Файл: Л.М. Полетаева Выбор электродвигателей приводных установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.06.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ»
Кафедра прикладной механики
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИВОДНЫХ УСТАНОВОК
Методические указания для проведения практических занятий и курсового проектирования по дисциплине "Детали машин"
для студентов специальностей 250100, 250200, 250400, 250600
всех форм обучения
Составители Л.М. ПОЛЕТАЕВА О.В. ЛЮБИМОВ
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 22.05.03 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 250200 Протокол № 7 от 02.06.03
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
Введение
Одной из основных частей машины является приводная установ-
ка (привод).
Приводом называют устройство, приводящее в движение машину или механизм. Он включает в себя обычно: источник энергии – двига-
тель и передаточный механизм – механическую передачу.
Задание на курсовой проект представляет собой индивидуальный привод, состоящий из электродвигателя, ременной, цепной или открытой зубчатой передачи и редуктора.
Курсовое проектирование начинают с ознакомления с заданием на проект. Затем подбирают электродвигатель.
Общие сведения об электродвигателях [1]
Для выбора электродвигателя должны быть известны условия эксплуатации (график нагрузки, температура ивлажность окружающей среды идр.), требуемая мощность и частота вращения вала. В соответствии с этими даннымивыбираютпокаталогуэлектродвигательипроверяютегонанагревпри установившемсяипереходныхрежимахиприкратковременнойперегрузке.
Для большинства видов механических приводов – к вентиляторам, компрессорам, питателям, конвейерам, транспортерам - характерна длительная постоянная или незначительно меняющаяся нагрузка. При таком случае нагружения электродвигателя проверка на нагрев необязательна, так как завод-изготовитель выполнил ее для указанных условий и гарантирует длительную работу на номинальном режиме.
В проектах, выполняемых по курсу деталей машин, разрабатываются в основном такие приводы.
Промышленность выпускает большое число электродвигателей для всех отраслей народного хозяйства. По роду тока их разделяют на двигатели постоянного тока и двигатели переменного тока – однофазные, трехфазные синхронные, трехфазные асинхронные.
Наиболее распространены в различных отраслях народного хозяйства трехфазные асинхронные двигатели; их преимущества: простота конструкции, меньшая стоимость, высокая эксплуатационная надежность.
Трехфазные асинхронные двигатели единой серии 4А общего назначения для продолжительного режима работы выполняют в двух вариантах: защищенные двигатели мощностью 15…40 кВт и закрытые обдуваемые мощностью 0,06…315 кВт. Последние надежнее и удобнее в эксплуатации, поэтому их рекомендуют для приводов общего назначения.
Мощность Рном, кВт
0,55
0,75
1,1
1,5
2,2
3,0
4,0
5,5
7,5
11,0
15,0
18,5
22
30
37
45
3000
Типоразмер
двигателя
4АА63В2УЗ
4А71А2УЗ
4А71В2УЗ
4А80А2УЗ
4А80В2УЗ
4А90L2УЗ
4А100S2УЗ
4А100L2УЗ
4А112М2УЗ
4А132М2УЗ
4А160S2УЗ
4А160М2УЗ
4А180S2УЗ
4А180М2УЗ
4А200М2УЗ
4А200L2УЗ
s, %
8,5
5,9
6,3
4,2
4,3
4,3
3,3
3,4
2,5
2,3
2,1
2,1
2,0
1,9
1,9
1,8
2
Закрытые обдуваемые двигатели серии 4А |
Таблица 1 |
|||||
|
|
|||||
Синхронная частота вращения nc, мин-1 |
|
|
||||
1500 |
|
1000 |
|
750 |
|
|
|
|
|
||||
Типоразмер |
s, % |
Типоразмер |
s, % |
Типоразмер |
s, % |
|
двигателя |
двигателя |
двигателя |
||||
|
|
|
||||
4А71А4УЗ |
7,3 |
4А71В6УЗ |
10,0 |
4А80В8УЗ |
9,0 |
|
4А71В4УЗ |
7,5 |
4А80А6УЗ |
8,4 |
4А90LA8УЗ |
6,0 |
|
4А80А4УЗ |
5,4 |
4А80В6УЗ |
8,0 |
4А90LB8УЗ |
7,0 |
|
4А80В4УЗ |
5,8 |
4А90L6УЗ |
6,4 |
4А100L8УЗ |
7,0 |
|
4А90L4УЗ |
5,1 |
4А100L6УЗ |
5,1 |
4А112МА8УЗ |
6,0 |
|
4А100S4УЗ |
4,4 |
4А112МА6УЗ |
4,7 |
4А112МВ8УЗ |
5,8 |
|
4А100L4УЗ |
4,7 |
4А112МВ6УЗ |
5,1 |
4А132S8УЗ |
4,1 |
|
4А112М4УЗ |
3,7 |
4А132S6УЗ |
3,3 |
4А132М8УЗ |
4,1 |
|
4А132S4УЗ |
3,0 |
4А132М6УЗ |
3,2 |
4А160S8УЗ |
2,5 |
|
4А132М4УЗ |
2,8 |
4А160S6УЗ |
2,7 |
4А160М8УЗ |
2,5 |
|
4А160S4УЗ |
2,3 |
4А160М6УЗ |
