ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра технологии строительного производства
Механизация строительства
Методические указания по расчету и проектированию механизмов подъема
грузов по курсу «Механизация строительства» для студентов специальности 290300 «Промышленное и гражданское строительство»
Составители Ю. П. Черкаев Т. Н. Санталова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 15. 11. 99.
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией по специальности 290300 Протокол № 7 от 22. 11. 99
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задачами практической работы студентов по расчету и проектированию механизмов подъема грузов являются:
!"углубление знаний в области механизации строительно-монтажных работ;
!"приобретение навыков, связанных с проектированием средств механизации для процессов перемещения монтируемых элементов строительных конструкций;
!"приобретение навыков работы со специальной литературой по проектированию механизмов подъема грузов и по монтажу строительных конструкций.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
2.1. Расчет механизма подъема грузов, включающего электролебедку и полиспаст, а также расчет механизма передвижения башенного крана.
2.2. Проектирование конструкций механизма подъема грузов и механизма передвижения.
3. СВЕДЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ ПОДЪЕМА ГРУЗОВ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РАСЧЕТУ
3.1. Рассматриваемые механизмы (машинные агрегаты) предназначены для преобразования различных видов энергии в механическую, используемую в процессах производства или транспортирования.
Механизм представляет совокупность соединенных между собой деталей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения. Машинный агрегат состоит из машины-двигателя, передаточных механизмов и рабочей машины.
3.2. Грузовой механизм является основной составной частью строительных кранов, различных подъемников, используемых для вертикальных перемещений грузов, для монтажа строительных конструкций и технологического оборудования.
3
3.3. Грузовой механизм крана или подъемника (рис.1) включает опорную поворотную платформу, электролебедку и грузовой полиспаст, неподвижный блок которого прикреплен к оголовку стрелы или к неподвижным опорам в зоне перемещения груза.
На рис. 2 представлена схема запасовки троса от барабана электролебедки до блоков грузового полиспаста.
Рис.1 Схема механизма подъема груза:
1- базовая часть (поворотная платформа стрелового крана); 2- электролебедка; 3- трос; 4- отводной ролик; 5стрела;
6- неподвижный блок полиспаста; 7- подвижный блок полиспаста; 8- грузовой крюк
Электролебедка (рис.3) состоит из электродвигателя 1 с автоматическим тормозом 2, редуктора 3, открытой зубчатой передачи 4, барабана (с навитым на него стальным тросом) 5. Ведомое колесо одноступенчатой открытой передачи и соединенный с ним заодно барабан вращаются на одной оси 6.
4
Рис.2. Схема запасовки троса грузового механизма:
1 – барабан электролебедки; 2 – отводной ролик; 3 – стальной трос; 4 – ролики неподвижного блока полиспаста; 5 – ролики подвижного блока полиспаста; 6 – заделка конца троса; 7 - грузовой крюк
Рис. 3. Электролебедка грузоподъемного механизма
5
3.4. Расчет грузового механизма сводится к определению сечения и длины стального каната, диаметра барабана, к подбору электродвигателя и к расчету зубчатых передач. При этом учитываются:
-максимальная грузоподъемность грузового механизма (строительного крана, подъемника) - Q;
-скорость подъема груза - uпод;
-максимальная высота подъема груза - H.
3.5.Для определения сечения стального каната учитывается усилие в нем, с использованием следующего соотношения:
P = |
K |
p |
m (K |
p |
− 1)Q /(K |
n − 1), |
k |
|
|
|
p |
где Kp – коэффициент сопротивления ролика вращению (при использовании подшипников качения Kp=1,02; при бронзовых
втулках Kp=1,04; для роликов без втулок Kp=1,06; m – число, соответствующее порядковому номеру ролика или барабана, на
который наматывается трос; n – число рабочих ниток полиспаста, на которых висит подвижный блок; Q – масса поднимаемого груза.
Значения Kpn и Kpm при n (m) в пределах от 1 до 7 приведены в табл. 1.
При определении усилия в канате Pk целесообразно учитывать возможность уменьшения потерь за счет снижения трения при вращении роликов полиспаста, принимая соответствующие подшипники.
Расчетное разрывающее усилие каната определяется по формуле
Sраз= Kз Pk ,
где Kз - коэффициент запаса прочности. Значения Kз приведены в табл. 2.
На основе полученного значения Sраз производится подбор диаметра каната dk.
6
3.6.Выбор канатов, с учетом расчетного предела прочности проволок на растяжение, можно производить, используя данные, приведенные в табл. 3.
