Файл: Н.Г. Рзенко Метрология. Законодательное обеспечение единства измерений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.06.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра металлорежущих станков и инструментов

МЕТРОЛОГИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Методические указания к лабораторной работе по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 120200 «Металлорежущие станки и инструменты», специализации 120219 «Менеджмент качества, сертификации и лицензирование оборудования»

Составитель Н.Г. Розенко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 25.06.01

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 120200

Протокол № 6 от 27.06.01 Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучить нормативную базу законодательного обеспечения единства измерений в Российской Федерации. Получить практические навыки использования ее в деятельности предприятий и организаций.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При любом способе организации общественного производства вопросы защиты государства от недостоверных результатов измерений рассматривались по своей значимости на таком же уровне, как и защита финансовой системы от фальшивой валюты. Поэтому, как свидетельствует мировая практика, метрологические требования должны устанавливаться правовыми актами, имеющими силу закона.

Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» принят в 1993 году.

Впреамбуле Закона говорится о том, что он устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Впервом разделе Закона дается определение единства измерений как такого состояния измерений, при котором их результаты выражены

вузаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Таким образом обеспечение единства измерений может быть выполнено при двух основополагающих условиях:

1. Выражение результатов измерений в узаконенных единицах;

2. Установление допустимых погрешностей результатов измерений и их границ, за которые погрешность не должна выходить при заданной вероятности.

Встатье 4 этого же раздела говорится о государственном обеспечении единства измерений и о закреплении этой деятельности за Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России). Согласно Закону к компетенции


2

Госстандарта относится межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в РФ; представление Правительству РФ предложений по единицам величин, допустимым к применению; установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; осуществление государственного метрологического контроля и надзора; осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений; руководство деятельностью государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений; участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Раздел II Закона посвящен единицам величин, средствам и методикам выполнения измерений как важнейшим факторам обеспечения единства измерений.

В статье 6 говорится о том, что в РФ допускаются к применению единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам (ГКМВ), рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии (МОЗМ). В этой же статье отмечается возможность использования наравне с единицами величин Международной системы единиц и внесистемных единиц. Решение об этом принимается Правительством РФ. В случае же поставки продукции на экспорт характеристики и параметры ее могут выражаться в единицах, установленных заказчиком.

Статья 7 посвящена государственным эталонам единиц величин, говорится, что они используются в качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц величин с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории РФ.

Отмечается также тот факт, что государственные эталоны являются федеральной собственностью; они подлежат утверждению Госстандартом РФ и находятся в его ведении.

Статья 8 и 9 посвящены соответственно средствам измерения и методикам выполнения измерений.

Говорится о том, что средства измерений должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям и что решение об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт РФ.

3

Отмечается также, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованным и в установленном порядке методиками и порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом РФ.

Согласно статье 10 Закона, для обеспечения единства измерений, создается государственная метрологическая служба (ГМС). Она находится в ведении Госстандарта РФ и включает в себя:

1.Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), которые представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва); ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург); НПО ВНИИ физикотехнических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской области); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. ГНМЦ несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений.

2.Органы ГМС на территориях республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, представленные метрологическими отделами территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ) и осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор в соответствующих регионах.

Госстандарт осуществляет также руководство государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) и координацию их деятельности.

ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли.

ГССО осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных образцов состава

исвойств веществ и материалов в отраслях народного хозяйства в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

ГСССД осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в


4

науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

Согласно статье 11 Закона, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора в структуре государственных органов управления, а также в структурах предприятий, организаций, учреждений, являющихся юридическими лицами, в необходимых случаях создаются метрологические службы.

Метрологическая служба – это совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

За обеспечением единства измерений устанавливается государственный метрологический контроль и надзор.

Встатье 2 Закона дается определения метрологического контроля

инадзора как деятельности, осуществляемой органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль

инадзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Таким образом, метрологический контроль и надзор делится на государственный, осуществляемый органом государственной метрологической службы и метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц.

Государственный метрологический контроль включает: 1. Утверждение типа средств измерений; 2. Поверку средств измерений, в том числе эталонов;

3. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

1. За выпуском, состоянием и применением, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

2. За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

3. За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор распространяются на:

1. Здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

5

2.Торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов

иустройств;

3.Государственные учетные операции;

4.Обеспечение обороны государства;

5.Геодезические и гидрометеорологические работы;

6.Банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

7.Производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

8.Испытание и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

9.Обязательную сертификацию продукции и услуг;

10.Измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ;

11.Регистрацию национальных и международных спортивных ре-

кордов.

Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:

1.Калибровки средств измерений;

2.Надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованным методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

3.Выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

4.Проверки своевременности представления средств измерения на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Госстандарта РФ:

1.Главные государственные инспекторы;

2.Государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга (далеегосударственные инспекторы).


6

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами в соответствии с законодательством РФ, прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.

Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения:

1.Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

2.Проверять соответствие использованных единиц величин, допущенных к применению;

3.Поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

4.Проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

5.Проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

6.Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

7.Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

1.Запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

2.Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельства

оповерке в случае, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

3.При необходимости изымать средство измерений из эксплуата-

ции;


7

4.Представлять предложения по аннулированию лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

5.Давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

6.Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и

норм.

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство РФ, а также положение нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного контроля и надзора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

ПОВЕРКА И КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

Поверкой средств измерений называется совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Допускается продажа или выдача напрокат только поверенных средств измерений.

По решению Госстандарта РФ право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осу-

8

ществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом государственной метрологической службы.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливается Госстандартом РФ.

Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже.

Калибровкой средства измерений называется совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.