ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.06.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра электропривода и автоматизации
КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА
Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Оборудование и установки типовых технологических процессов»
для студентов направления 550200 всех форм обучения
Составитель В.А. Старовойтов Утверждены на заседании кафедры Протокол №5 от 21.03.2000. Рекомендованы к печати методической комиссией по направлению 550200 Протокол №5 от21.03.2000.
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
1. ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
Изучение устройства и принципа действия передвижной компрессорной установки СО-7А.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
2.1. Изучение настоящих указаний и оборудования установки.
2.2.Пуск установки.
2.3.Наблюдение за работой установки.
2.4.Остановка установки.
2.5.Подготовка к защите.
3.ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ
Вотчете, являющимся общим для исполнителей работы, отразить ее наименование, цель проведения и данные об уровне контролируемого давления. Кроме того в нем должны быть представлены схемы, соответствующие рис. 1 и рис. 3,б.
4.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Совокупность компрессора и всех комплектующих устройств, необходимых для нормальной работы компрессора, называют компрессорной установкой. В комплект установки входят собственно компрессор, теплообменная аппаратура, рессиверы, привод системы масло-, водо- и электроснабжения, система автоматического управле-
ния [1, c. 216-219].
К компрессорам относят машины для сжатия газов от нормального (и выше) до более высоких давлений со степенью сжатия (отношение абсолютного давления на нагнетании Р2 к абсолютному давлению на всасывании Р1) ε = Р2/Р1 > 3,5.
При этом газу, как и капельной жидкости в насосах, сообщается определенное количество потенциальной (давление) и кинетической энергии. В одних машинах газу сообщается преимущественно потенциальная энергия путем сжатия его поршнем с возвратнопоступательным движением (поршневые компрессоры) или вращательным (ротационные компрессоры), в других - преимущественно
2
кинетическая энергия, преобразующаяся затем в энергию давления (радиальные, называемые по старой терминологии центробежными, осевые и струйные компрессоры). Отличаясь принципом действия и конструкцией, каждый из указанных типов машин имеет свой диапазон рабочих условий и определенную область наивыгоднейшего применения.
Несмотря на развитие других видов компрессорных машин, поршневые компрессоры, относящиеся к классу объемных, находят широкое применение в различных областях техники. Самым простым из них является одноступенчатый поршневой компрессор одинарного действия, устройство которого по-
ясняет рис. 1.
На рис. 2,а изображена теоретическая рабочая диаграмма компрессора в системе координат Р-v (давление - удельный объем газа). На протяжении хода поршня АВ газ, имея удельный объем v1 и давление Р1, всасывается в цилиндр, на участке ВС обратного хода он сжимается до требуемого давления Р2 и удельного объема v2, а на пути СD до конца хода он выталкивается в нагнетательный газопровод, диаграмма (рис. 2,а) является теорети-
Рис. 1. Схема одноступенчаточеской, т.к. предполагает, что весь го поршневого компрессжатый газ полностью выталкиваетсора одинарного дейстся из цилиндра в конус обратного вия хода (точка D), отсутствуют потери энергии в клапанах и на трение, а
также абсолютную герметичность сопряжения поршень-цилиндр. В этом случае теоретический расход работы определяется площадью четырехугольника АВСD [2, c. 136].
В зависимости от количества отводимого от цилиндра тепла для идеальных газов в реальных процессах расход работы на сжатие может быть определен по формуле
3
|
|
|
m |
|
|
|
|
p2 |
|
m− 1 |
|
|
|
= |
|
|
|
m |
|
||||
L |
|
|
p v |
|
|
||||||
|
m − |
|
1 |
p |
|||||||
|
пол |
|
1 1 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
− 1 , (1)
где m - показатель политропы, определяющий положение точки С по горизонтали (С1. С2) и принимаемый для практических расчетов значение в диапазоне 1,30-1,35.
Рис. 2. Теоретическая (а) и действительная (б) рабочие диаграммы поршневого компрессора
В отличие от теоретической для определения производительности компрессора используют действительную рабочую диаграмму (рис. 2, б), учитывающую, что не весь сжатый газ вытесняется из цилиндра в конце рабочего хода поршня. Действительно, в пространстве S0 между плоскостью поршня и крышкой цилиндра всегда остается некоторое количество газа, сжатого до давления р2 , и всасывание новой порции газа не начнется, пока остаток сжатого газа не расширится до давления р1 (участок 3-4). Из-за этого всасывание газа будет происходить не на пути S, а лишь на пути S1 < S. Однако работа расширения остатков газа незначительна по сравнению с работой сжатия, поэтому влиянием объема вредного пространства на расход энергии для сжатия газа в компрессорах обычно пренебрегают. Следует отметить, что действительная рабочая диаграмма, представленная на рис. 2,б, не отражает всей сложности протекающих в компрессоре
4
процессов. Более точной является т.н. индикаторная диаграмма [2, c. 139], полученная с помощью специальных индикаторов и отличающаяся главным образом характером линий всасывания и выталкивания.
Мощность, потребляемая двигателем одноступенчатого поршневого компрессора, сжимающего G кг газа в 1 час, рассчитывается по формуле [2, c. 145]
N = |
GLпол |
, кВт, |
(2) |
||
3600 |
1000η |
||||
|
|
|
где η - общий КПД компрессорной установки.