3.7.При определении диаметра барабана для лебедки с машинным приводом и с учетом среднего режима работы крана (подъемника)
следует учитывать соотношения диаметров барабана лебедки (Dб),
каната (dk) и проволочек каждой пряди каната (δ ): |
|
|
|||||||
|
|
|
|
Dб / dk ≥ 18 и Dб /δ |
≥ 500. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
Значения Kpn и Kpm при разных значениях Kp и n (m) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значения n (m) |
|
|
||
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1,02 |
1,000 |
1.020 |
1,040 |
1,061 |
1,082 |
1,104 |
1,126 |
1,149 |
|
1,04 |
1,000 |
1,040 |
1,082 |
1,125 |
1,170 |
1,217 |
1,265 |
1,316 |
|
1,06 |
1,000 |
1,060 |
1,124 |
1.191 |
1,262 |
1,338 |
1,418 |
1,504 |
|
|
Таблица 2 |
Коэффициенты запаса прочности стальных канатов |
||
|
|
|
|
|
Коэффициент |
Грузоподъемные устройства |
запаса прочности |
|
|
|
Kз |
|
1 |
2 |
Грузовые и стреловые полиспасты для |
|
|
кранов, лебедок и других подъемных |
|
|
механизмов: |
|
|
с ручным приводом |
4 |
|
- с машинным приводом при режиме |
|
|
работы: |
|
|
- |
легком |
5 |
- |
среднем |
5,5 |
- |
тяжелом |
6 |
|
7 |
|
|
|
Продолжение табл. 2 |
|
1 |
2 |
Растяжки стрелы, оттяжки мачт и опор, |
|
|
несущие канаты кабельных кранов: |
|
|
- |
с уравнительным блоком |
4 |
|
(роликом) |
|
- |
без уравнительного блока (ролика) |
3,5 |
Тяговые, применяемые на кранах |
4 |
|
|
|
|
Лебедки для подъема людей |
9 |
|
|
|
|
Таблица 3
Типы канатов, соответствующие им разрывные усилия, диаметры канатов и барабанов
|
|
Диаметр, мм |
Диаметр |
||
|
|
|
|
барабана, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по |
|
|
|
|
по |
диаметр |
|
|
каната |
провол |
диамет |
у |
|
|
dk |
оки δ |
ру |
проволо |
|
|
ки |
|||
|
|
|
|
каната |
|
|
|
|
|
|
|
ТК6× 19 = 114 |
164,00 |
18,5 |
1,2 |
333 |
600 |
ТК6× 37 = 222 |
173,00 |
19,5 |
0,9 |
351 |
450 |
ТК6× 61 = 366 |
166,50 |
19,5 |
0.7 |
351 |
350 |
3.8.Подбор электродвигателя связан с расчетом:
-мощности на приводном барабане;
-определением расчетной мощности.
Определение потребной мощности двигателя на приводном барабане производится по формуле
Nприв=Ркuк/1000,
где Рк – тяговое усилие каната; uк – скорость наматывания троса на барабан лебедки, определяемая по формуле
8
uк= uподn,
где uпод – скорость подъема груза; n – число ниток полиспаста.
Угловая скорость барабана рассчитывается по формуле
nб= uк /[π (Dб+dк)].
Расчетная мощность электродвигателя может быть определена по формуле
Nрасч= Nприв/η общ,
где η общ – общий коэффициент полезного действия механизма
подъема груза, определяемый по формуле
η общ=η зпjη пjη б,
где -η зп2 – коэффициент полезного действия закрытой зубчатой передачи, составляющий в среднем 0,97; η п – коэффициент полезного
действия одной пары подшипников качения , равный 0,99; η б – коэффициент , учитывающий потери на барабане, равный 0,97 ; j– количество цилиндрических зубчатых передач.
3.9. Для расчета передач следует определить общее передаточное число, а затем разработать конструкцию передачи (включая редуктор и открытую передачу), передающую вращение барабану лебедки.
Общее передаточное число определяется по формуле
iобщ=nдв/nб ,
где nдв – число оборотов вала двигателя; nб - число оборотов барабана лебедки.
При этом учитывается, что iобщ= i1 i2 ,
где i1 и i2 – передаточные числа, соответственно, редуктора и открытой передачи.
4.СВЕДЕНИЯ О МЕХАНИЗМЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО РАСЧЕТУ
Вкачестве примера использован механизм передвижения башенного крана по рельсовому подкрановому пути (рис. 4), состоящий
9
из двигателя, электромагнитного тормоза, редуктора и открытой зубчатой передачи, размещаемой на осях колес ходовой тележки.
4.1. Частота вращения ходовых колес (об/мин) определяется по формуле
nх к=uк /[π (Dх к)],
где uк –скорость передвижения ходовой тележки башенного крана;
Dх к – диаметр ходовых колес.
Общее передаточное число механизма передвижения определяется по формуле
iобщ= nдв / nх к ,
где nдв - число оборотов вала двигателя, об/мин.
Рис. 4. Схема механизма передвижения крана: 1-двигатель; 2-элетромагнитный тормоз; 3-редуктор; 4-шестерня выходного вала; 5-колесо ходовой тележки; 6-шестерни на осях колес ходовой тележки; 7-промежуточная шестерня; 8-ось подкранового рельса
Задача № 1 1. Начертить схему механизма подъема грузов, включающего
электролебедку (электродвигатель, муфту привода с автоматическим тормозам, редуктор), одноступенчатую открытую передачу для вращения барабана лебедки, отводные ролики, полиспаст с крюковой обоймой.