Файл: А.Н. Смирнов Микроструктура и повреждения сварных соединений из перлитных теплоустойчивых сталей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

имеющего прочностные свойства, отвечающие нижнему или среднему уровню значений по соответствующим техническим условиям.

2.3.2. Трещины в «мягкой» прослойке. Трещины этого типа обра-

зуются в участках сварного соединения, имеющих пониженное сопротивление ползучести («мягких» прослойках). Такими участками в первую очередь являются участки доотпуска и неполной перекристаллизации в зоне термического влияния, характеризующиеся мелкозернистым строением. «Мягкой» прослойкой может быть и металл шва, если он благодаря структуре или легированию имеет сопротивление ползучести меньше, чем основной металл. Особенностью этих повреждений является то, что они возникают в сварных соединениях, выполненных без отступления режимов сварки и термообработки. Твердость таких сварных соединений находится в пределах нормы. Рассматриваемые трещины образуются, как правило, в местах конструктивных концентраторов напряжений (штуцерные и тройниковые соединения, стыковые соединения труб разной толщины, соединения типа «труба - литье»).

Повреждения в «мягкой» прослойке начинаются обычно на наружной поверхности и имеют кольцевой характер, причем раскрытие трещин с поверхности значительное (рис. 7). В зоне термического влияния трещины располагаются на расстоянии 2 - 4 мм от границы сплавления, в большинстве случаев на участках с мелким зерном и неполной перекристаллизацией, а в ряде случаев и в основном металле.

Трещины расположены по границам зерен, что особенно хорошо видно по многочисленным надрывам, сопутствующим магистральной трещине (рис. 8). Как магистральная, так и сопутствующие трещины имеют окисленные края, а в некоторых случаях – значительный слой окалины. В отдельных случаях трещины в «мягкой» прослойке развиваются из трещин типа «локальных», расположенных в околошовной зоне.

11

а

б

Рис. 7. Трещины, проходящие в «мягкой» прослойке в зоне термического влияния:

а – сварное соединение тройника; б – сварной стык паропровода

Если «мягким» является шов, то трещины в нем располагаются обычно вблизи границы сплавления и могут иметь ступенчатый «пилообразный» характер (рис. 9, а). Это связано с чередованием в металле шва крупнозернистых и мелкозернистых (перекристаллизированных) участков. На участках с разной величиной зерна трещина может менять направление. На участках крупного зерна трещины идут по границам зерен (рис. 9, б, в), напоминая по виду «локальные» трещины.

На участках перекристаллизации металла шва трещины по характеру распространения аналогичны наблюдаемым на участках мелкого зерна и неполной перекристаллизации зоны термического влияния.

Причина образования трещин в «мягкой» прослойке - действие напряжений, превышающих допускаемые. Факторами, способствующими возникновению таких повреждений, являются конструктивные недостатки, связанные с изменением сечения в районе стыка или нарушением условий эксплуатации (защемления, нарушения трассировки, неправильная работа опор и подвесок и т.п.). Вероятность их появ-


12

ления увеличивается при прочности основного металла, соответствующей верхнему пределу нормативных значений. Особенностью данных повреждений является возможность многократного повторения повреждений на одном и том же участке в том случае, если после первого повреждения источник повышенных напряжений не был устранен.

Меры предупреждения повреждений - уменьшение внешних нагрузок за счет наладки паропровода, изменения его конструкции, изменения конструкции напряжений, а также снижения концентрации напряжений путем зачистки, создания плавных переходов в местах соединения деталей разной толщины.

Рис. 8. Межзеренный характер трещины в зоне термического влияния, х100

13

а

б в

Рис. 9. Трещины в «мягкой» прослойке шва:

а - вид излома; б - трещины и поры на участках крупностолбчатой структуры шва, × 100; в - трещина на участке межзеренной структуры

перекристаллизации в шве, × 100

2.4. Усталостные и коррозионно-усталостные повреждения

Усталостные повреждения в сварных соединениях паросиловых установок обычно связаны с термической усталостью и возникают в результате многократного воздействия высоких термических напряжений при забросах конденсата или недопустимо высоких скоростях прогрева и охлаждения. Быстрому развитию их способствует коррозионное воздействие водной среды, поэтому в большинстве случаев выявляемые трещины можно классифицировать как коррозионноусталостные повреждения.

Трещины указанного типа обычно возникают на внутренней поверхности (рис. 10) в зонах конструктивных или технологических концентратов (в местах приварки штуцеров, у подкладных колец, в местах перехода от проточенного участка к необработанной поверхности трубы).

14

Рис.10. Усталостная трещина, идущая от проточки под подкладное кольцо

Они образуются в местах присоединения отводов к предохранительным клапанам, дренажным и импульсным линиям, а также в стыковых сварных соединениях паропроводов, расположенных вблизи этих мест (рис. 11).

Рис. 11. Усталостная трещина на внутренней поверхности трубы, идущая от отверстия под штуцер

В сварных соединениях трещины, вызванные термической усталостью, могут располагаться как вдоль, так и поперек шва (рис. 12).


15

Рис. 12. Усталостная трещина в стыковом сварном соединении, расположенная поперек шва

Термическое растрескивание на внутренней поверхности часто имеет вид сетки (рис. 13).

