Файл: А.В. Буянкин Транспортные средства. Часть 2. Шасси.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

52.Почему ступенчатая КП в ГМП может иметь всего 2 3 передачи с ограниченным диапазоном передаточных чисел?

53.Почему лопасти турбинного колеса ГТ делают выпуклыми в сторону вращения насосного колеса, а лопасти реактора – выпуклыми в другую сторону?

54.Какую роль в работе ГТ играет реактор? С какой целью реактор ГТ установлен на муфте свободного хода?

55.С какой целью в ГТ ставят два реактора? 56.Какой ГТ называют комплексным?

57.С помощью каких мероприятий повышают КПД ГТ и расширяют зону высоких КПД?

58.Какой механизм ГТ увеличивает его КПД почти до единицы? 59.Возможно ли осуществить торможение автомобиля двигателем

при использовании в трансмиссии ГМП? Пуск двигателя буксировкой? 60.Почему при применении ГМП повышается проходимость авто-

мобиля?

61.Объясните устройство и работу ГМП автомобилей ЛиАЗ677, БелАЗ540.

62.Что представляют собой фрикционы? Их назначение, устройство и работа.

63.Назначение согласующего редуктора ГМП БелАЗ540. 64.Объясните работу системы управления на примере ГМП автобу-

са ЛиАЗ677.

65.Какими факторами определяется момент переключения передач в ГМП?

66.Для чего в гидросистеме управления ГМП применяют два насо-

са?

67.Какой тормоз иногда выполняют в блоке с ГМП? 68.Назначение, классификация раздаточных коробок (РК). 69.Требования к РК. Обоснуйте каждое из требований.

70.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение предъявляемых требований?

71.Сравните различные компоновочные схемы РК.

72.Сравните РК с дифференциальным и блокированным приводом ведомых валов.

73.Какое условие должно быть выполнено и почему при включении пониженной передачи в РК?

11

74.Почему на хороших дорогах привод переднего моста автомобиля ГАЗ–66 необходимо выключать, а у автомобиля ВАЗ–2121 привод переднего моста включен постоянно?

75.Почему привод переднего моста на автомобиле ГАЗ66 можно включить при движении без выключения сцепления?

3.1.3. КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

При изучении карданной передачи основное внимание следует обратить на неравномерность вращения карданного вала, вызванную применением шарниров неравных угловых скоростей, и на условия компенсации неравномерности вращения.

При анализе конструкций карданных шарниров следует рассмотреть тенденции развития конструкций шарниров равных угловых скоростей.

Кроме того, необходимо обратить внимание на возможность передачи карданным валом осевых усилий от ведущего моста на коробку передач и отметить способы борьбы с этим явлением.

Контрольные вопросы

1. Назначение карданной передачи. Требования к карданным передачам. Обоснуйте каждое из требований.

2.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение предъявляемых требований?

3.Классификация карданных шарниров.

4.Какое условие должно быть выполнено для того, чтобы карданный шарнир обеспечивал равные угловые скорости валов?

5.Объясните термин "карданный шарнир неравных угловых скоро-

стей".

6.Объясните устройство карданного шарнира неравных угловых скоростей (асинхронного). Какими способами осуществляют фиксацию стакана относительно вилки?

7.Как компенсируют неравномерность вращения карданного шарнира неравных угловых скоростей в двухшарнирной передаче? Какие условия при этом должны быть выполнены?

8.Объясните устройство и работу карданной передачи. Как компенсируется изменение длины карданной передачи?

9.Назначение удлинителя коробки передач. Почему применение удлинителя может привести к увеличению шума в салоне автомобиля?


12

10.Объясните назначение и устройство промежуточной опоры карданной передачи. С какой целью опору выполняют упругой?

11.Какие причины вызывают неравномерность вращения карданного вала? С какой целью и как балансируют карданные передачи?

12.Почему после разборки шлицевое соединение необходимо собирать по меткам?

13.Почему валы карданной передачи должны обязательно располагаться под углом? К каким последствиям приведет соосность ведущего и ведомого валов?

14.С какой целью на некоторых автомобилях силовой агрегат или балку ведущего моста устанавливают с наклоном?

15.Почему иголки подшипника карданного шарнира выполняют со сферическими или конусными торцами?

16.Чем и почему отличаются карданные передачи привода ведущего моста от передач привода ведущих управляемых колес?

17.Объясните устройство и работу карданного шарнира с делительными канавками и центрирующим шариком. Преимущества и недостатки такого шарнира.

18.Объясните устройство и работу карданного шарнира с делительным рычажком. Преимущества и недостатки этого шарнира.

19.Почему у карданного шарнира привода ведущих управляемых колес автомобиля ГАЗ–66 больше изнашиваются нерабочие канавки?

