Файл: Г.В. Пинигина Методические указания. Программы и вопросы для магистрантов направления 552900 по самоконтролю усвоения дисциплин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии и педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программы и вопросы для магистрантов направления 552900 по самоконтролю усвоения дисциплин «Педагогика и психология высшей школы» и «Социальная психология»
Составители Г.В.Пинигина Е.С.Мичурина
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 2 от 25.09.01 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 319 от 14.10.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
2
Вместо предисловия
В целях самоконтроля усвоения дисциплин психологопедагогического цикла, изучаемых магистрантами направления 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», в данной методической разработке приведены программы дисциплин и вопросы для самопроверки усвоения содержания дисциплин.
Контролируя усвоение содержания психолого-педагогических дисциплин, магистрант должен помнить, что общая и главная цель у всех этих дисциплин одна – формирование психологической готовности магистранта к педагогической деятельности. А поэтому особое внимание следует обратить на вопросы, общие для всех дисциплин:
-каково влияние содержание данной дисциплины на формирование положительного отношения к педагогической деятельности;
-влияло ли содержание данной дисциплины на осознание профессиональной пригодности в педагогической деятельности;
-на формирование каких педагогических умений повлияют знания, полученные при изучении данной дисциплины.
Г.В.Пинигина
3
ПРОГРАММА
По дисциплине « Педагогика и психология высшей школы»
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.1.ЦЕЛИ дисциплины:
•сформировать у магистрантов психологическую готовность к педагогической деятельности.
1.2.ЗАДАЧИ дисциплины:
•раскрыть социальную значимость и особенности педагогической деятельности, что способствовало бы формированию у магистрантов положительного отношения к ней;
•вооружить знаниями, необходимыми для формирования педагогических умений;
•сформировать установку на самообразование и самосовершенствование педагогических способностей.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
Кол-во |
Наименование |
|
разделов |
часов |
тем |
|
1. |
Педагогиче- |
|
Лекция 1. Структура педагогической |
ская |
деятель- |
6 |
деятельности. |
ность. |
|
Лекция 2. Педагогические умения. |
|
|
|
|
Лекция 3. Педагогические способности. |
|
|
|
Педагогическое мастерство. |
2. |
Педагогиче- |
|
Лекция 4. Общее понятие дидактики. |
ский |
процесс и |
16 |
Структура педагогического процесса. |
законы дидакти- |
|
Лекция 5. Педагогические цели. Содер- |
|
ки. |
|
|
жание образования. |
|
|
|
Лекция 6. Теория образования. Сущ- |
|
|
|
ность обучения. |
|
|
|
Лекция 7. Педагогические принципы. |
|
|
|
Лекция 8. Современные дидактические |
|
|
|
принципы высшей школы. |
|
|
|
Лекция 9,10. Методы обучения. |
|
|
|
Лекция 11. Педагогические средства и |
|
|
|
формы организации педагогического |
|
|
|
процесса. |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
3. |
Проблемы |
|
Лекция 12. Основной тезис педагогики – |
воспитания. |
4 |
обучая, воспитываем. Воспитательный |
|
|
|
|
потенциал учебного процесса. |
|
|
|
Лекция 13. Формирование социально- |
|
|
|
психологической зрелости студента. |
4. |
Элементы |
|
Лекция 14. Исследование процессов раз- |
психологии |
6 |
вития в процессе обучения. |
|
высшей школы. |
|
Лекция 15. Психологические особенно- |
|
|
|
|
сти студенческого возраста. |
|
|
|
Лекция 16. Психология познания. Пси- |
|
|
|
хологические особенности общения |
|
|
|
преподавателя и студента в вузе. Пока- |
|
|
|
затели психологической готовности к |
|
|
|
педагогической деятельности. |
5. Перспективы |
|
Лекция 17. Педагогическое проектиро- |
|
развития педа- |
4 |
вание. |
|
гогики и психо- |
|
Лекция 18. Педагогические технологии. |
|
логии |
высшей |
|
|
школы. |
|
|
|
|
Всего |
36 |
|
2.2. Практические занятия
|
Темы занятий |
Содержание занятий |
Кол.час. |
|
1. |
Диагностирование педа- |
Тестирование, самооценка, |
|
|
гогических способностей |
самоанализ своих педагоги- |
10 |
||
|
|
ческих способностей. |
|
|
2. |
Педагогическое мастер- |
Посещение |
занятий препо- |
|
ство |
давателей |
с последующим |
8 |
|
|
|
обсуждением. |
|
|
|
|
|
Всего |
18 |
5
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
В процессе самостоятельной работы студенты прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу.
Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература по дисциплине
1.Брунер.Дж. Психология познания. М.: Прогресс,1977.
2.Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск,1983.
3.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.:
ЛГУ,1988.-563с.
4.Столяренко Л.Д. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Ростов н/Д: Март,2000.
Дополнительная литература по дисциплине
1.Дьяченко М.И. Психология высшей школы. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ,1981.
2.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.:
ЛГУ, 1985.
3.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. М.: МГУ,1986.
4.Солодова Г.Г. Развитие и воспитание личности. Учеб. пособие по курсу «Общая педагогика» для самостоятельного изучения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
Методические материалы
1.Развитие социально-психологической зрелости студентов младших курсов технического университета / Под ред. Г.В.Пинигиной. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 1998.
