Файл: Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм при поведении практических занятий по дисциплине Психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский государственный технический университет Кафедра психологии и педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
в помощь студентам специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» при проведении практических занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Составители Г.В. Пинигина
Т.В. Степанова
Г.В. Неупокоева
Л.Я. Мощевитина
И.В. Кондрина Ж.С. Сафронова
Под общ. ред. Г.В. Пинигиной
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 11.03.2001
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 230500 Протокол № 3 от 15.03.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
Раздел 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Тема. Задатки и способности
Вы ответили на задания теста Г. Айзенка. Ниже приведены правильные ответы. Подсчитайте количество ваших правильных ответов, определите по таблице количество набранных вами баллов и с помощью приведенной шкалы вы увидите, на каком уровне у вас сформирована способность к обучению.
Правильные ответы
1. 4.
2.Чай.
3.Чемодан. (Все остальные слова означают посуду: тарелка, ложка, чашка).
4.11. (Вычесть число на полу из суммы чисел на окнах).
5.ЖАБА. (Первая буква пропущенного слова – это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова – это четвертая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова – это третья буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова – это четвертая буква последующего слова).
6.21. (Сложить все цифры, стоящие вне скобок).
7.3. (Каждое число получается, если к предыдущему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4+2=6; 6:2=3).
8.ТЕСТО. (Все остальные слова обозначают предметы домашней обстановки: стол, диван, кресло).
9.6. (Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного или белого цвета или заштрихованы. Каждый из этих признаков встречается один лишь раз в ряду или колонке).
10. 5. (Имеется три фигуры, отличающиеся тем, как проведена линия внутри прямоугольника, и три маленькие фигурки внутри – крест, ромб и черное пятно. На каждом прямоугольнике есть две такие фигурки).
11. И. (Буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую).
12. ШОК.
2
13. 54. (Числа в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга).
14. 11. (В каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым).
15. 27. (Число в скобках есть разность между числами вне скобок). 16. М и И. (Слово СОМНЕНИЕ, читается против часовой стрелки). 17. 2. (Круг может быть без линий, может иметь горизонтальные, либо
вертикальные линии. А малые кружки могут быть в одном из трех положений . Кроме того, они имеют разную штриховку).
18. 2. (Третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из трех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими).
19. 18. (Возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5 соответственно, каждый раз прибавляя 2).
20. 76. (Удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок).
21. КОЖА. (Первая буква пропущенного слова – это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова – это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова – это пятая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова – это четвертая буква последующего слова).
22.ЛАД.
23.СКУНС. (Остальные слова обозначают типы судов: баржа, яхта, лодка).
24.КИСТЬ.
25.С. (Ряды построены из букв русского алфавита соответственно через 2, 3 и 4 буквы).
26.Е и Е. (Слово ЕДИНЕНИЕ, читается по часовой стрелке).
27.2. (Имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть
либо +, либо стрела, либо × ).
28.1. (Имеется три типа вазонов, три типа стеблей и три формы цветов. Вазон может быть белым, черным или заштрихованным. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке).
29.1. (Шипы, направленные наружу, считаются за +1; шипы, направленные внутрь, - за -1. В каждом горизонтальном ряду последняя фигура рассматривается как сумма двух предыдущих фигур: 4-2=2, -1+5=4, 2+2=4).
3
30. ГРОТ.(Первая и вторая буквы пропущенного слова – это соответственно пятая и третья буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова – это соответственно первая и пятая буквы последующего слова).
31. ВИНТ.
32.64. (Возведите в куб 1, 2, 3 и 4 соответственно).
33.ПОРТ.(Первая и вторая буквы пропущенного слова – это соответственно пятая и первая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы пропущенного слова – это соответственно пятая и третья буквы последующего слова).
34.ВТОРНИК.(Остальные слова обозначают части дома: стена, окно, крыша).
35.Ж/7. (Буквы идут в алфавитном порядке через одну, поочередно в числителе и знаменателе. Числа, соответствующие порядковому номеру этих букв в алфавите, расположены подобным же образом).
36.ГУБА.
37.РОСА. (Первая и вторая буквы пропущенного слова – это соответственно первая и четвертая буквы предшествующего слова, а третья и четвертая буквы – вторая и третья буквы последующего слова).