20.Преимущества и недостатки упругого карданного шарнира. 21.Объясните устройство и работу шипового карданного шарнира,

его преимущества и недостатки.

22.Конструкция, работа, преимущества и недостатки дискового шарнира. Почему дисковые карданные шарниры не устанавливают на легковых автомобилях?

23.Что такое универсальный карданный шарнир?

24.Преимущества и недостатки упругих карданных шарниров. 25.Почему карданная передача, несмотря на наличие шлицевого со-

единения, может передавать осевые усилия? К каким последствиям это может привести и что делают для устранения подобных явлений?

3.1.4. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА

При анализе конструкций главных передач (ГП) необходимо знать назначение, классификацию и требования к ГП, выделить коническую,

13

гипоидную, червячную, а также двойные центральную и разнесенную ГП, отметить преимущества и недостатки этих передач.

Контрольные вопросы

1. Назначение, классификация ГП.

2.Требования к ГП. Обоснуйте каждое из требований.

3.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение предъявляемых требований?

4.Сравните одинарные и двойные ГП.

5.Преимущества и недостатки двухступенчатых ГП. Сравните вальную и планетарную двухступенчатую ГП.

6.Чем отличаются конические и гипоидные ГП? Преимущества и недостатки гипоидной передачи.

7.Преимущества и недостатки червячных ГП.

8.Сравните между собой гипоидные главные передачи с верхним и нижним смещением ведущей шестерни (червячные – с верхним и нижним расположением червяка).

9.Можно ли заменять зубчатые колеса ГП по одному и почему?

10.Назначение упора ведомой шестерни ГП. Что может произойти при его отсутствии?

11.Сравните между собой способы установки ведущей шестерни

ГП.

12.Сравните двойные центральную и разделенную ГП. 13.Преимущества и недостатки различных схем центральной двой-

ной главной передачи.

14.Объясните устройство среднего ведущего моста автомобилей КамАЗ.

15.Какие типы колесных редукторов вы знаете. Почему колесные передачи чаще выполняют планетарными?

16.С какой целью подшипники ГП выполнены радиальноупорными?

17.Как осуществляется циркуляционная смазка подшипников ГП? Почему масло подается в полость между подшипниками?

18.Что произойдет, если для смазки гипоидной передачи использовать не гипоидную смазку?

19.Назначение сапуна в картере ГП. Что произойдет при его отсутствии?

20.Почему нагревается масло в картере ГП?


14

21.Почему картер ГП переднего управляемого ведущего моста смещен относительно оси симметрии автомобиля (обычно влево)? Какими недостатками обладает такая схема?

3.1.5. ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Изучение дифференциала начинается со схемы поворота автомобиля, откуда становится понятным назначение дифференциала. Затем следует изучить схему конического симметричного (простого) дифференциала, понять кинематику и динамику дифференциала, обратить внимание на отрицательное влияние простого дифференциала на проходимость и отметить способы устранения этого недостатка.

Затем необходимо рассмотреть устройство и работу дифференциалов повышенного трения (в некоторой степени устраняющих это отрицательное свойство), особое внимание обращая на обеспечение различной частоты вращения ведущих колес и распределение моментов.

Контрольные вопросы

1. Назначение, классификация дифференциалов.

2.Требования к дифференциалам. Обоснуйте каждое из требований.

3.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение предъявляемых требований?

4.Какие явления могут возникнуть при бездифференциальном приводе ведущих колес автомобиля?

5.В каких случаях работает простой дифференциал?

6.В каком порядке осуществляется передача крутящего момента в простом дифференциале при отсутствии буксования?

7.Объясните кинематику простого дифференциала. Как он обеспечивает разную частоту вращения ведущих колес?

8.Почему при работе дифференциала ведущие колеса не вращаются

вразные стороны?

9.Назначение шайб, устанавливаемых между корпусом дифференциала и полуосевыми шестернями (или сателлитами).

10.С какой целью опорные поверхности сателлитов выполняют сферическими?

11.Как дифференциал распределяет крутящий момент по ведущим колесам?

12.Преимущества и недостатки простого дифференциала.

15

13.Почему на автомобиле "Урал–375" применен несимметричный межосевой дифференциал?

14.Чем можно объяснить крайне редкое применение межколесных дифференциалов с цилиндрическими зубчатыми колесами?

15.Каким образом дифференциал влияет на проходимость автомобиля?

16.Почему при буксовании одного из колес, попавшего на скользкий участок дороги, второе колесо ведущего моста стоит неподвижно?

17.Что происходит с крутящим моментом, подводимым к корпусу дифференциала при буксовании автомобиля?

18.Способы устранения недостатков простого дифференциала.