2,6 |
4А180М8УЗ |
2,5 |
|
4А160М4УЗ |
2,2 |
4А180М6УЗ |
2,7 |
4А200М8УЗ |
2,3 |
|
4А180S4УЗ |
2,0 |
4А200М6УЗ |
2,8 |
4А200L8УЗ |
2,7 |
|
4А180М4УЗ |
1,9 |
4А200L6УЗ |
2,1 |
4А225М8УЗ |
1,8 |
|
4А200М4УЗ |
1,7 |
4А225М6УЗ |
1,8 |
4А250S8УЗ |
1,6 |
|
4А200L4УЗ |
1,6 |
4А250S6УЗ |
1,4 |
4А250М8УЗ |
1,4 |
|
|
|
|
|
|
|
2
3
Основные параметры двигателей серии 4А при номинальной нагрузке для интервала мощностей 0,55…45 кВт приведены в табл. 1. В типоразмерах двигателей цифра 4 означает порядковый номер серии, А
– род двигателя – асинхронный. Буква А на третьем месте означает, что станина и щиты двигателя алюминиевые; если станина алюминиевая, а щиты чугунные, то это отмечается буквой Х; отсутствие этих букв означает, что станина и щиты чугунные или стальные. Двухили трехзначное число указывает высоту оси вращения. Буквы L, S или М указывают установочный размер по длине станины. Буквами А или В отмечается длина сердечника статора. Цифры 2, 4, 6, 8 означают число полюсов. Последние две буквы (УЗ) показывают, что двигатель предназначен для работы в зонах с умеренным климатом.
Методика выбора электродвигателя [1]
В задании на курсовой проект в качестве исходных данных приводят мощность на приводном валу Рпр, кВт и частоту вращения привод-
ного вала nпр, мин−1.
Чтобы подобрать электродвигатель, необходимо определить его мощность и частоту вращения ротора.
Требуемая мощность электродвигателя (кВт)
Pдв= ηPпр ,
пр
где Рпр – мощность на приводном валу (значение дано в задании на курсовой проект); ηпр – КПД привода (общий КПД), определяемый по за-
висимости
ηпр =η1 η2 ...ηk ,
где η1,η2 ...ηk – КПД отдельных звеньев кинематической цепи, значения
которых приведены в табл. 2; в ней же указаны значения передаточных отношений, которые могут быть приняты в качестве ориентировочных при выполнении курсового проекта.
4 |
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
Значения КПД и передаточных отношений передач |
|||
Передача |
КПД |
Передаточное |
|
отношение |
|||
|
|
||
Зубчатая |
0,95…0,97 |
2…6 |
|
Червячная с числом витков червяка 1…4 |
0,70…0,90 |
10…40 |
|
Цепная |
0,94…0,96 |
2…6 |
|
Ременная |
0,94…0,96 |
2…5 |
|
Фрикционная |
0,90…0,95 |
2…4 |
|
Подшипники качения |
0,99…0,995 |
|
Ориентировочная частота вращения вала электродвигателя
nдв/ = nпр iпр/ ,
где nпр – частота вращения приводного вала (значение дано в задании на курсовой проект); iпр/ – ориентировочное передаточное отношение
привода, определяемое по зависимости
iпр/ = i1/ i2/ ...ik/ ,
где i1/ ; i2/ ...ik/ – частные значения передаточных отношений каждой пере-
дачи, входящей в общую схему привода (см. табл. 2).
Из стандартного ряда, приведенного в табл. 1, выбирают двигатель с ближайшей большей (по отношению к Рдв) мощностью Рном и синхронной частотой вращения nс, близкой к ориентировочно опреде-
ленной nдв.
Затем определяют номинальную (фактическую) частоту вращения двигателя (при номинальном режиме с учетом скольжения)
nном= nс −100%nс s ,
где nc – синхронная частота вращения, мин−1; s – скольжение, %.
Это значение частоты вращения и следует принимать далее при определении передаточного отношения привода.
Учитывая, что в курсовом проекте при выполнении ориентировочного расчета валов, прежде чем назначить окончательно диаметр
5
выходного конца ведущего вала редуктора, необходимо его согласовать с диаметром двигателя, рекомендуется закончить раздел «Выбор электродвигателя» записью значения диаметра выходного конца вала электродвигателя. Это значение принимают из прил. А, где приводятся габаритные и присоединительные размеры двигателей.
Пример выбора электродвигателя дан в прил. Б.
Расчет выполнен для привода, состоящего из одноступенчатого цилиндрического редуктора и цепной передачи. Число пар подшипников качения в приводе – 3.
Список рекомендуемой литературы
1.Чернавский С.А. Проектирование механических передач / С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев и др. – М.: Машиностроение, 1984. – 560 с.
2.Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. – М.: Высш. шк., 1985. – 416 с.