38.1. (В каждом ряду и в каждой колонке есть три разных типа мячей, три формы сапог и три положения рук. Те формы и положения, которых нет в первых двух рисунках третьего ряда, должны быть в пропущенном рисунке).
39.6. (Есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви).
40.1. (Вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов).
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
пр. ответ. |
баллов |
пр. ответ. |
баллов |
пр. ответ. |
баллов |
пр. ответ. |
баллов |
6 |
94 |
15 |
115 |
24 |
137 |
33 |
157 |
7 |
96 |
16 |
118 |
25 |
139 |
34 |
161 |
8 |
99 |
17 |
120 |
26 |
142 |
35 |
163 |
9 |
101 |
18 |
122 |
27 |
144 |
36 |
166 |
10 |
103 |
19 |
125 |
28 |
146 |
37 |
168 |
11 |
106 |
20 |
127 |
29 |
147 |
38 |
170 |
12 |
108 |
21 |
130 |
30 |
151 |
39 |
173 |
13 |
111 |
22 |
132 |
31 |
154 |
40 |
175 |
14 |
113 |
23 |
135 |
32 |
156 |
|
|
4
Шкала определения уровня сформированности способности к обучению
94 |
101 |
|
118 |
175 |
|
низкий |
средний |
|
высокий |
Г.Айзенк отмечает, что есть одна психологическая характеристика, которая в значительной степени определяет успех или неудачу испытуемого. Эта характеристика – скорость протекания умственных процессов. Но при этом упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. А при нехватке настойчивости можно растерять те преимущества, которые вам дала природа, наделив вас высоким темпом мышления. Даже если человек быстро соображает и достаточно настойчив, он может оказаться несобранным, склонным к поспешным и неметодичным действиям. Он хватается за первую же идею, пришедшую ему в голову, не давая себе труда проверить, правильно ли полученное решение. Плохая работа «детектора ошибок» приводит к очень низким результатам тестирования так же неотвратимо, как и недостаточная скорость мышления и отсутствие настойчивости.
Тест Беннета
В течение 25 минут вы решали технические задачи. Ниже приведены правильные ответы. Подсчитайте количество ваших правильных ответов (S) и оцените по нижеприведенной шкале уровень развития у вас технического мышления.
|
Правильные ответы |
|
|
1 – 2 |
13 – 2 |
25 – 2 |
37 – 2 |
2 – 2 |
14 – 3 |
26 – 3 |
38 – 3 |
3 – 1 |
15 – 2 |
27 – 1 |
39 – 1 |
4 – 3 |
16 – 2 |
28 – 3 |
40 – 2 |
5 – 2 |
17 – 1 |
29 – 2 |
41 – 1 |
6 – 2 |
18 – 3 |
30 – 1 |
42 – 2 |
7 – 2 |
19 – 2 |
31 – 3 |
43 – 2 |
8 – 3 |
20 – 3 |
32 – 2 |
44 – 1 |
|
|
5 |
|
9 – 2 |
21 – 2 |
33 – 1 |
45 – 3 |
10 – 3 |
22 – 1 |
34 – 3 |
46 – 1 |
11 – 2 |
23 – 3 |
35 – 1 |
47 – 1 |
12 – 2 |
24 – 3 |
36 – 3 |
48 – 3 |
49 – 2 |
55 – 1 |
61 – 2 |
67 – 3 |
50 – 3 |
56 – 2 |
62 – 1 |
68 – 1 |
51 – 2 |
57 – 1 |
63 – 3 |
69 – 3 |
52 – 1 |
58 – 2 |
64 – 2 |
70 - 1 |
53 – 2 |
59 – 2 |
65 – 1 |
|
54 – 1 |
60 - 1 |
66 – 2 |
|
Шкала определения уровня развития технического мышления
Уровень |
низкий |
ниже |
средний |
выше |
высокий |
|
|
среднего |
|
среднего |
|
Юноши |
[0;26] |
[27;32] |
[33;38] |
[39;47] |
[48;70] |
Девушки |
[0;17] |
[18;22] |
[23;27] |
[28;34] |
[35;70] |
Тема. Характер
Опросник Р.Б.Кэттелла
Вы протестировались по опроснику Р. Кэттелла. Подсчитали количество набранных баллов по каждому фактору. Ниже приводится расшифровка факторов. Прочтите только то, что касается вас, если есть желание, сделайте соответствующие записи. Таким образом вы составите свой «психологический портрет», который не оставит вас равнодушным и заставит задуматься над своим характером.
