Файл: Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

80

ратор) и стал первым императором Китая под официальным титулом Цинь Шихуанди.

3.Культура ранних империй (III в. до н.э. – III в. н.э.), охватывающая правление династий Цинь и Хань. В этот период времени были найдены устойчивый образ жизни и система государственного управления, в основе которых лежали конфуцианство и даосизм, было закончено становление китайской иероглифической письменности, обусловившей особое видение мира китайцами, особенности их мышления. С эпохами Цинь и Хань связаны такие значительные достижения китайской культуры, как изобретение бумаги, появление шелковой ткани, пороха, строительство Великой Китайской стены, установление Великого шелкового пути, строительство дворцов и т.д.

ВIII в. н.э. династия Хань окончательно пала. Наступил период раздробленности и междуусобиц, растянувшийся на 400 лет. В этот период происходят существенные этнокультурные перемены: население Китая смешивается с кочевыми племенами, приходившими волнами, в результате чего китайская культура смешивалась с «варварской». Изменения затронули все области: язык, материальную и духовную культуру, религию. В IV-V вв. н.э. в Китае начинает быстро распространяться буддизм.

С окончанием политической раздробленности наступает экономический подъем и новый культурный расцвет Китая.

4.Период правления династий Тан (VII – Х вв.) и Сун (Х – ХIII

вв.). Этот период считается эпохой истинного расцвета Китая, золотым веком его культуры, особенно в области литературы и искусства.1 Художественная культура Китая приобретает в это время яркую самобытность, основанную на синкретизме живописи, поэзии, каллиграфии, пронизанных глубоким символизмом. Восприятие произведений китайской живописи и поэзии требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя художественные образы в единую символическую картину. На основе искусства каллиграфии создается шкала оценок живописного искусства, постепенно разделяющаяся на жанры (которые не соответствуют европейскому жанровому делению): «горы-воды», «цветы и птицы», «травы и насекомые». В них отражаются основные космологические принципы даосизма (выражение единого через единст-

1 Материал о художественной культуре эпохи Тан и Сун изложен по: Садохин А.П. Мировая художественная культура / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М., 2000.


81

венное, выявление в каждом образе взаимодействия инь, (например, вода) и ян (например, горы), вплетение человека в мир природы и т.д.

Очень часто живописные изображения дополнялись стихотворными строками. Одним из наиболее известных художников и поэтов этого времени считается Ван Вэй (699-799 гг.), произведения которого стали образцом для подражания в последующие времена.

Наряду с живописью, поэзией и каллиграфией, получила развитие и архитектура в основном под влиянием буддизма. В это же время возникают так называемые комплексы ландшафтных садов, включавшие в себя архитектурные сооружения и скульптуру.

Монгольское нашествие в кон. ХIII в. принесло китайской культуре огромные бедствия и разрушения. Замерла жизнь больших городов, наступил упадок в экономике. Монгольское владычество длилось полтора века и было едва ли не самым тяжелым временем в истории Китая. Монгольское иго было свергнуто в сер. ХIV в. Наступил новый период в истории и культуре традиционного Китая, приходящийся на правление династий Мин и Цин (сер. ХVII в. – 1912 г.).

В этот период (ХIV – сер. ХVII вв.) происходит сближение Китая с европейским миром, особенно в период правления династии Цин, что приводит к изменениям, носящим характер цивилизационных сдвигов. С сер. ХIХ в. Китай вступает в качественно новую фазу своего куль- турно-исторического развития.

Вопросы

1.Назовите характерные черты традиционного общества.

2.Каковы основные достижения месопотамских цивилизаций?

3.Какую роль в развитии древнеегипетской цивилизации и культуры сыграл Нил?

4.Назовите идеи, которые являются общими для брахманизма, буддизма, индуизма.

5.Какое влияние на развитие художественной культуры Индии оказал буддизм?

6.Какую роль в развитии китайского искусства сыграл даосизм?

Литература

1.История мировой культуры / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 2000

82

2.Культурология. История мировой культуры / Ред.: А.Н. Маркова.

– М., 2000

3.Карпушина С.В. История мировой культуры / С.В. Карпушина, В.А. Карпушин. – М., 1998

4.Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001

Глава 6

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУГ

1.Возникновение ислама и генезис арабо-мусульманской культуры.

2.Особенности и основные этапы развития арабо-мусульманской культуры.

3.Художественные традиции исламского мира.

