Его негативные последствия будут преодолены на основе дальнейшего развития техники.

Антитехницисты считают, что развитие техники пагубно для человечества и потому необходимо остановить погоню за новыми техническими открытиями. Они утверждают, что техника отрывает людей от естественной природной среды обитания; совершает насилие над природой; угрожает здоровью и жизни людей; развращает человека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитию духовных интересов; стандартизирует людей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу; производит вредные отходы и т.д.

Сэтими спорами связаны и два противоположных взгляда на науку: сайентизм и антисайентизм (от английского «science» – наука). Приверженцы сайентизма доказывают, что наука является главной движущей силой социального прогресса. В качестве образца научного познания принимаются методы естественных наук. Грандиозные достижения науки XX века стали основанием для распространения сайентизма в обществе. Наука действительно стала лидером культуры.

Вто же время, люди в XX веке стали осознавать и опасности, связанные с нею. Научное знание может быть обращено и на пользу, и во вред человеку.

Успехи ядерной физики, технических наук, генетики и др. таят в себе угрозу для самого существования человечества, если оно не будет относиться к ним с достаточной осторожностью.


117

Это подняло в обществе волну антисайентизма, выступающего с негативной оценкой достижений науки и требованием прекратить или, по крайней мере, сократить расходы общества на ее развитие, разрешив научные исследования лишь в некоторых, бесспорно полезных для человечества, направлениях. Антисайентисты обвиняют науку в том, что она сбила человечество с правильного пути постижения Бога и души, внутреннего духовного совершенствования человека. Многие из них идеализируют культуру прошлого.

Полное осуждение техники и науки неразумно. Но к голосам критиков все же стоит прислушаться. Они предостерегают нас от больших бед. Технизация действительно дает повод для тревоги.

Всовременном общественном сознании постепенно набирает силу тенденция к гуманизации жизни, которая может оказать благотворное влияние на дальнейший ход НТП. Под гуманизацией понимается распространение принципов и идеалов гуманизма в качестве критериев оценки всего, что происходит в человеке и в мире, окружающем его. Гуманизация может исправить пороки технизации.

В60-70-х годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. В культурологии его принято называть «постмодернизмом». Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».

Постмодернизм – это больше, чем стиль эпохи, это состояние современной культуры. Постмодернистское состояние охватывает философию, искусство, настроения и установки общества. Главным лозунгом постмодернизма является отказ от поисков истины, смысла, возвышенного и серьезного. Любая истина рассматривается как до времени не разоблаченная ложь. Постмодернизму свойственны нигилизм, ирония, стихия чувственности, а теории, устойчивые традиции, моральные нормы оцениваются идеологами постмодернизма как умственный тоталитаризм.

Постмодернизм исходит из положения об исчерпанности искусства. Поскольку искусство не способно к обновлению и нововведению, у него остается один путь – симуляция того, что называется искусством, паразитирование на искусстве прошлых эпох. Этот стиль подразумевает цитирование известных образцов и построен на развалинах утраченных идеалов, а потому антиинтеллектуален. Постмодернизм извлекает из культурной памяти обрывки стилей и направлений, а затем, пере-