6
Приложение А (справочное)
Эскиз электродвигателя с габаритными и присоединительными размерами
(двигатели трехфазные асинхронные серии 4А по ГОСТ 19523-81)
L D
d H
h
l |
l1 |
l2 |
l |
d1 |
b |
|
|
|
|
|
|
|
|
L1 |
|
|
|
6
7
Продолжение прил. А
|
Габаритные и присоединительные размеры электродвигателей, мм |
|
|
|
||||||||||
Тип |
Число |
L |
L1 |
|
H |
|
D |
d |
d1 |
l |
l1 |
l2 |
b |
|
полюсов |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4АА63 |
2, 4, 6 |
250 |
216 |
|
164 |
|
138 |
14 |
7 |
30 |
40 |
80 |
100 |
|
4А71 |
330 |
285 |
|
201 |
|
170 |
19 |
7 |
40 |
45 |
90 |
112 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
4А80А |
|
355 |
300 |
|
218 |
|
186 |
22 |
10 |
50 |
50 |
100 |
125 |
|
4А80В |
|
375 |
320 |
|
218 |
|
186 |
22 |
50 |
50 |
100 |
125 |
|
|
4A90L |
2, 4, 6, 8 |
405 |
350 |
|
243 |
|
208 |
24 |
|
50 |
56 |
125 |
140 |
|
4A100S |
427 |
365 |
|
265 |
|
235 |
28 |
|
60 |
63 |
112 |
160 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
4A100L |
|
457 |
395 |
|
280 |
|
28 |
12 |
140 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
4A112M |
|
534 |
452 |
|
310 |
|
260 |
32 |
80 |
70 |
140 |
190 |
|
|
4A132S |
4, 6, 8 |
560 |
480 |
|
350 |
|
302 |
38 |
|
89 |
140 |
216 |
|
|
4A132M |
2, 4, 6, 8 |
610 |
530 |
|
|
|
|
178 |
216 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4A160S |
2 |
737 |
624 |
|
|
|
|
42 |
|
|
|
178 |
|
|
4, 6, 8 |
|
430 |
|
358 |
48 |
|
|
108 |
254 |
7 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4A160M |
2 |
780 |
667 |
|
|
42 |
|
|
210 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4, 6, 8 |
|
|
|
|
48 |
15 |
110 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4A180S |
2 |
778 |
682 |
|
|
|
|
48 |
|
203 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
4, 6, 8 |
|
470 |
|
410 |
55 |
|
|
121 |
279 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4A180M |
2 |
818 |
702 |
|
|
48 |
|
|
241 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4, 6, 8 |
|
|
|
|
55 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4A200M |
2 |
875 |
760 |
|
|
|
|
55 |
|
|
|
257 |
|
|
4, 6, 8 |
905 |
790 |
|
535 |
|
450 |
60 |
19 |
140 |
133 |
318 |
|
||
|
|
|
|
|
||||||||||
4A200L |
2 |
915 |
800 |
|
|
55 |
110 |
305 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
4, 6, 8 |
945 |
830 |
|
|
|
|
60 |
|
140 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Примечание. Размер h включен в |
обозначение |
типа |
двигателя; например, у двигателя 4AA63 размер |
|
||||||||||
h=63 мм; у двигателя 4A100S h=100 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
Приложение Б
Пример выполнения расчета
1 Выбор электродвигателя
1.1 Задача
Выбрать тип электродвигателя.
1.2 Данные для расчета
Мощность на приводном валу Рпр = 14,3 кВт. Частота вращения приводного вала nпр = 78 мин-1. Передаточное отношение цепной передачи iц.п. = 3,00.
1.3 КПД привода
ηпр = ηз.п. · ηц.п. · η3п.к.,
где ηз.п. = 0,95…0,97 – КПД зубчатой передачи. [1, c. 23];
ηц.п. = 0,94…0,96 – КПД цепной передачи. [1, c. 23];
ηп.к. = 0,99…0,995 – КПД пары подшипников качения.
Принимаем: ηз.п. = 0,97; ηц.п. = 0,94; ηп.к. = 0,99. ηпр = 0,97·0,94·0,993 = 0,885.
1.4 Требуемая мощность двигателя
Рдв = Рпр/ ηпр = 14,3/0,885 = 16,16 кВт.
1.5Ориентировочное передаточное отношение привода
i΄пр = i΄з.п. · i ц.п.,
где iз.п. = 2…6 – передаточное отношение зубчатой переда-
чи. [1, c. 23].
Основная надпись по ГОСТ 2.104-68 (форма 2а)
9
Продолжение приложения Б
Принимаем i΄з.п. = 4. Тогда i΄пр = 4·3 = 12.
1.6Ориентировочная частота вращения вала двигателя n΄дв = n΄пр · i΄пр = 78 · 12 = 936 мин-1.
1.7Выбор двигателя
По ГОСТу 19523 – 81 принимаем закрытый обдуваемый двигатель типоразмера 4А180М6УЗ [1, c. 27].
Рном = 18,5 кВт; nc = 1000 мин-1; s = 2,7 % [1, c. 27]. nном = nc – (nc/100%) · s = 1000 – (1000/100%) · 2,7 = 973 мин-1.
Диаметр выходного конца вала двигателя dэл = 55 мм [1, c. 520].
Основная надпись по ГОСТ 2.104-68 (форма 2а)