Интеллектуальные качества (качества ума)
ФАКТОР «2» – общий показатель интеллекта
Ваша оценка 1 балл.
По результатам ответов (если вы были искренни) вы испытываете трудности в обучении: усвоение нового идет медленно, не всегда хватает сообразительности, легче воспринимать конкретные понятия,
6
чем абстрактные. Вы не можете похвастаться широтой интеллектуальных интересов.
Преодолевать трудности в обучении можно только волевыми усилиями. Посмотрите, какие результаты по факторам 3 и 15.
Ваша оценка 2 балла.
Несмотря на то, что общий показатель вашего интеллекта на уровне большинства, советуем подумать об этом. Интеллект в ваших собственных руках. Не забывайте, что эрудиция – это один из показателей интеллекта, а уж ваша эрудиция определенно зависит только от вас. Помните, интеллект развивается в познавательной деятельности. Желаем успеха!
Ваша оценка 3 балла.
У вас хорошие способности к обучению, вы быстро схватываете новое, сообразительны, не испытываете затруднения при усвоении абстрактного материала. У вас широкие интеллектуальные интересы, в познании нового вы упорны и настойчивы.
ФАКТОР «10» – творческий потенциал (мечтательность – практичность)
Ваша оценка 1 балл.
Вы человек практичный, добросовестный, хорошо разбираетесь в житейских вещах, трезво оцениваете обстоятельства и людей. Однако вам свойственна излишняя внимательность к мелочам, вам часто не хватает воображения и находчивости. Вас раздражают люди рассеянные и неорганизованные, что может стать причиной конфликтов.
Ваша оценка 2 балла.
Вы человек практичный, добросовестный, хорошо разбираетесь в житейских вещах. Однако в неожиданных ситуациях вам не хватает воображения и находчивости. Посмотрите результаты по факторам 2 и 13. Если там хорошие показатели, значит вы просто сформировали у себя «леность ума».
Ваша оценка 3 балла.
Вы – человек с богатым воображением, мечтательный, немного рассеянный. Вы часто далеки от повседневных дел и обязанностей. Вас не очень волнует, чем заняты все, вы погружены в свой внутренний мир, часто летаете в облаках. У вас собственная манера поведения. Эти черты отличают творчески одаренных людей, независимо от рода их деятельности. Однако у вас могут возникнуть трудности в общении с
7
людьми реалистичными, настроенными на решение практических задач, требующими четкого выполнения принятых правил, инструкций и т.п.
ФАКТОР «13» – аналитичность мышления (консерватизм – радикализм)
Ваша оценка 1 балл.
Вы уважаете принципы и традиции, выработанные старшими поколениями и не стремитесь подвергнуть их проверке или изменить. Вы не любите перемен, все новое принимаете в штыки. В вашем возрасте это опасно. Подумайте, консерваторами не рождаются, ими становятся. В деловом отношении у вас могут возникнуть конфликтные отношения с людьми, подвергающими сомнению уважаемые вами правила и традиции, стремящиеся к изменению сложившегося порядка.
Фактор низок у юристов, педагогов, лиц, работающих в сфере деятельности.
Ваша оценка 2 балла.
Аналитичность мышления у вас сформирована на уровне большинства, т.е. на среднем. Посмотрите формулу вашего темперамента, если вы «холерический тип» (т.е. преобладает холерик и сангвиник), значит не были реализованы задатки, но еще не все потеряно. Помните, все интеллектуальные свойства развиваются в познавательной деятельности.
Ваша оценка 3 балла.
У вас разнообразные интеллектуальные интересы, вы стремитесь быть хорошо информированным по всем вопросам, но никакую информацию не принимаете на веру, стараетесь все проанализировать, понять. Легко меняете свою точку зрения, спокойно воспринимаете новые идеи. Для вас характерна критичность мышления, терпимость к противоречиям и неясностям.
Эмоционально-волевые качества ФАКТОР «3» – эмоциональная устойчивость (умение владеть своим
настроением)
Ваша оценка 1 балл.
Вы очень плохо контролируете свои эмоции, не способны выразить их в социально допустимой форме, склонны поддаваться импульсивным влечениям. У вас могут возникнуть трудности в общении в связи с тем, что вашу эмоциональность окружающие могут