Файл: В.В. Зиновьев Компьютерная имитация и анимация программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 210200.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
18
В имитационных моделях полезным является способность читать данные из одного внешнего файла и выводить результаты моделирования в другой внешний файл. Для использования такой особенности необходимо изучить специальные управляющие операторы GETLIST, PUTPIC и блоки BGETLIST, BPUTPIC. При изучении данной темы следует обратить внимание на опции этих управляющих операторов и блоков и на формат написания команд.
При создании моделей компьютерной имитации и анимации помогут стандартные числовые атрибуты времени AC1 и транзактов XID1, поэтому рекомендуется повторить тему разд. 2.6, посвященную стандартным числовым атрибутам. Для упрощения изучения данного раздела рекомендуется использовать готовые примеры компьютерной имитации и анимации.
Контрольные вопросы
1.Назовите функциональное предназначение переменных ввода вывода и перечислите их типы.
2.Какие директивы компилятора используются для определения переменных?
3.Покажите способы присвоения переменным числовых значений?
4.Для чего и как используются логические имена файлов?
5.При помощи каких управляющих операторов и блоков можно читать данные из внешнего файла и выводить информацию во внешний файл?
6.Назовите преимущества применения анимации для отображения результатов моделирования по сравнению с традиционным способом представления выходных данных в стандартном файле отчета?
7.Перечислите этапы связи анимации с имитационной моделью.
8.Какую роль играют стандартные числовые атрибуты AC1 и XID1 при связи анимации с имитационной моделью?
19
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1. Цель и задачи контрольной работы
Цель контрольной работы – развитие практических навыков решения задач исследования и проектирования технологических процессов на ПЭВМ.
В задачи контрольной работы входят:
•закрепление знаний по математическим и программным средствам имитационного моделирования;
•постановка и проведение имитационных экспериментов с моделями технологических процессов на базе методов компьютерной имитации и анимации для оценки вероятностно-временных характеристик функционирования систем;
•принятие обоснованных инженерных решений.
3.2. Содержание контрольной работы
Темы контрольной работы (КР) назначаются преподавателем. Преподаватель выдает вариант типового задания (один из 30), содержащий текстовое описание технологического процесса и численные данные о переменных и параметрах объекта моделирования и воздействиях внешней среды, характеристики процесса функционирования объекта, которые необходимо оценить в ходе моделирования.
Выполнение контрольной работы состоит из четырех этапов.
Этап 1. Представление заданного технологического процесса в виде системы массового обслуживания (СМО).
Этап 2. Разработка в соответствии с СМО имитационной модели на специализированном языке GPSS/Н.
Этап 3. Отображение динамики технологического процесса при помощи языка компьютерной анимации Proof Animation.
20
Этап 4. Оценка характеристик технологического процесса на разработанных моделях компьютерной имитации и анимации.
Перед выполнением контрольной работы следует ознакомиться с соответствующими разделами курса «Компьютерная имитация и анимация». Для этого достаточно пользоваться литературой [6, 8], в которой содержатся все необходимые данные для выполнения работы.
3.3. Объем и содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из двух частей: пояснительной записки и графической части.
Графическая часть выполняется на компьютере и заносится на дискету, которая вкладывается в конверт. Конверт приклеивается к пояснительной записке. Эта часть включает 5-7 слайдов и анимацию заданного технологического процесса. Здесь должны быть представлены:
•схема моделируемого процесса с заданием на контрольную работу;
•модель заданного процесса в виде системы массового обслуживания (СМО);
•блок-схема разработанной имитационной модели;
•анимация заданного процесса с результатами моделирования.
Пояснительная записка к контрольной работе должна давать достаточно полное представление о принципе решения задачи моделирования технологического процесса. Записка иллюстрируется схемами, графиками, таблицами и программами. Эти схемы и программы входят в общий объем пояснительной записки и нумеруются.
Пояснительная записка должна включать в указанной последовательности следующие разделы: титульный лист; аннотацию; задание, подписанное преподавателем; содержание с указанием страниц; введение; разделы и подразделы основной части; заключение; список литературы; приложения.
Общий объем записки не должен превышать 20 страниц, в том числе введение – не более 1-2 страниц.
