ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
78
Каждый член левой части этого уравнения определяется по
формулам вида: |
|
|
|
|
||
qe = |
Qe |
100% ; |
qохл = |
Qохл |
100% . |
(10.10) |
|
|
|||||
|
Qt |
|
Qt |
|
Ниже приводятся примерные значения относительных величин внешнего теплового баланса q в %.
|
|
|
|
Таблица 10.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тип двигателя |
qe = η e |
qохл |
qгф |
qнс |
qост |
С искровым за- |
21…32 |
15…25 |
30…50 |
0…30 |
5…10 |
жиганием |
|
|
|
|
|
Дизель |
29…40 |
20…35 |
25…40 |
0…5 |
3…8 |
Примерный характер распределения теплоты в относительных единицах q (%) в зависимости от нагрузки при постоянной скорости вращения коленчатого вала для карбюраторного двигателя показан на рис. 24.
q, % |
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
qнс |
|
qост |
|
||
|
|
|
|
|||
80 |
|
|
|
qгф |
|
|
|
|
|
|
|
||
60 |
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
qохл |
|
|
20 |
|
|
|
qe |
|
|
|
|
|
|
|
||
0 |
25 |
50 |
75 |
100, Ne, % |
||
|
|
|
Рис. 24 |
|
79
Следует отметить, что каждая модель двигателя имеет свой характерный для нее тепловой баланс, вид кривых, приведенных на рис. 24, может несколько изменяться.
По мере уменьшения нагрузки (прикрытие дроссельной заслонки) в двигатель поступает все меньшее количество смеси и соответственно сокращается количество выделяемой теплоты, уменьшаются температура, давление газов в цилиндрах. Все это существенно влияет на изменение теплового баланса двигателя. Доля теплоты, превращаемой в полезную работу Qe, и равная, согласно определению, эффективному КПД двигателя, как видно на рис. 24, по мере снижения нагрузки уменьшается. Уменьшение Qe происходит, главным образом, вследствие увеличения относительных потерь на трение, относительных потерь тепла в окружающую среду, а также ухудшения (замедления) процесса сгорания и обогащения смеси на малых нагрузках (потери на химическую неполноту сгорания).
Тепловые потери в охлаждающую среду по абсолютной величине уменьшаются по мере дросселирования, но значительно медленнее, чем расход топлива. Поэтому относительная их величина qохл будет возрастать с уменьшением нагрузки, достигая максимума
при холостом ходе.
Физическая теплота Qгф , уносимая с отработавшими газами, по
мере дросселирования уменьшается прямолинейно пропорционально подводимой теплоте Qt , и вследствие этого по относительной вели-
чине qгф изменяется незначительно. В области малых нагрузок в ряде случаев наблюдается увеличение qгф из-за уменьшения скорости сгорания и угла опережения зажигания.
Относительное количество теплоты qнс , теряемое вследствие
химической неполноты сгорания, как отмечалось, будет наблюдаться в тех зонах нагрузки, где α < 1. Так, с увеличением нагрузки примерно от 80 % и выше смесь обычно делают обогащенной, и потери теплоты qнс могут достигать здесь значительной величины. В зоне сред-
них нагрузок, где α = 1,0 1,1, потери от химической неполноты сгорания будут отсутствовать. При малых нагрузках и особенно при холостом ходе величина qнс становится наибольшей.
Характер изменения qост в основном зависит от изменения других видов потерь.
80
10.3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
После прогрева двигателя на малой нагрузке устанавливают заданный преподавателем скоростной режим. Замеры желательно проводить для 5-6 нагрузочных режимов: приблизительно 15%, 25%, 50%, 70%, 80% и 100% максимальной мощности двигателя. На каждом режиме перед замером необходимо добиться стабилизации температуры двигателя и замерить следующие величины: усилие на весах тормоза Р , время τ расхода порции топлива ∆ G , расход жидкости в системе охлаждения Gw , температуру охлаждающей жидкости на
входе и выходе из двигателя twвх и twвых , часовой расход воздуха Gв
(показания дифференциального манометра h), температуру отработавших газов Tr .
Для перехода на следующий нагрузочный режим одновременно увеличивают подачу топлива и нагрузки так, чтобы скорость вращения коленчатого вала оставалась постоянной.
По результатам измерений вычисляют составляющие теплового баланса в абсолютных и относительных величинах и строят график теплового баланса.
10.4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ
Отчет должен содержать протокол испытаний с результатами измерений и расчёта, а также график теплового баланса на миллиметровой бумаге размером 210 х 297 мм.
10.5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что такое внешний тепловой баланс двигателя ?
2.Какие потери тепла включают в себя основные составляющие теплового баланса ?
3.Объясните характер изменения основных составляющих теплового баланса в зависимости от нагрузки двигателя.
4.Какие существуют различия во внешнем тепловом балансе карбюраторного двигателя и дизеля ?
81
5.Работа каких систем двигателя определяет характер изменения Qнс при изменении нагрузки двигателя ?
6.Какие параметры нужно измерить, чтобы определить Qt , Qe ,
Qохл , Qгф , Qнс , Qост .
82
Содержание
Лабораторная работа № 1. Индицирование двигателей внут- |
1 |
реннего сгорания .………………………………………………… |
|
Лабораторная работа № 2. Скоростная характеристика карбю- |
13 |
раторного двигателя ..………………………………………… |
|
Лабораторная работа № 3. Внешняя скоростная характеристи- |
21 |
ка дизеля с регулярной ветвью .…………………………….. |
|
Лабораторная работа № 4. Нагрузочная характеристика кар- |
33 |
бюраторного двигателя ……………………………….…….. |
|
Лабораторная работа № 5. Нагрузочная характеристика дизе- |
38 |
ля …………………………………………………………………. |
|
Лабораторная работа № 6. Механические потери двигателя .. |
44 |
Лабораторная работа № 7. Регулировочная характеристика |
54 |
карбюраторного двигателя по углу опережения зажигания ... |
|
Лабораторная работа № 8. Регулировочная характеристика |
62 |
карбюраторного двигателя по составу смеси ………………… |
|
Лабораторная работа № 9. Характеристика холостого хода .. |
69 |
Лабораторная работа № 10. Внешний тепловой баланс ……... |
73 |
83
Составитель
Александр Сергеевич Березин
ТРАНСПОРТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Методические указания к лабораторным работам по курсу "Транспортные двигатели" для студентов направления 551400 “Наземные транспортные системы” и специальностей 150200 “Автомобили и автомобильное хозяйство”, 240100
“Организация перевозок и управление на транспорте”
Редактор Е. Л. Наркевич
ЛР № 020313 от 23.12.96
Подписано в печать 02. 11. 99. Формат 60 × 84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.- изд. л. 5,0. Тираж 150 экз. Заказ
Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография Кузбасского государственного технического универси-
тета.
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.