Рис. 13. Сетка усталостных трещин на внутренней поверхности трубы

Об усталостном характере разрушения можно судить по виду излома, на котором выявляются две зоны: одна - собственно усталости с концентрическими кольцами, другая - статического долома.

16

При анализе изломов необходимо обращать внимание на степень окисленности их, имея в виду, что начальные участки трещины имеют более сильное окисление (рис. 15).

Рис. 15. Усталостные трещины в металле шва и околошовной зоне углового сварного соединения × 100

Наряду с трещинами термической усталости в сварных соединениях могут наблюдаться усталостные трещины, обусловленные изменением внутреннего давления и внешних нагрузок (например, при вибрации паропровода). Они обычно начинаются на наружной поверхности концентратов в вершине угловых швов, в местах приварки вспомогательных элементов или штуцеров.

В ряде случаев их образованию и ускоренному развитию способствуют зародышевые трещины, возникшие при сварке.

Общий признак коррозионно-усталостных трещин при металлографическом анализе - их внутризеренный характер. Меры их предупреждения связаны с устранением причин, вызывающих высокие амплитуды переменных напряжений [8], или снижением концентрации напряжений путем создания более плавных переходов в зоне сопряжения свариваемых элементов.

3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ

При исследовании необходимо учитывать весь комплекс факторов, могущих оказать влияние на зарождение и развитие разрушения.

17

3.1 Общая характеристика повреждения

Общие данные о повреждении должны включать его дату, сведения о типе установки, характеристику сварного соединения с указанием его размеров и рабочие параметры (температура и давление). Если разрушение произошло при гидравлическом испытании, следует указать температуру воды и окружающего воздуха. Должны быть приведены данные об уровне рабочих напряжений по данным нормативного расчета и сведения о дополнительных, не учитываемых при нормативном расчете, напряжениях. При описании сварного соединения желательно дать схему узла с привязкой поврежденного места участка и расположения вблизи него опор, подвесок и других элементов.

Должны быть представлены сведения о материалах сварного соединения (основного металла и шва) по данным сертификата и стилоскопического анализа на месте аварии.

При анализе повреждения нужно дать описание условий его обнаружения (аварийный останов, гидравлическое испытание, внешний осмотр или контроль неразрушающими методами - МПД, УЗД и др.), привести сведения о длительности эксплуатации стыка при рабочих параметрах (в том числе при разных температурах, если имело место изменение параметров), количестве пусков и остановов. Должны быть представлены результаты предыдущего контроля стыка неразрушающими методами, следует особо указать, сколько времени прошло между последним контролем и повреждением. Если проводился контроль твердости металла шва, то нужно отметить способ контроля и дату проведения. Необходимо привести сведения о ранее выявленных повреждениях на данном узле или ему подобных.

3.2 Визуальный осмотр

По результатам осмотра указывается:

расположение повреждения относительно оси шва (продольное, поперечное);

место расположения трещин (шов, зона термического влияния - ЗТВ), расстояние от линии сплавления, наличие усиления шва;

расположение повреждения по периметру (по «часам»);

расположение повреждения относительно конструктивных и технологических концентраторов (проточек, радиусных и конических переходов, дефектов сварочного происхождения на наружной поверхности сварного соединения т.п.);


18

для повреждений, расположенных у конструктивных концентраторов (соединения типа «труба - литье», сварные соединения тройников, сварные соединения у неподвижных опор), указать, с какой стороны стыка относительно концентратора располагается трещина;

размеры повреждения (длина, ширина в месте максимального раскрытия);

место расположения очага повреждения по периметру и в характерных участках (шов, ЗТВ) сварного соединения;

наличие на поверхности трещин, сопутствующих магистральной,

иих характер (прерывистый, сетчатый и т.п.);

наличие видимой деформации в местах, прилегающих к поврежденному участку (утонение стенок, изменение формы сечения, загнутые края и т.п.).

Описание результатов визуального осмотра желательно дополнить схемой, фотографиями, эскизами, иллюстрирующими расположение повреждения, с указанием необходимых размеров. Вид излома желательно сфотографировать.

Для вырезки или подварки поврежденного сварного соединения производится контроль твердости металла шва переносным твердометром в зоне повреждения, а также не менее, чем в 4-х точках в доступных для замеров участках металла шва по всему периметру сварного соединения. Результаты контроля твердости металла шва сравниваются с допускаемыми значениями. Твердость основного металла замеряется с обеих сторон сварного соединения на расстоянии 30 - 50 мм от линии сплавления.

При вырезке поврежденного сварного соединения газовой резкой расстояние от поверхности реза до края трещины желательно иметь не менее 20 мм. Для анализа макро- и микроструктуры и замеров твердости по сечению необходимо вырезать темплеты. Вырезка темплетов производится из очага разрушения (2 - 3 темплета) и из концевых участков трещины. Если имеются различия в строении излома, желательна вырезка темплетов из каждого характерного участка. Кроме того, темплеты вырезаются и из неповрежденной части сварного соединения.

До изготовления шлифтов целесообразно протравить вырезанное

сварное соединение целиком (или отдельные темплеты) в 50%-ном растворе соляной кислоты (t ° = 70 ÷ 80°С) для снятия окалины и выявления дефектов, сопутствующих основному и не обнаруженных при визуальном осмотре.