В настоящее время мощность электропривода поршневых компрессоров, и оппозитных в частности, достигает 6300 кВт, а производительность возросла до 24 м3/мин. Разработаны и используются автоматизированные газоперекачивающие агрегаты с приводом от газотурбинного двигателя мощностью 16 МВт на давление до 10 МПа. Для достижения столь высоких давлений применяются многоступенчатые компрессоры, состоящие из ряда последовательно расположенных ступеней (цилиндров).
К числу преимуществ поршневых компрессоров относят возможность создания высоких степеней сжатия (до 1500 и более) при неограниченном нижнем пределе производительности и высокий коэффициент полезного действия. Вместе с тем они имеют множество недостатков: а) тихоходность, обусловливающую громоздкость, большой вес машины, сравнительно небольшой верхний предел производительности (12000-15000 м3/ч), невозможность прямого соединения с электродвигателем и большую занимаемую производственную площадь; б) большие инерционные усилия из-за возвратнопоступательного движения, вызывающие необходимость в массивном фундаменте; в) загрязнения сжимаемых газов маслами; г) неравномерность всасывания и подачи газа; д) множество быстроизнашивающихся трущихся деталей; е) чувствительность к загрязнению газа; ж) высокую стоимость; з) сложность обслуживания. Перечисленные недостатки ограничивают область применения поршневых компрессоров высокими степенями сжатия при любой производительности и средними при малой производительности; при степенях сжатия ниже 2 они неэкономичны из-за возрастающей доли гидравлических (в клапанах) и механических потерь.
5
5. КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА СО-7А
Передвижная компрессорная установка СО-7А предназначена для получения сжатого воздуха, необходимого при выполнении строительно-отделочных и других работ, когда давление воздуха не превышает 6 кгс/см2, а расход - 0,5 м3/мин. Основные технические данные представлены в таблице.
Наименование показателей, |
Значение |
единица измерения |
СО-7А |
Производительность, м3/мин, не менее |
0,5 |
Давление, Па (кгс/см2), не менее |
58,5х104 (6) |
Компрессор: |
|
диаметр цилиндров, мм |
78 |
ход поршня, мм |
85 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин |
1000 |
Направление вращения (со стороны маховика) |
против часовой |
|
стрелки |
Система смазки |
разбрызгиванием |
Расход масла, г/ч |
не более 40 |
Электродвигатель: |
|
род тока |
переменный, |
|
трехфазный |
мощность, кВт |
4 |
частота тока, Гц |
50 |
напряжение, В |
220/380 |
скорость вращения вала, об/мин |
2880 |
Емкость ресивера, л |
22 |
Габариты, мм: |
|
длина |
920 |
ширина |
480 |
высота |
820 |
Масса, кг |
140 |
Установка состоит из следующих основных узлов: компрессора, ресивера, маслоотделителя, воздушного фильтра, регулятора давления, предохранительного клапана, электродвигателя, трубопровода, пускателя и ограждения. Установка используется для получения сжа-
6
того воздуха, необходимого для питания пневматических приборов. В связи с этим она несколько видоизменена: штатный ручной пускатель заменен на электромагнитный, который включен в систему автоматического управления (рис. 3).
Рис. 3. Общий вид компрессорной установки (а) и ее воздушная схема (б)
Большинство узлов установки смонтировано на ресивере 1, состоящем из двух труб, к которым прикреплены колеса 17 для передвижения и поручень (последний снят).
7
Привод компрессора осуществляется через клиноременную передачу (ремень Б-1400Т ГОСТ 1284-68) от трехфазного асинхронного электродвигателя с мощностью 4 кВт.
Клиноременная передача закрыта ограждением 14. На компрессоре для привода вентилятора используется ремень А-900Т ГОСТ 1284-68.
Управление осуществляется со специального вынесенного в другое помещение пульта 9. Компрессорная установка используется в данном случае для подачи сжатого воздуха пневмоприборам в соответствии с заданной величиной, устанавливаемой на электроконтактном манометре 10.
После установки задания верхнего и нижнего пределов давления запуск установки осуществляется нажатием кнопки «Пуск» 11, и электродвигатель 8 приводит в движение кривошипно-шатунный механизм с поршнями компрессора 6.
Воздух из атмосферы поступает в компрессор через воздушный фильтр 7. При давлении поршня вниз от головки и цилиндра создается разрежение, т.е. давление воздуха в нем становится меньше атмосферного, вследствие чего силой атмосферного давления всасывающий клапан открывается и воздух заполняет полость цилиндра.
При обратном ходе поршня воздух в цилиндре начинает сжиматься, его давление становится выше атмосферного, в результате чего всасывающий клапан прижимается к седлу, прекращая сообщение наружного воздуха с цилиндром. По мере дальнейшего движения поршня воздух в цилиндре сжимается до тех пор, пока его давление не преодолеет сопротивление нагнетательного клапана и давление сжатого воздуха в нагнетательном трубопроводе. В этот момент нагнетательный клапан, который во время всасывающего хода поршня находится в закрытом состоянии, открывается, и сжатый воздух из цилиндра выталкивается поршнем в нагнетательную камеру головки блока цилиндров и далее в нагнетательный трубопровод 16.
По нагнетательному трубопроводу воздух поступает в ресивер 1, а затем в масловлагоотделитель 3. Из масловлагоотделителя через запорный клапан воздух по шлангам 13 поступает в резервуар 9 и затем к потребителю. Для контроля давления в ресивере на масловлагоотделителе имеется манометр 5.
Для предохранения компрессора от чрезмерного давления на ресивере установлен предохранительный клапан 15.