6.1. Возникновение ислама и генезис арабо-мусульманской культуры

Становление арабо-мусульманской культуры связано с возникновением ислама, который сплотил разобщенные оседлые племена и племена кочевников-бедуинов в арабскую народность. Ислам возник в VII веке в одном из языческих религиозных центров Аравийского полуострова – г. Мекке, где располагалось святилище Кааба (в пер. с араб. – «Куб»), в стену которого был вмонтирован черный камень (очевидно, метеоритного происхождения).

ВМекке родился в 570 г. и начал свои проповеди Мухаммед, араб из племени курейш (курайш). Рано оставшись сиротой, он воспитывался в доме у своего дяди Абу Талиба, который являлся главой влиятельного рода хашим и на протяжении всей своей жизни оказывал Мухаммеду всяческую поддержку. Став взрослым, Мухаммед занялся караванной торговлей, женился на богатой мекканской вдове Хадидже, стал общаться с ханифами (праведниками и аскетами арабского происхождения, проповедовавшими необходимость веры в единого Бога).

В610 г., находясь в пещере горы Хира, Мухаммед услышал обращенный к нему голос и выучил наизусть (запомнил, записал в своем сердце) продиктованный ему свыше текст:

«Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка.


83

Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом (богословием), научил человека тому, чего он не знал».

96 сура Так было положено начало Корану (книге божественных открове-

ний) и проповеднической деятельности Мухаммеда. Мухаммед, которого стали называть пророком и посланником Бога, учил, что нужно всецело покориться воле Бога (Аллаха). Последователи пророка стали называться мусульманами, т.е. покорными Богу (от араб. «муслим» – ед. число, «муслимун» – мн. число).

В622 г. Мухаммед из-за усилившихся гонений совершил хиджру (араб. – «переселение») из Мекки в Ясриб вместе с мухаджирами, т.е. совершившими хиджру. Ясриб стал называться Мединой («Городом пророка»). В Медине Мухаммед был принят как правитель. Хиджра стала точкой отсчета времени по мусульманскому лунному календарю (16 июля 622 г.). Рядом с домом Мухаммеда в Медине была построена первая мечеть (араб. – «место поклонения»). В Медине происходит окончательное становление культа и догматики ислама, в том числе оформляется идея священной войны. Мухаммед вступает в военные действия против Мекки, закончившиеся в 630 г. его победой. Мекка приняла ислам и признала Мухаммеда пророком. Он вернулся в Медину и в марте 632 г. совершил паломничество к святыне Каабы, по дороге к которой на горе Арафат произнес свою последнюю проповедь, обобщенный текст которой можно найти во всех мечетях мира.

Виюне 632 г. пророк умер и был похоронен в Медине. К этому времени под властью Медины находился почти весь Аравийский полуостров. Преемники власти Мухаммеда – мухаджиры: Абу Бакр, Омар, Осман, Али, которые стали называться халифами («заместителями посланника божьего»), продолжили его дело. Они расширили границы единого арабо-мусульманского государства, которое стало именоваться Мединским Халифатом, ввели новое летоисчисление от 622 г., свели все проповеди пророка в единую книгу «Коран» (араб. – «чтение, чтение вслух»), положили начало Сунне (араб. – «образец, пример, священное предание»).

ВКоране 114 сур (глав), расположенных по степени длины: самая длинная – в начале, самая короткая – в конце. Суры (араб. – «ряды камней в кладке») состоят из аятов – ритмически завершенных фраз. Язык Корана – арабский, Коран было запрещено переводить на другие языки


84

в религиозных целях. Его дополняет Сунна, сведенная в шесть сборников хадисов – рассказов, сообщений о поступках и изречениях Мухаммеда.

Абу Бакр, Омар, Осман и Али в мусульманской традиции считаются четырьмя «праведными халифами», а время их правления (532661 гг.) – счастливой эпохой. С культурологической точки зрения этот период можно считать временем, завершающим генезис арабомусульманской культуры. Именно в это время оформились и три основных направления в исламе, основанные на разных подходах к решению проблемы верховной власти: суннизм, шиизм и хариджизм. Но эти подходы не выходят за рамки общих исламских принципов, за границы единой культуры.