21
3.4. Последовательность выполнения контрольной работы
Этап 1. На этом этапе реализуется переход от словесного описания технологического процесса к его математической модели. Здесь требуется описать заданный объект моделирования в абстрактных терминах и понятиях с использованием теории систем массового обслуживания.
Для этого необходимо:
•определить потоки событий (входящие потоки заявок и потоки обслуживаний для каждой очереди и прибора обслуживания);
•определить структуру системы массового обслуживания (число фаз, число каналов обслуживания, число очередей для каждой из фаз обслуживания заявок и связи источников заявок, приборов и очередей);
•определить алгоритмы функционирования системы массового обслуживания (дисциплины ожидания заявок в очередях и выбора на обслуживание каналов, правила ухода заявок из очередей и приборов).
Этап 2. Здесь математическая модель, сформированная на первом этапе, воплощается в конкретную машинную модель, ориентированную на использование специализированного языка компьютерной имитации
GPSS/H.
Вначале требуется построить модель по блочному принципу, то есть в виде совокупности стандартных блоков языка GPSS/H. Для этого необходимо:
•определить, что будет отображаться транзактами в модели;
•определить количество сегментов, из которых будет состоять модель;
•в соответствии с табл. 3.1 подобрать блоки (цепь блоков), которые будут отображать события в заданной технологии.
После построения блок-схемы необходимо перейти к программированию модели. Переход от блок-схемы к программе является формальным шагом, так как заключается в записи пространственной структуры в линейном виде с добавлением необходимых управляющих операторов, что не требует специальных навыков.
22
|
|
Таблица 3.1 |
|
Условные обозначения на блок-схеме |
|
Вид блока |
Назначение блока |
Технологическая интерпре- |
|
|
тация |
|
Введение транзакта |
Начало процесса |
|
|
|
|
Удаление транзакта |
Завершение процесса |
|
|
|
|
Задержка транзакта |
Продолжительность выполне- |
|
|
ния операции |
|
|
|
|
Занятие прибора |
Включение единичного обору- |
|
|
дования |
|
|
|
|
Освобождение прибора |
Выключение единичного обо- |
|
|
рудования |
|
|
|
|
Присоединение транзакта к |
Занятие накопителя |
|
очереди |
|
|
|
|
|
Отсоединение транзакта от |
Освобождение накопителя |
|
очереди |
|
|
|
|
|
Занятие многоканального |
Включение оборудования в |
|
устройства |
группе |
|
|
|
|
Освобождение многока- |
Выключение оборудования в |
|
нального устройства |
группе |
|
|
|
|
Передача транзакта в непо- |
Выполнение непоследователь- |
|
следовательный блок |
ной операции |
|
|
|
|
Изменение параметров |
Задание технологических пара- |
|
транзакта |
метров |
|
|
|
|
Условное перенаправление |
Проверка технологических па- |
|
транзактов |
раметров |
|
|
|
23
На данном этапе также требуется создать файл-меню, куда будут вводиться исходные данные. Файл-меню создается специально для данного процесса в виде неформатируемого текстового файла типа ASCII.
Этап 3. На этом этапе требуется отобразить динамику заданного технологического процесса на компьютере при помощи специализированного языка компьютерной анимации Proof Animation.
Для этого при помощи опций, приведенных в табл. 3.2, необходимо в режиме «Draw Mode» нарисовать статические элементы анимации (контуры цеха, станки, траектории движения транспортных средств и т.п.), а в режиме «Class Mode» динамические объекты (детали, транспортные средства, рабочих и т.п.).
|
Таблица 3.2 |
|
Опции режимов рисования |
|
статических и динамических элементов |
Опция |
Назначение |
|
|
Box Edit |
Редактирование элементов |
Trim |
Удаление частей дуг и линий щелчком мыши |
Snap |
Установка степени точности управляемого мышью курсо- |
|
ра |
Line |
Рисование прямых линий |
Pоlyline |
Рисование ломаных линий и многоугольников |
Arc |
Редактирование дуг и окружностей |
Fillet |
Скругление углов |
Text |
Вывод на экран статического текста |
Message |
Для вывода результатов имитационных экспериментов как |
|
динамических сообщений на статическом поле |
Fill |
Заполнение цветом областей |
Для связи анимации с имитационной моделью необходимо добавить в те места GPSS/H-модели, где требуется динамическое отображение операций, специальные команды управления в соответствии с табл. 3.3.