Файл: Г.В. Борисова Мировая культура и искусство. Рабочая программа, тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 230500 - Социально-культурный сервис и туризм.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра отечественной истории
МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Рабочая программа, тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм”
Составители Г.В. Борисова Н.П.Гаврилова В.Л. Правда
Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 05.04.01
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол № 3 от 09.04.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу “Мировая культура и искусство”
лекции |
18 часов |
самостоятельная работа |
50 часов |
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины
“Мировая культура и искусство” является одной из дисциплин гуманитарного цикла. Она ставит своей целью углубление знаний студентов о культурных и исторических процессах различных эпох и влиянии этих процессов на развитие мирового и отечественного искусства, ознакомление студентов с культурно-историческими и туристическими центрами в контексте мирового культурного наследия.
1.2.Задачи изучения дисциплины
Врезультате изучения настоящего курса студент должен знать:
-основные этапы развития мировой культуры и искусства
-особенности стилей и направлений в художественной культуре
-содержание культурных процессов различных исторических эпох в сохранении и использовании культурного наследия
-место и роль мировых культурно-исторических и туристических центров
Врезультате усвоения курса студент должен уметь:
-оценивать место и роль художественной культуры в жизни общества
-анализировать произведения различных видов искусства
-готовить доклады и рефераты по искусству
-пользоваться научной справочной литературой соответствующего круга
1
-оценивать туристический потенциал края
1.3.Перечень дисциплин, необходимых для изучения данной дисциплины
Для усвоения дисциплины необходимо знание основных базовых курсов истории и культурологии.
2.Содержание дисциплины 2.1. Лекционный курс
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Предмет дисциплины “ Мировая культура и искус- |
|
|
|
|
|
ство” соотношение ее с другими науками. Структура |
2 |
|
и состав дисциплины. Основные понятия: культура, ис- |
|
|
кусство, виды искусства, жанры. |
|
|
|
|
2 |
Язык видов искусства. Графика. Основные виды |
|
|
графики. Печатная графика. Гравюра. Ее разновидно- |
|
|
сти. Основные выразительные средства графики. Живо- |
|
|
пись. Виды живописи. Жанры в живописи. Выразитель- |
|
|
ные средства живописи. Скульптура, ее виды и вырази- |
|
|
тельный язык. Архитектура. Особенности архитектуры |
4 |
|
как вида искусства. Выразительные средства архитек- |
|
|
туры. |
|
3 |
Мировая культура. Наивысшие достижения худо- |
|
|
жественной культуры в основных культурно- |
2 |
|
исторических регионах древности. Художественная |
|
|
практика Востока. Своеобразие античного искусства. |
|
|
|
|
4 |
История культуры России. Древнерусское искусст- |
|
|
во и византийская художественная система. Древне- |
|
|
русская иконопись. Язык иконы школы иконописи, |
4 |
|
своеобразие русского средневековья. Школы в зодчест- |
|
|
ве. |
|
|
|
|
5 |
Проблема стилей в европейском искусстве. Стили |
|
|
средневековья. Ренессанский стиль. Барокко. Класси- |
|
2
|
цизм – выражение нового мироощущения эпохи. Возник- |
|
|
новение романтизма и его проявления в различных видах |
|
|
искусства. Реализм и его эволюция. Стили ХХ века и их |
4 |
|
генезис. Художественный язык современности. Своеоб- |
|
|
разие стилистических заимствований в русском искусст- |
|
|
ве. |
|
|
|
|
6 |
Основные культурно–исторические и туристические |
|
|
|
|
|
центры в контексте мирового культурного наследия. |
2 |
|
Охрана и использование культурного наследия. |
|
|
|
|
|
Итого |
18 |
3.Учебно-практические материалы по дисциплине
1.Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч. 1, 2. – М., 1994.
2.Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.
3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.
4.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.
–М.,1993.
5.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 1994.
6.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2000.
4.Методические советы
Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения составлена в соответствии с Госстандартом дисциплины “Мировая культура и искусство”.
Первым этапом работы является подбор соответствующей литературы. Каждая тема снабжена списком специализированной литературы. Однако не всегда и не всю ее можно найти в местных библиотеках. В конце методического пособия дан еще один список литературы, более общего характера, которую также можно использовать для написания контрольной работы.
3
Отобрав нужную литературу из списков, приступают к ее изучению, подбирая материал к вопросам плана.
Первый вопрос темы обычно носит обобщающий характер и предполагает общий обзор характера эпохи, ее главных идей, тенденций, художественных принципов. Это работа достаточно сложная, так как требует умения выделять главное, обобщать.
Содержание работы должно излагаться связно, логически, последовательно. Изложение каждого пункта плана должно следовать традиционному членению: вступление, основная часть, заключение.