6.2.Особенности и основные этапы развития арабо-мусульманской культуры

Особенности этой культуры определяются, прежде всего, основами вероучения и культа, изложенными в Коране и Сунне. Традиционно выделяют пять первоэлементов, или столпов, определяющих принадлежность к исламу:

1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, которое закреплено в формуле – шахад (араб. – «свидетельствовать»): «Нет божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед – посланник Божий». Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии свидетелеймусульман три раза произнести шахад. Строгий последовательный монотеизм – центральная идея мусульманства. Как говорится в Коране, единый Бог – надмирный творец всего, он правит миром, все зависит от него, он абсолютен во всех отношениях, «никого нельзя давать ему в сотоварищи». Человек должен безотчетно отдаться во власть Бога и безусловно довериться ему, надеясь на его поддержку и милосердие. С этой точки зрения в Коране дается критика язычников, также критика иудеев и христиан, как исказивших откровение истинного Бога, дается и новая интерпретация сотворения мира, человека, деятельности пророков: Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы), Иисуса (Исы), Страшного Суда, ада, рая и т.д. Таким образом, формулируется мысль об исключительности миссии Мухаммеда и роли Корана. Мухаммед завершает (запечатывает) череду пророков, а Коран – ряд откровений.

85

Утверждению веры в Аллаха, единого Бога способствуют четыре остальных «столпа» ислама.

2.Ежедневная пятикратная молитва («салам» – араб., «намаз» – перс.) на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. В пятницу совершается коллективная молитва

вмечети, сопровождаемая проповедью и разъяснением религиозноэтических и политических вопросов.

3.Пост в месяц рамадан, т.е. в 9-й месяц лунного календаря, с того дня, когда Мухаммед получил первое божественное откровение. В месяц рамадан с восхода до захода солнца, пока можно отличить белую нитку от черной, необходимо воздерживаться от питья, еды, увеселений и других удовольствий.

4.Добровольная очистительная милостыня («закят» в пер. с араб.

– «очищение»).

5.Паломничество («хаджж») в Мекку, хотя бы раз в жизни, которое рассматривается как «очищение от грехов».

Соблюдение этих условий является подтверждением веры человека и одновременно его права на вхождение в общину верующих (умму). Совершение греха (отступление от указанных и других норм Корана и Сунны) отдаляет человека от божества, очищение от греха восстанавливает эту связь.

Идея очищения, реализуясь в конкретных нормах и ритуалах, сопровождает все этапы жизненного цикла мусульманина – рождение, вступление в брак, смерть. При этом очищение тела и души символически взаимосвязаны. Мусульманская этика исходит из реального образа человека, который понимает и принимает ограниченность своих человеческих возможностей.

Эти и другие составляющие исламской культуры обусловили такую ее особенность, как способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. В ходе завоеваний, выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы столкнулись с высокоразвитыми цивилизациями, но не растворились в них, а, наоборот, передали им свою религию, язык, менталитет, создав на этой основе самобытную устойчивую конкурентоспособную культуру. Это позволяет сказать, что решающим фактором распространения и утверждения ислама были не завоевание и подавление, а его культурная мощь.

Другой важной особенностью арабо-мусульманской культуры является неразделимость духовной и светской власти: религии, морали и


86

права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности – халифат. Халиф сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабомусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они истолковывали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между уммой (ее представителями) и претендентом на халифат, который должен отвечать следующим требованиям:

-быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов);

-происходить из племени курейшитов;

-быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.

Халиф не может передавать свою власть по наследству, выбирать себе преемника; умма смотрит на него как на своего представителя, он должен выполнять предписания Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата (от араб. «шари,а» - прямой путь, правильная дорога к цели»).1Шариат – это система права, базирующаяся на Коране и Сунне и синкретически объединяющая не только юридические, но и религиозные, нравственные, политические и все прочие нормы.

Халифат – не единственная концепция исламской государственности. Все остальные ее концепции, так же, как и халифат, основаны на неразделимости светской и духовной власти: религии, морали и права.

В развитии арабо-мусульманской культуры можно выделить несколько периодов:

1. Персидско-арабский (VII-Х вв.). Он связан с деятельностью халифата Омейядов (661-750 гг.) со столицей в Дамаске и частично халифата Аббасидов (750-1258 гг.) со столицей в Багдаде. В это время границы созданного преемниками Мухаммеда арабо-мусульманского халифата стремительно расширялись. Уже к середине VIII века в его состав вошли территории Ирака, Сирии, Палестины, Северной Африки, Испании, а также Персии, Армении, Азербайджана, Хорезма и Средней

1 Характеристика сущности халифата дается по кн.: Введение в культурологию / Под ред.

Е.В.Попова. – М., 1996.