Файл: Б.И. Коган Порядок формирования тематики курсового и дипломного проектирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра технологии машиностроения Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

Порядок формирования тематики курсового и дипломного проектирования

Методические указания для преподавателей и студентов, обучающихся по специальностям

120100, 120500, 170100, 170500, 060801

Составители Б.И. Коган Н.М. Тренихина

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 01.04.02 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 120100 Протокол № 3 от 19.04.02 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания (МУ) устанавливают порядок формирования тематики курсового и дипломного проектирования, сбора исходных данных в период всех видов практик по направлениям подготовки и специальностям на кафедре технологии машиностроения*. Эти указания дополняют МУ по выполнению дипломного проекта [7] и учебное пособие по курсовому проектированию [2, 4, 11] и являются элементом системы качества и оценки уровня учебного процесса, создаваемой в КузГТУ. Процесс формирования тематики подразумевает выбор прикладных и исследовательских тем и определение содержания проектов. Специальности и направления подготовки студентов, по которым выполняются курсовые и дипломные проекты:

120100 Технология машиностроения

170100 Горные машины и оборудование (технологическая часть)

120500 Оборудование и технология сварочного производства

170500 Машины и аппараты химических производств [1; 6]

060801 Экономика и управление на предприятиях машиностроения

1. Рекомендуемые типовые наименования тем дипломных проектов

1.Проект ГПС (групповой поточной линии, комплексномеханизированного участка) по производству пневмомоторов ДАР в условиях ОАО «Дарасунский завод горного оборудования».

2.Проект групповой поточной линии (комплексно-механизиро- ванного участка) по производству валов (зубчатых колес, корпусных деталей и т.п.) в условиях ОАО «Кузнецкий машиностроительный завод».

3.Проект технического перевооружения механосборочного производства гидромоторов ВЛГ400А в условиях ОАО «Кузнецкий машиностроительный завод».

4.Технологическое обеспечение качества роликов ленточных конвейеров в условиях ОАО «Красный Октябрь».

5.Проект реконструкции механосборочного производства………..

6.Разработка новой технологии и организация механосборочного производства………

* Указания по выбору и выполнению тем магистерских диссертаций приведены в МУ [9].


2

7.Совершенствование технологии механической обработки (сбор-

ки)…………

8.Исследование технологической наследственности при интегральной обработке штоков гидроцилиндров.

9.Проект комплексно-механизированного сборочно-сварочного участка по производству металлоконструкций агрегата «Кузбасс» в условиях ОАО «1-й КАРЗ».

10.Формирование специализированного производства задвижек (буровых коронок, резцов по углю и породе и др.) на базе модульной технологии в условиях ОАО………

При дипломном проектировании по специальности 060801 (экономика и управление на предприятиях машиностроения) необходимо к названию темы добавлять: «….. на базе маркетинговых исследований».

2.Рекомендуемые типовые названия тем курсовых проектов

Темы курсовых проектов, как правило, должны соответствовать темам будущих дипломных проектов, а сами курсовые проекты должны быть элементами технологической части дипломных проектов.

Типовые названия курсовых проектов:

-разработка типового (группового, модульного) технологического процесса механической обработки деталей типа гильз (или сборки редукторов),

-разработка технологии восстановления деталей типа цилиндров (штоков, корпусных деталей и др.),

-исследование точности обработки деталей редуктора,

-оценка уровня качества конструкции и технологии изготовления буровых коронок и т.д.

3.Рекомендуемые темы выпускных работ бакалавров

Эти работы должны решать задачи технологической подготовки производства изделий, сборочных единиц и деталей в условиях конкретного предприятия [8]. Типовые названия:

-технологическая подготовка производства…

-разработка типовой (групповой, модульной) технологии механической, ЭФХО, сборки ……….

-разработка типовой технологии восстановления (ремонта)…….

3

4. Рекомендации по организации дипломного проектирования на кафедре ТМС

4.1.Выдавать задания студентам на курсовое и дипломное проектирование по унифицированным формам. В задании должны быть указаны: название темы, название спецчасти, основная рекомендуемая литература, патенты, предварительная годовая программа.

