Файл: А.Ю. Тюрин Методы организации работы автомобильного транспорта. Методические указания к практическим занятиям по курсу Транспортно-технологические системы .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
18
Р5 - Р8 - Р4 - Р7 - Р0 (выигрыш 32 км). В первом случае объем перевозок на маршруте составит 0,79+3,04= 3,83 т (табл. 2.6), а во втором случае – 0,61+3,83=4,44 т (табл. 2.7). Дальнейшее объединение маршрутов невозможно, так как отсутствует автомобиль грузоподъемностью более
4,5 т, поэтому маршрут Р0 - Р2 - Р6 - Р5 - Р8 - Р4 - Р7 - Р0 считают законченным и за ним закрепляют автомобиль грузоподъемностью 4,5 т.
На следующем этапе объединяют оставшиеся маршруты Р0 - Р1 - Р0
и Р0 - Р3 - Р0 в развозочный Р0 - Р1 - Р3 - Р0 (выигрыш 19 км). Объем перевозок на маршруте при этом станет 0,89+0,84= 1,73 т (табл. 2.8). Так
как нет больше пунктов для объединения, то маршрут Р0 - Р1 - Р3 - Р0 считают законченным и за ним закрепляют автомобиль грузоподъемностью 1,75 т. Следовательно, для перевозок используют один автомобиль грузоподъемностью 4,5 т (Луаз-890Б) и один автомобиль грузоподъемностью 1,75 т (ГЗСА-3702).
Таблица 2.6
Выигрыши при объединении пунктов
Потр., т |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,89 |
2 |
P1 |
|
|
|
|
|
|
|
0,79 |
2 |
22 |
P2 |
|
|
|
|
|
|
0,84 |
2 |
19 |
27 |
P3 |
|
|
|
|
|
3,04 |
1 |
17 |
21 |
34 |
P4 |
|
|
|
|
|
0 |
38 |
35 |
35 |
51 |
P5 |
|
|
|
3,04 |
1 |
27 |
36 |
33 |
37 |
0 |
P6 |
|
|
0,61 |
2 |
21 |
27 |
34 |
32 |
43 |
31 |
P7 |
|
|
0 |
30 |
32 |
46 |
0 |
0 |
50 |
42 |
P8 |
Таблица 2.7
Выигрыши при объединении пунктов
Потр., т |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,89 |
2 |
P1 |
|
|
|
|
|
|
|
3,83 |
1 |
22 |
P2 |
|
|
|
|
|
|
0,84 |
2 |
19 |
27 |
P3 |
|
|
|
|
|
3,83 |
1 |
17 |
21 |
34 |
P4 |
|
|
|
|
|
0 |
38 |
35 |
35 |
51 |
P5 |
|
|
|
|
0 |
27 |
0 |
33 |
37 |
0 |
P6 |
|
|
0,61 |
2 |
21 |
27 |
34 |
32 |
43 |
31 |
P7 |
|
|
0 |
30 |
32 |
46 |
0 |
0 |
50 |
42 |
P8 |
19
Таблица 2.8
Выигрыши при объединении пунктов
Потр., т |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,89 |
2 |
P1 |
|
|
|
|
|
|
|
4,44 |
1 |
22 |
P2 |
|
|
|
|
|
|
0,84 |
2 |
19 |
27 |
P3 |
|
|
|
|
|
|
0 |
17 |
21 |
34 |
P4 |
|
|
|
|
|
0 |
38 |
35 |
35 |
51 |
P5 |
|
|
|
|
0 |
27 |
0 |
33 |
37 |
0 |
P6 |
|
|
4,44 |
1 |
21 |
27 |
34 |
0 |
43 |
31 |
P7 |
|
|
0 |
30 |
32 |
46 |
0 |
0 |
50 |
42 |
P8 |
Вместо использованных выигрышей и тех, которые не удалось использовать, в табл. 2.4-2.8 проставляют нули.
Алгоритм Кларка и Райта не гарантирует получения оптимального решения. Поэтому следует проверять целесообразность перестановок пунктов, входящих в маршруты. Одним из методов, позволяющих это сделать, является метод суммирования по столбцам.
В качестве исходных данных необходима матрица кратчайших расстояний между точками маршрута. Для маршрута № 1 (Р0 - Р2 - Р6 - Р5 - Р8 - Р4 - Р7 - Р0) она приведена в табл. 2.9.