2.Самосовершенствование профессионально важных качеств у студентов технического университета в процессе их психологопедагогической подготовки / Под ред. Г.В.Пинигиной. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 1999. – 107с.
6
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы»
1.Требования производства к современному выпускнику технического университета.
2.Современная концепция обучения.
3.Требования к вузовскому педагогу.
4.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его организационной деятельности?
5.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его гностической деятельности?
6.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его конструктивной деятельности?
7.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его коммуникативной деятельности?
8.Почему профессионально важные качества управленца совпадают с профессионально важными качествами педагога?
9.Что означает тезис «Обучая – воспитываем!»?
10.Раскройте содержание тезиса: «Процесс обучения обладает огромным воспитательным потенциалом».
11.Что необходимо для реализации воспитательного потенциала каждой дисциплины?
12.Что обеспечивает успех преподавателю вуза в его педагогической деятельности?
13.Основные педагогические проблемы высшей школы.
14.Что определяет педагогическое мастерство преподавателя
вуза?
15.Особенности студенческого возраста.
16.Особенности взаимодействия студентов и преподавателей.
17.Что понимается под психологической готовностью к педагогической деятельности?
18.Основные дидактические принципы высшей школы.
19.Первостепенные мероприятия, реализация которых необходима в вузе, на ваш взгляд, в целях повышения качества подготовки специалистов.
7
ПРОГРАММА
По дисциплине «Социальная психология»
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.ЦЕЛИ дисциплины:
•раскрыть теоретические основы науки «Социальная психология»;
•создать предпосылки для овладения практическими умениями и навыками, необходимыми для самовоспитания, успешного общения и управления.
1.2.ЗАДАЧИ дисциплины:
•приобретение магистрантами знаний о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, и ознакомление с психологическими характеристиками этих групп для успешного взаимодействия в коллективе и достижения поставленных целей;
•ознакомление с основными методами социального воздействия;
•создание предпосылок для овладения элементарными умениями, необходимыми для осуществления эффективного социального взаимодействия.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционные занятия
Наименование |
Кол- |
|
разделов |
во |
Наименование тем |
|
часов |
|
1. Введение в |
|
Лекция 1. Предмет и задачи социальной |
социальную |
2 |
психологии. Основные этапы развития |
психологию. |
|
социальной психологии как науки. Со- |
|
|
циальная психология и смежные науки. |
|
|
Влияние человеческих ценностей на |
|
|
концепции науки. |
2.Социальное |
|
Лекция 2. «Я» - в социальном мире. По- |
мышление. |
6 |
нятие самоэффективности. Предраспо- |
|
|
ложения в пользу своего «Я». Мотива- |
|
|
ция самоуважения. Управление впечат- |
|
|
лениями и самопрезентация. |
8
|
|
Лекция 3.Социальные убеждения и суж- |
|||
|
|
дения. Фундаментальная ошибка атри- |
|||
|
|
буции. Наши суждения о других. Вос- |
|||
|
|
приятие и интерпретация событий. |
|||
|
|
Стойкость убеждений. Убеждение са- |
|||
|
|
мореализации. |
|
|
|
|
|
Лекция 4. Поведение и установки. |
|||
|
|
Влияние установок на поведение. Влия- |
|||
|
|
ние поведения на установки. Причины |
|||
|
|
влияния поступков на установки. Тео- |
|||
|
|
рии самопрезентации, |
когнитивного |
||
|
|
диссонанса и самовосприятия. Сравне- |
|||
|
|
ние теорий. |
|
|
|
3. Социальные |
|
Лекция 5. Культура и поведение. Соци- |
|||
воздействия. |
8 |
альные роли. Подходы к интерпретации |
|||
|
|
социальных ролей. Влияние социальной |
|||
|
|
роли на развитие личности. Гендерные |
|||
|
|
роли. «Я»-концепция и социальные |
|||
|
|
взаимоотношения. |
|
|
|
|
|
Лекция 6. Конформизм. Сила воздейст- |
|||
|
|
вия ситуации. Когда и почему проявля- |
|||
|
|
ется конформизм. Сопротивление соци- |
|||
|
|
альному давлению. Убеждение. Два |
|||
|
|
способа убеждения: прямой и косвен- |
|||
|
|
ный. Слагаемые убеждения. Сопротив- |
|||
|
|
ление убеждению: прививка установок. |
|||
|
|
Лекция 7-8. Понятие группы. Классифи- |
|||
|
|
кация групп. Социальная фасилитация. |
|||
|
|
Социальная |
леность в |
повседневной |
|
|
|
жизни. Деиндивидуализация. Групповая |
|||
|
|
поляризация. Огруппление мышления и |
|||
|
|
его предотвращение. Влияние мень- |
|||
|
|
шинства. Лидерство. |
|
|
|
4. Социальные |
|
Лекция 9. |
Предрассудки. |
Социальные |
|
отношения. |
4 |
источники |
предрассудков. |
Стереотипы |
|
|
|
понимания социального развития чело- |
|||
|
|
века. Влияние стереотипов на суждения. |
|||
|
|
Агрессия. Теории агрессии. Что влияет |
|||
|
|
на агрессию. Ослабление агрессии. |