4.2.Следует ориентировать студентов на выполнение патентного

поиска, количественной оценки технического уровня изделия, базового и нового техпроцессов, маркетинговых исследований, ФСА (в т.ч. проработку на технологичность). Оценку уровней можно производить по методике проф. Г.И. Солода [10].

4.3.Проект должен решать, в первую очередь, задачи технологического обеспечения качества продукции (по показателям назначения, надежности, технологичности). Идеология проекта должна быть изложена во введении.

4.4.В проекте должны использоваться рациональные заготовки, прогрессивные технологии первичной обработки заготовок (в т.ч. вибростарение), рациональные методы разделения проката (сдвиг со скручиванием, резка на ленточно-пильных станках, холодная ломка), новые инструментальные материалы и конструкции инструментов, прогрессивные смазочно-охлаждающие технологические среды (СОТС) и методы их подвода в зону резания, концепции «сухой» обработки резанием, механизированные приспособления, прогрессивное и принципиально новое оборудование, АТСС, ГПС, РТК, элементы логистики, интегральные операции, в т.ч. упрочняющие и др. [3].

4.5.Должно быть уделено внимание метрологическому обеспечению процесса.

4.6.Рекомендуется освоить и разрабатывать модульные техноло-

гии сборки и мехобработки (по Б.М. Базрову).

4.7.Желательно разрабатывать технологии транспортных и погру- зочно-разгрузочных, складских работ.

4.8.Применять электрофизикохимические методы обработки.

4.9.Ознакомиться и использовать - прогрессивные и новые техпроцессы, изложенные в учебном пособии «Прогрессивная технология горного машиностроения», часть 2 (автор Б.И. Коган) [3].

4.10.Применять размерный анализ сборочных единиц.


4

4.11.Применять средства механизации сборочных работ.

4.12.Разрабатывать карты организации рабочих мест.

Вкачестве спецчастей рекомендуются:

-разработка модульных техпроцессов,

-САПР компоновок технологического оборудования,

-реализация концепции «сухого» резания,

-корреляционная оценка точности и технологической наследственности,

-САПР ТП и оснастки,

-САПР технологической планировки,

-разработка системы управления качеством продукции в процессе производства,

-решение задач стружкодробления,

-упрочняющие технологии,

-синтез сборочных модулей (оборудование, инструмент, оргоснастка),

-повышение технологичности конструкций,

-технология обработки элементов новых сопряжений (РК и К-

профильных, эксцентриковых и др.),

-изготовление зубчатых пар с ДВВ-профилем со смешанным зацеплением по европатенту,

-применение СВС–технологий, и др.

Впояснительной записке указывать перечень использованной новейшей литературы и патентов.

5.О подготовке тематики и сборе исходных данных

Впериод практик студенты с помощью преподавателяруководителя практики от КузГТУ и работников заводов выбирают объект производства для разработки проекта, качество которого нужно технологически обеспечить.

Изучается технология производства по всем технологическим переделам, производится оценка уровня конструкции и технологии, проработка на технологичность, изучаются «узкие» места.

Производятся маркетинговые исследования (для тем по специальности 060801), функционально-стоимостной анализ конструкций и технологий подобных изделий.

5

Маркетинговые исследования проводятся по следующим направлениям:

1.Анализируется динамика продаж выбранного изделия за 3 года, т.е. изучается спрос на продукцию в разрезе потребителей.

2.Изучаются цены, по которым реализовывалось изделие, в которое входит деталь.

3.Анализируются потребители продукции с точки зрения постоянства их сотрудничества с нашим предприятием; их отношение к качеству продукции, рекламации и пожелания по улучшению качественных параметров.

4.Выявляются основные мотивы приобретения изделий, их качественные параметры и экономические характеристики: цены и эксплуатационные расходы.

5.Выявляются основные конкуренты, производящие аналогичные нашему изделия и описываются их качественные характеристики и цены.

6.Производится оценка конкурентоспособности нашего и конкурентного изделия, выявляются их недостатки и достоинства по сравнению с лучшими мировыми образцами.

7.Даются рекомендации по основным направлениям улучшения качественных и экономических показателей выбранного изделия.

8.Экономически обосновываются выбранные направления повышения конкурентоспособности изделия.