Изложение каждого вопроса темы завершается кратким выво-
дом.
5. Требования к оформлению контрольной работы
Достаточный объем работы предполагает примерно 15-18 страниц школьной тетради. Страницы нумеруются, оставляются поля для заметок проверяющего работу преподавателя.
На обложке необходимо указать фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес студента-заочника. На первой странице тетради пишется номер контрольной работы, название темы, план.
Каждый раздел выделяется подзаголовком и нумеруется согласно плану. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, ставится подпись, дата окончания работы. Отсутствие списка литературы может быть достаточным основанием для “незачета”. Список литературы должен включать не менее 4-5 наименований.
Работа, получившая оценку “зачет”, возвращается студенту. В случае “незачета” студент должен переделать работу или дополнить в соответствии с замечаниями. На повторную проверку высылаются оба варианта.
Без выполнения контрольной работы студенты не допускаются к зачету или к экзамену.
Темы распределяют по алфавиту и студент должен выбрать тему в соответствии с первой буквой своей фамилии. Если к буквам предложено несколько тем, студент может выбрать одну по желанию. Например, номер контрольной работы студента Иванова соответствует цифре 5 (смотрите распределение тем). Желаем удачи!
4
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ “МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССВО”
1.Искусство как часть мировой культуры. Происхождение искусства. Его функции.
2.Виды и жанры в искусстве.
3.Графика: виды и выразительные особенности.
4.Язык живописи.
5.Скульптура, ее выразительный язык.
6.Архитектура как вид искусства.
7.Своеобразие художественной жизни древневосточных цивилизаций.
8.Культура и искусство Древней Греции.
9.Особенности культуры и искусства Древнего Рима.
10.Особенности художественной культуры арабского средневековья.
11.Христианство и византийское искусство.
12.Культура и искусство Киевской Руси.
13.Архитектурные школы Древней Руси.
14.Иконописные школы Древней Руси.
15.Язык иконы: символизм в иконописи. Иконографические типы. 16.Христианство и искусство средневековой западной Европы: романский и готический стили в искусстве.
17.Искусство итальянского Возрождения.
18.Искусство Северного Возрождения.
19.Основные тенденции культуры и искусства ХV11 в. Стили и жанры.
20.Культурный облик Просвещения. Искусство классицизма.
21.Стилевые особенности русского искусства ХV111 века. 22.Художественные стили Европы Х1Х века: поздний классицизм, романтизм и реализм.
23.Европейское искусство конца Х1Х века. Импрессионизм, постимпрессионизм, модерн.
24.Авангардизм в искусстве Европы начала ХХ века. 25.Серебряный век русской культуры. Зарождение русского авангарда.
26.Художественный язык современности. Стиль постмодернизма. Появление новых жанров в искусстве.
27.Своеобразие культурно-исторических центров Европы.
5
28.Своеобразие культурно-исторических центров России.
29.Своеобразие культурно-исторических центров Востока.
30.Крупнейшие музеи мира.
31.“Линейные теории” развития культуры. Г.Гегель, К.Маркс, К.Ясперс.
32.“Циклические теории” динамики культуры: Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер.
33.Философия Ф.Ницше как теория культуры. 34.Концепция культурных сверхсистем П.А.Сорокина.
35.Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, Г.Юнг, Э.Фромм.
36.Современные культурологические концепции. Структурализм. Постмодернизм.
Тематика контрольных работ
А – 1, Б – 2, В – 111, Г – 1V, |
Д - V , Ж –V 1, З – V11, |
И – V111, |
||
К – 1Х, Л - Х, |
М – Х1, Н - |
Х11, |
О - Х111, П – Х1V, |
Р – ХV, С |
– ХV1, Т – ХV11, |
У, Ф – ХV111, |
Х,Ц,Ч – Х1Х, Ш, Щ - ХХ, Э, |
||
Ю, Я – ХХ1 |
|
|
|
|
6
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ “МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА”
План
1.Искусство как часть мировой культуры. Сущность, происхождение искусства, его функции.
2.Виды и жанры в искусстве.
Литература
1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988
3.Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000
4.Кривцун О.А. Эстетика. - М., 1998
5.Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. – М., 1990
6.Полевой В.М. Искусство как искусство. – М., 1995
7.Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. – 1997 - март-апрель
8.Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. –
М., 1995
9.Популярная художественная энциклопедия. Т.1 – 12. - М., 1986
10.Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. - М., 1995
ТЕМА № 2
ГРАФИКА КАК ВИД ИСКУССТВА
План
1.Виды графики: Рисунок. Печатная графика. Гравюра. Виды гравюры.
2.Выразительные средства графики: Линия. Композиция. Цвет. Лаконизмы.
7