|
|
Матрица кратчайших расстояний |
|
Таблица 2.9 |
||||
|
|
|
|
|
||||
Пункты |
|
Кратчайшие расстояния между пунктами, км |
||||||
P0 |
P2 |
P6 |
P5 |
P8 |
P4 |
|
P7 |
|
|
|
|||||||
P0 |
|
15 |
23 |
30 |
30 |
25 |
|
19 |
P2 |
15 |
|
2 |
10 |
13 |
19 |
|
7 |
P6 |
23 |
2 |
|
9 |
3 |
11 |
|
11 |
P5 |
30 |
10 |
9 |
|
5 |
4 |
|
6 |
P8 |
30 |
13 |
3 |
5 |
|
3 |
|
7 |
P4 |
25 |
19 |
11 |
4 |
3 |
|
|
12 |
P7 |
19 |
7 |
11 |
6 |
7 |
12 |
|
|
СУММА |
142 |
66 |
59 |
64 |
61 |
74 |
|
62 |
В итоговой строке табл. 2.9 проставляют сумму расстояний в каждом столбце. Затем выбирают три начальных пункта, имеющих максимальные суммы в столбцах (пункты 0, 4 и 2). Они образуют кольцевой маршрут 0 - 4 - 2 - 0. В него включают следующий пункт с максимальной суммой в столбце - пункт 5. Чтобы определить, между какими пунктами его следует вставить, необходимо найти минимально воз-
20
можное увеличение длины маршрута ∆ lij, обусловленное включением
пункта 5. Величину ∆ lij находят по формуле |
|
∆ lkj=lki+lij-lkj, |
(2.1) |
где lki, lij, lki - расстояние между соответствующими пунктами, км; k, j - пункты, между которыми предполагается вставка;
i - вставляемый пункт.
В данном случае пункт 5 можно вставить между парами пунктов (0,4), (4,2) и (2,0). Например, для первой пары формула (2.1) будет
иметь вид ∆ l0-4=l0-5+l5-4-l0-4.
При подстановке расстояний из матрицы (табл. 2.9) получим
∆ l0-4=30+4-25=9. Для остальных двух пар ∆ l4-2=4+10-19=-5; ∆ l2-0=10+30- -15=25. Минимальное значение (∆ l4-2 =-5) определяет место вставки: пункт 5 включают в маршрут между пунктами 4 и 2. Маршрут примет вид 0-4-5-2-0. Следующее по величине значение в итоговой строке матрицы соответствует пункту 7. Его можно вставить между парами пунктов (0,4), (4,5), (5,2) и (2,0). Подсчитаем изменения длины маршрута:
∆ l0-4=l0-7+l7-4-l0-4=19+12-25=6; ∆ l4-5=12+6-4=14; ∆ l5-2=6+7-10=3;
∆ l2-0=7+19-15=11. Пункт 7 вставляют между пунктами 5 и 2. Получают маршрут 0-4-5-7-2-0.
На следующем этапе вставляют пункт 8. Производят аналогичный расчёт. Минимальное значение имеет ∆ l4-5=4. Следовательно, пункт 8 вставляют между пунктами 4 и 5 и получают маршрут 0-4-8-5-7-2-0.
В заключение вставляют пункт 6. Произведя вычисления, получают, что минимальное значение имеет ∆ l7-2=6. Поэтому пункт 6 вставляют между пунктами 7 и 2 и окончательно получают маршрут 0-4-8-5-7- 6-2-0. Аналогичным образом определяют порядок объезда пунктов на маршруте №2 (Р0 - Р1 - Р3 - Р0).
Практическое занятие № 3 Составление графиков работы подвижного состава
Цель: провести согласование работы подвижного состава и погру- зочно-разгрузочных машин, определить непроизводительные простои как транспортных, так и погрузочно-разгрузочных средств, выдать рекомендации по улучшению процесса взаимодействия.
При вывозе груза из одного пункта в несколько (или, напротив, завозе его из нескольких пунктов в один) значительные простои автомо-
21
билей и погрузочно-разгрузочных средств могут возникнуть вследствие несогласованного прибытия автомобилей. Рассмотрим принципиальное решение такой задачи, предусматривающей согласование работы подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин при вывозе груза из одного пункта в несколько.
Пусть на пункте погрузки имеется один погрузочный механизм, и для перевозки используют автомобили одинаковой грузоподъемности q. Автомобили доставляют грузы непосредственно потребителям В1, В2,…Вj,…Вn (или группе потребителей на развозочных маршрутах) в количествах Р1, Р2,…,Рn. Следовательно, выполняется:
nej = Pj (3.1)
qγcm
ездок для доставки грузов каждому потребителю Вj или по одной ездке для каждой j-й группы потребителей, включаемых в развозочный маршрут. Выполнив перевозку, автомобиль возвращается в исходный пункт.
Возможны следующие постановки задачи:
1. Для выполнения плана перевозок погрузочный механизм должен работать непрерывно в течение смены, т.е.:
Тсм |
= tобс |
∑n |
nej , ч. |
(3.2) |
|
|
j= |
1 |
|
2. Допускаются простои погрузочного механизма в ожидании прибытия автомобилей, т.е.:
Тсм ≥ tобс |
∑n |
nej , ч. |
(3.3) |
|
j= |
1 |
|
В обоих случаях требуется определить минимальное количество автомобилей, обеспечивающих соблюдение соответственно условий
(3.2) и (3.3).
Задача решается во второй постановке. Допустим, что перевозка грузов осуществляется на пяти маршрутах (j=1,2,…,5) при следующих условиях:
|
|
Исходные данные |
|
Таблица 3.1 |
||
|
|
|
|
|
||
№ маршрута |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
lг.е j, км |
4 |
8 |
12 |
18 |
|
20 |
tоб j, ч |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2 |
|
2,4 |
nоб j |
5 |
7 |
6 |
7 |
|
5 |