Намечаются конструкторско-технологические и организационные решения (с учетом результатов патентного поиска) по повышению качества и конкурентоспособности изделий.

Составляются список и обзор литературы по тематике.

6.Оценка уровня проектов [3;10]

Оценка уровня проектов производится по следующим показателям

[3]:

-удельный вес прогрессивных оборудования, приспособлений, инструментов;

-использование принципиально новых технологий, конструкций приспособлений и инструментов (патентов);


6

-использование прогрессивных организационных форм, элементов системной логистики, систем управления качеством продукции, охрана труда и окружающей среды;

-уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных операций;

-коэффициент использования материала;

-прикладной характер проекта;

-объем и новизна использованной литературы.

Все проекты должны рецензироваться на кафедре и производстве. При небольшой реальной программе выпуска изделий на конкретном предприятии, затрудняющей обоснование применения в проекте прогрессивного оборудования, рекомендуется увеличивать программу (серийность) на основе типовой, групповой, модульной технологий с учетом создания специализированного производства конструктивноподобных изделий для нужд региона с кооперированными поставками

продукции.

7

Рекомендуемая литература

1.Берлинер Ю.И. Технология химического и нефтяного аппаратостроения / Ю.И. Берлинер, Ю.А. Балашов. – М.: Машиностроение, 1976.

2.Коган Б.И. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. – Кемерово: КузГТУ, 1998.

3.Коган Б.И. Прогрессивная технология горного машиностроения. Ч. 1 и 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

4. Коган Б.И. Проектирование механосборочных цехов. Ч. 1 и 2. – Кемерово: КузГТУ, 2001.

5.Коган Б.И. Автоматизированные транспортно-складские системы участков механической обработки деталей. – Кемерово, 2002.

6.Никифоров А.Д. Типовые технологические процессы изготовления аппаратов для химических производств / А.Д. Никифоров, В.А. Беленький, Ю.В. Поплавский. – М.: Машиностроение, 1979.

7.Полетаев В.А. Методические указания по выполнению дипломного проекта для студентов специальности 120100 / В.А. Полетаев, А.А. Клепцов, В.Г. Лоскутников. – Кемерово: КузГТУ, 1996.

8.Полетаев В.А. Методические указания по выполнению выпускной работы бакалавров по направлению 552900 / В.А. Полетаев, А.Н. Трусов, В.В. Трухин. – Кемерово: КузГТУ, 1998.

9.Полетаев В.А. Методические указания по выполнению магистерской диссертации по направлению 552900. – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2002.

10.Солод Г.И. Основы квалиметрии. – М.: МГИ, 1991.

11.Трусов А.Н. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов направления 552900. – Кемерово: ГУ КузГТУ, 2002.


8

Приложение 1

Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра технологии машиностроения

Утверждаю:

Зав. кафедрой___________________

“_____”________________ 200__ г.

Задание* на курсовой проект по технологии машиностроения

студенту ____________________________________

курса _____________, группы __________________

1. Тема задания: разработать технологический процесс механической обработки деталей (или группы деталей), сборки с годовой программой выпуска

2. Спроектировать установочное приспособление (с механизированным приводом) для режущий инструмент

мерительный инструмент или приспособление для

схему наладку

3.Состав графической части: рабочий чертёж детали, чертёж заготовки, карта наладки, сборочный чертёж приспособления, чертёж режущего инструмента, чертёж мерительного инструмента.

4.Дата выдачи задания

5.Дата защиты

Примечание: рекомендуется использовать результаты патентного поиска.

Руководитель (консультант)

_______________________________________________________________________

* На исследовательский проект задание разрабатывает руководитель (консультант) проекта.

9

Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Механико-машиностроительный

Кафедра технологии

факультет

машиностроения

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Зав. кафедрой

 

_________________

 

«_____»__________

ЗАДАНИЕ на выполнение дипломного проекта

Студенту

Специальность

Тема дипломного проекта

Утверждено приказом

№_____от_________200_г.

Срок сдачи законченного проекта

«___»_____________200_г.

1.Исходные данные:

2.Перечень вопросов, подлежащих разработке в дипломном проекте, название специальной части

Консультанты по проекту:

Руководитель проекта:

Задание принял к исполнению

«____»__________200__г

Кемерово 200__