19.Объясните устройство и работу простейшего дифференциала повышенного трения.

20.Почему дифференциалы повышенного трения с постоянным моментом трения малоэффективны?

21.Объясните устройство и работу кулачкового дифференциала. 22.Почему на внутренней обойме кулачкового дифференциала ав-

томобиля ГАЗ–66 кулачки расположены в два ряда в шахматном порядке? Обязательно ли такое расположение кулачков?

23.Объясните, каким образом кулачковый дифференциал обеспечивает различную частоту вращения ведущих колес.

24.Почему дифференциал повышенного трения вызывает повышение проходимости автомобиля?

25.Объясните, каким образом кулачковый дифференциал увеличивает крутящий момент на отстающем колесе и уменьшает на забегающем.

26.Почему дифференциалы повышенного трения не устанавливают на всех автомобилях?

27.Чем можно объяснить редкое применение червячных дифференциалов?

28.Устройство и работа, преимущества и недостатки гидравлического дифференциала.

3.1.6. ПРИВОД К ВЕДУЩИМ КОЛЕСАМ

Прежде всего необходимо рассмотреть требования, предъявляемые к приводу ведущих колес.

Полуоси применяются в приводе ведущих неуправляемых колес. Основное внимание при изучении полуосей следует уделить конструк-


16

тивным схемам подшипникового узла ступицы ведущего колеса, которые определяют тип и нагруженность полуосей.

Кроме того, необходимо рассмотреть привод к ведущим колесам при независимой и зависимой подвесках, а также привод к ведущим управляемым колесам.

Контрольные вопросы

1. Назначение, классификация, требования к полуосям.

2.Конструктивные отличия полуразгруженных и полностью разгруженных полуосей.

3.Почему разгруженные на три четверти полуоси получили ограниченное применение?

4.Какие нагрузки воспринимают полуразгруженные и полностью разгруженные полуоси при повороте автомобиля?

3.2. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

3.2.1. НЕСУЩАЯ СИСТЕМА. МОСТЫ

В данной теме необходимо рассмотреть различные несущие системы, сравнить рамную и безрамную конструкции несущих систем автомобилей. Сравнение конструкций мостов следует проводить с точки зрения обеспечения выполнения основных требований.

Особое внимание следует уделить также изучению устройства и работы седельно-сцепного и тягово-сцепного устройств автомобилейтягачей.

Контрольные вопросы

1. Назначение, классификация несущих систем.

2.Требования к несущим системам. Обоснуйте каждое из требова-

ний.

3.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается выполнение предъявляемых требований?

4.Конструкции рам грузовых автомобилей. Назначение буферов.

5.Сравните лонжеронную и хребтовую рамы.

6.Сравните рамную и безрамную конструкцию несущей системы легкового автомобиля.

7.Устройство и работа седельно-сцепного устройства тягача.

17

8.Устройство и работа тягово-сцепного устройства тягача. Назначение упругого элемента.

9.Назначение, классификация мостов.

10.Требования к мостам. Обоснуйте каждое из требований. 11.Какими конструктивными мероприятиями обеспечивается вы-

полнение предъявляемых требований?

12.Почему наибольшее распространение получили ведущие мосты с неразрезными балками?

13.Сравните литые и сварно–штампованные балки ведущих мостов. 14.Приведите пример поддерживающего моста.

15.Конструкция управляемого (или комбинированного) моста. 16.С какой целью средняя часть переднего моста выгнута вниз? 17.Почему у грузовых автомобилей шкворень крепят в оси, а не в

цапфе?

3.2.2. ПОДВЕСКА

Прежде всего необходимо усвоить принципиальную схему подвески и назначение ее элементов. Основным оценочным показателем подвески является ее упругая характеристика. Следует уяснить, что для обеспечения необходимой плавности хода автомобиля в условиях ограниченного динамического прогиба упругая характеристика должна быть нелинейной, что достигается за счет установки в подвеску дополнительных элементов.

При изучении упругих элементов знать их основные типы, достоинства и недостатки, обусловливающие область их применения; важно отметить пути повышения долговечности листовых рессор, пружин, торсионов, разобраться в устройстве и особенностях работы пневматических и гидропневматических подвесок.

При изучении направляющих устройств подвески необходимо рассмотреть схемы и конструкции зависимых и независимых подвесок, отметить их преимущества и недостатки, выделяя кинематику подвески; усвоить особенности конструкций подвесок многоосных автомобилей. Схемой направляющего устройства подвески определяется противодействие продольным наклонам кузова автомобиля при разгонахторможениях и кренам при поворотах, поэтому необходимо знать зависимость этих свойств от конструктивных параметров подвески, обращая особое внимание на стабилизатор поперечной устойчивости.